Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа
Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попытаться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1
1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1
1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6
2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6
3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8
3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10
3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11
3.4.1 МИФ 12
3.4.2 РЕЛИГИЯ 13
3.4.3 ИСКУССТВО 14
3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15
3.4.5 НАУКА 15
3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17
3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18
3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19
4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22
4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23
"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ
4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24
4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26
5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Кроме того материальная культура хранит в себе материальные
ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудо-
- 11 -
ванные памятники природы и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.
Следовательно, в культурологическом подходе материальное
производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
Материальная культура
в целом, как и материальное
производство в частности,
Гармоничные отношения
между материально-
3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и исплоьзование различных культурных форм. Каждая из этих
- 12 -
форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своемй выражается суть человеческого бытия.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
В современной культуре
можно уже говорить об
3.4.1 МИФ
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
Миф - наиболее древняя
система ценностей. Считается,
что в целом культура
В этих условиях выбор
и ориентация личности
- 13 -
чивая и персонифицируя явления
окружающего мира, сводит их к человеческим
представлениям. На этой почве
становится возможной конкретно-
3.4.2 РЕЛИГИЯ
Религия, как и миф,
выражает потребность человека
в ощущении своей
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и не-
- 14 -
бесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.
Светские ценности более условны, они легче подвергаются
преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.
3.4.3 ИСКУССТВО
Параллельно с мифом
и религией в истории культуры
существовало и действовало
искусство. Искусство есть
Искусство продуцирует
свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения
действительности. Задача искусства
сводится к познанию
Искусство рефлексирует
мир, воспроизводит его. Сама
рефлексия может иметь три
измерения: прошлое, настоящее
- 15 -
ные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
3.4.4 ФИЛОСОФИЯ
Рассуждая о духовных
составляющих культуры, нельзя не
упомянуть философию.
3.4.5 НАУКА
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, су-
- 16 -