Влияние истории на формирование японского менталитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных этапов исторического развития Японии и их влияния на формирование японского менталитета.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) изучение литературы, монографий, учебных пособий, статей, освещающих исторические события в Японии и особенности японского менталитета, их взаимосвязь;
2) характеристика осноных этапов истории Японии, которые оказали наиболее значимое влияние на формирование японского менталитета;
3) анализ и систематизация описываемых в литературных источниках особенностей менталитета японцев;
4) выводы о влиянии исторических событий на формирование японского менталитета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Основные особенности исторического развития, повлиявшие на формирование японского менталитета……………………………….............5
1.1. Особенности островного положения……………………………...5
1.2. Религия японцев…………………………………………………….6
1.3. Пеиод Хэйан ………………………………………………………..8
1.4. Период Эдо (изоляции)……………………………………………..8
1.5. Япония в IX-ХХ веках Японии…………………………….………9
1.6. Заимствование в истории..………………………………………..11
ГЛАВА 2. Менталитет и национальные особенности японского народа…13
2.1 Мировосприятие и особенности мышления……………..………13
2.1.1. Понятие красоты……………………………………………….13
2.1.2. Простота и естественность……………………………………15
2.1.3. Гармония………………………………………………………..16
2.1.4. Пространство…………………………………………………...17
2.1.5. Понятие «свой - чужой»………………………………………19
2.2. Основные нравственные устои японцев. ……………………….21
2.2.1. Долг признательности………………………………………...22
2.2.2. Долг чести……………………………………………………..24
2.2.3. Коллективизм …………………………………………………26
2.2.4. Эстетика умолчания…………………………………………...28
2.2.5. Отношение к работе…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 глава 24 мая 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

1.5. Япония  в IX - XX веках.

Один из значительных периодов в развитии Японии, повлиявших на  формирование японского менталитета, - период Мэйдзи (1867-1912), называемый периодом реставрации.

После долгого периода  изоляции открытие Японии для  других стран выявило неконкурентноспособность в различных сферах, отсталось развития  экономики, вследствие чего началась активная  «оккупация» страны.  Это вызвало недовольство со стороны различных слоев японцев. В целях сохранения самостоятельности и самобытности страны были проведены реформы, носящие революционный характер. Взяв за основу западные политическую, судебную и военные системы, Кабинет министров Японии создал Тайный совет, подготовил к принятию Конституцию Мэйдзи и собрал парламент. Реставрация Мэйдзи превратила Японскую империю в индустриальную мировую державу. После победы в японо-китайской (1894—1895) и русско-японской (1904—1905) войнах Япония обеспечила себе господство на Японском и Жёлтом морях и присоединила к себе Корею, Тайвань и южный Сахалин.

По сути, за этот период из феодального государства превратилось в современное,  с сильным обновленным идейным фундаментом развития страны.

Новому правительству  нужна была идеологическая опора, которой стала синто: идея заключалась в том, что так же, как император был восстановлен в своём законном статусе главы государства, и синто могло быть реставрировано в его законной позиции, как старая императорская религия и новая государственная. Престиж императора основывался на представлениях синтоистской мифологии о божественном его происхождении, и поэтому император рассматривался как данный свыше глава общенационального культа.

По словам Байрона Эрхарта: «Япония всегда представляла собой странную смесь старого и нового, и Реставрация Мэйдзи попыталась найти свою особую смесь, чтобы вернуться к чистой, японской форме правления и религии, в то же время храбро открывая Японию для всего нового, иностранных идей и обычаев». 

После периода правления  Мэйдзи последовало правление императора Тайсё, в ходе которого произошло ослабление роли императора и усиление демократизации. ХХ век ознаменован для Японии войнами, в которых Япония выступала захватчиком и оккупантом. Период войн завершился 14-го августа 1945 года с принятием решения о безоговорочной капитуляции во Второй Мировой войне.

Одно из важных событий, обусловивших такое решение, – это атомная бомбардировка Хиросимы и Насаги. Поражение в войне и последствия атомного разрушения указанных городов оказали большое влияние состояние японского народа. Был повержен разрастающийся идеал японцев, как уникальной нации, которая «выше» других, впоследствии даже сложился и имел место некоторое время «комплекс неполноценности» японцев. Тем не менее, в эти трудные для японцев времена проявились и укрепились такие черты менталитета, как терпеливость, выносливость, трудолюбие.

После войны Япония была полностью разорена. Все крупные  города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Оккупация  Японии силами Союзников началась в  августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года.

В 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную силу и являлся как бы "символом" государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и права человека. Произошла децентрализация экономики путем разбиения финансовых групп и других крупных компаний, реформирование системы образования и полиции. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, чётко разделились роли государства и синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию.

В 80-е годы Япония продемонстрировала чудеса экономического процветания и стала мировым лидером в области высоких технологий. В начале 90-х в Японии начался экономический и политический кризис, в сущности, продолжающийся по сей день в той или иной степени. Япония в условиях глобализации столкнулась с очередными трудностями самоопределения. Пережив несколько экономических кризисов, Япония была вынуждена пересмотреть свои позиции с точки зрения новейших социологических исследований, утверждающих наступление новой эры - эпохи «после Америки». Вновь были организованы специальные исследовательские группы, в работах которых представлена информация о характерных изменениях, происходящих в японской политической мысли, имеющих влияние на формирование внешнеполитического курса.

Влияние событий ХХ века на мировосприятие, мышление и поведение японцев - значительное. Однако основные идеи и основы, заложенные  ранее, по своей сути, остались прежними, что подтверждает особый менталитет и значимость традиций японцев.

1. 6. Заимствование в  истории Японии

В течение всей истории  Японии, начиная с ее образования, развитие быта и культуры Японии основывалось на заимствовании от других культур  и народов, а затем развивалось, перерабатывалось, адаптировалось и совершенствовалось.

Совокупность исторических событий, связанных с заимствованиями, показывает и объясняет также  особенность характера и поведения  японцев. Согласно одной из теорий образования  Японии первыми обитателями Японского архипелага были переселенцы из восточной части Евразийского материка (впоследствии Кореи и Китая). В течение веков волны переселенцев из материковых областей накатывали на Японские острова, принося с собой новые знания, трудовые навыки, верования. В японских летописях говорится о больших группах переселенцев с Корейского полуострова уже в начале 3 века. В середине 5 века  в Японии насчитывалось около 20 тысяч потомственных прядильщиков шелка, которые прибыли с материка. Таким образом, «значительная часть населения исторической Японии была образована выходцами с материка, а сама древнеяпонская культура сформировалась при непосредственном участии переселенцев» (Мещеряков, Грачев, 365)6.

Имея в своем распоряжении неограниченные пищевые морские ресурсы, а за морем – неиссякаемый источник полезных знаний и умелых людей, японцы не испытывали необходимости придумывать что-то самим. В их сознании сложился устойчивый стереотип: хочешь узнать что-то новое – поезжай на материк. Со временем он превратился в традицию, передаваемую через поколения. Переняли японцы и китайскую систему письма, а письменность в свою очередь окончательно закрепила традицию. Так в японском национальном сознании сформировался первый важнейший принцип взаимоотношений с внешним миром – имитация.

Заимствуя, японцы имитировали  не все, а только то, что считали  подходящим и полезным. Например, индийская  технология заливного рисосеяния быстро прижилась в Японии, животноводство оказалось невостребованным. Китайское  конфуцианство они сделали основой государственного управления, но без статуса правителя.

Второй  аспект японских заимствований –  адаптация, и третий – видоизменение  и усовершенствование. Усовершенствование и составляет суть японского творческого  процесса. Заимствованные технологии усовершенствуются до неузнаваемости и становятся более престижными.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Менталитет и национальные особенности японского народа.

«Менталитет - это мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью.»7

2.1  Мировосприятие и особенности мышления.

Одно и то же явление, выражение может быть воспринято и понято совершенно по-разному представителями  различных культур.  Можно очень укрупнено делить народы по особенностям менталитета и мировосприятию на европейские, западные, восточные, однако каждая страна и национальность обладают только им присущими качествами, особенностями мышления. Так, на слуху особенность российского менталитета, но еще более уникален в своем мировосприятии японский народ, что обусловлено их особым географическим положением и историей развития.

2.1.1. Понятие красоты.

Одна из особенностей мировосприятия японцев – это  понятие красоты.

Мерами красоты у  японцев лежат четыре понятия, три  из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто и основываются на взгляде на вещи как на одушевленные существа, а четвертое (югэн) навеяно буддийской философией.

Красота и естественность для японцев тождественны. Все, что  неестественно, не может быть красивым, но ощущение естественности  можно усилить  добавлением особых качеств. Считается, что время  способствует выявлению сущности вещей. Они видят особое очарование в следах возраста: потемневший след старого дерева, замшелый камень в саду, обтрепанность вещи. Эти черты давности именуются словом «саби»,  что буквально означает «ржавчина». Саби воплощает связь между искусством и природой.

Ваби -  это отсутствие чего-либо вычурного, броского нарочитого, то есть в представлении японцев, вульгарного, это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное в всем, что окружает человека в его в будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта.

Со временем слова  ваби и саби стали употребляться слитно, как одно понятие «ваби-саби», которое обрело еще более широкий смысл, превратишись в обиходное слово «сибуй».  Сибуй – это красота естественности и простоты, это первородное совершенство, красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. При минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух  качеств японцы считают идеалом.

Понимание красоты заложено в японцах от природы в самом  буквальном смысле. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное,  любоваться невидимым. «Югэн» - воплощает мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности. Заложенная в природе Японских островов постоянная угроза непредвиденных стихийных бедствий сформировала у народа душу, очень чуткую к изменениям окружающей среды. Буддизм добавил сюда тему о непостоянстве мира. Обе эти предпосылки привели японское искусство к воспеванию изменчивости, бренности. В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя, нельзя достигнуть  полного совершенства иначе как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен. Поэтому больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Японский художник  умышленно оставляет в своем произведении некое свободное пространство, предоставляя каждому человеку по-своему заполнять его собственным воображением. Подобно этому «японец воспринимает иероглиф не просто как несколько штрихов кистью, а как некую идею».8

Точно выразил суть Г.Востоков: «Чуткий ко всяким проявлениям движения жизни, японец мало любит форму, этот предел подвижности. Симметричность всего живущего, форм животных и растений – это явное выражение стремления природы к равновесию – оставляет его совершенно равнодушным. Он наблюдает и ухватывает в природе асимметричное, нарушенное равновесие, подчеркивает формы в момент изменения.» 9

2.1.2. Простота и естественность

Стремление к простоте форм и естественности прослеживается во многих сферах японской жизни: искусстве (поэзии, живописи, архитектуре, музыке), в отношении к пище, одежде.

Тяга японцев ко всему  простому, понятному и надёжному  научила их умело делить сложные  процессы и явления на простые  составляющие, обрабатывать до совершенства детали и за счёт этого улучшать качество процесса в целом. Этих принципов придерживались и в работе, и в искусстве.

Заимствованная в Китае  чайная церемония – по сути, довольно простое действо – превратилось в углубленный ритуал. При этом размеры чайного домика и используемые во время церемонии предметы неумолимо уменьшились в размерах. Японцы растянули церемонию по времени, разделили на фазы, строго их регламентировали и придали деталям особый, скрытый смысл. Она стала наполненной философским смыслом.

Японская музыкальная  и вокальная культура имеет свою специфичность. Национальная японская музыка не является видом искусства в его западном понимании. Она проста по гармонии и служит для оформления сценического действия, сопровождает и создает фон. Японская вокальная культура строится на использовании среднего голосового диапазона и отличается отсутствием высоких и низких тонов. Японские певцы никогда не стремились  продемонстрировать мощь голоса. Хороший певец в Японии – это человек с музыкальным слухом и выразительным средним диапазоном, поэтому пение в Японии – это не высокое искусство для избранных, доступный для многих способ отдохнуть и развлечься.

Индийская храмовая архитектура  и скульптура, пришедшая в Японию через Китай и Корею, изначально имела довольно сложные формы, например, тысячерукая богиня милосердия. Однако собственная трактовка японцами пространственной композиции и храмового убранства отчетливо обнаруживает стремление к упрощению: пустые просторные залы и переходы из неокрашенного дуба, минимум убранства и храмового инвентаря.

Можно отметить простоту и краткость стихотворных форм в  японской поэзии. Известные формы  японского стихосложения – танка (31 слог) и хайку (17 слогов). Особенность  японской поэзии также состоит в  том, что она меньше, чем в какой-либо  другой стране, принадлежит высшим слоям общества. «Японское искусство во всех его проявлениях гораздо ближе к простым людям и проще по содержанию, чем в других странах.» 10

Даже в японских сказках  действуют  обычные люди, живущие  обычной жизнью, в отличие от русских и западных сказок с мифическими персонажами. Примером упрощения может также служить рисованные картинки манга, с помощью которых даже издаются некоторые учебные курсы.

2.1.3. Гармония.

Характеризуя особенности  мировосприятия японцев, можно рассматривать как одну из важных особенностей, пронизывающих  все стороны их жизни, это гармония в различных ее проявлениях (в отношении к природе, между людьми, в отношениях подчиненности, в государственной системе и быту).

Обращаясь  к истории  Японии со времени ее основания, неизменно видим в ней присутствие духа гармонии. Гармония есть результат основания государства, сила его исторического развития и человеческий путь, неотделимый от повседневной жизни.

Информация о работе Влияние истории на формирование японского менталитета