Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того материальная культура хранит в  себе  материальные

 

ценности прошлого - памятники, археологические объекты,  оборудо-

 

 

 

 

 

                               - 11 -

 

ванные  памятники  природы  и  т.п.  Следовательно,  объем  мате­риальных  ценностей культуры шире объема  материального  производ­ства, и  уже поэтому нет тождества между материальной культурой  в целом и материальным производством в частности. Кроме того,  само по себе материальное производство можно характеризовать в  терми­нах культурологии, то  есть  говорить  о  культуре  материального производства, о степени его совершенства, о  степени  его  рацио­нальности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных  отношений,  которые  в  нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии  произ­водства, о культуре управления и организации его, о культуре  ус­ловий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

 

Следовательно,  в  культурологическом  подходе   материальное

 

производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитар­ного или гуманистического совершенства, в то время как с экономи­ческой точки зрения, материальное производство изучается  с  тех­нократической точки зрения, то есть его  эффективности,  величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

 

    Материальная культура  в целом, как и  материальное  производ­ство в частности, оценивается  культурологией с точки зрения  соз­даваемых ими средств и  условий  для  совершенствования   жизнедея­тельности человека, для  развития его "Я", его творческих  потен­ций, сущности человека как разумного существа,  с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей  человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на  различ­ных этапах эволюции материальной культуры, так и в  конкретно-ис­торических  обществееных  способах  материального   производства, складывались различные условия и создавались различные по  уровню совершенства средства для воплощения творческих идей  и  замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

 

    Гармоничные отношения  между материально-техническими  возмож­ностями и преобразующими  замыслами человека в истории   существуют не всегда, но когда  это объективно становится возможным,  культу­ра развивается в оптимальных  и сбалансированных формах. Если гар­монии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо  утопич­ностью и революционизмом.

 

    3.3   ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  КУЛЬТУРЫ

 

    Человек по-разному может реализовать свое творческое  начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через  созда­ние и исплоьзование различных культурных  форм.  Каждая  из  этих

 

 

 

 

 

                               - 12 -

 

форм обладает своей "специализированной" смысловой и символичес­кой системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать  лишь  под­линно всеобщие формы духовной  культуры,  в каждой  из  которых по-своемй выражается суть человеческого бытия.

 

      Развитие культуры  сопровождается возникновением и становле­нием относительно самостоятельных систем ценностей.  Вначале  они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит  ко  все более глубокой специализации и, наконец, к относительной  их  са­мостоятельности. Так случилось  с  мифологией,  религией,  искус­ством, наукой.

 

    В современной культуре  можно уже говорить об относительной  их самостоятельности и о взаимодействии  культуры с этими институтами.

 

    3.4.1 МИФ

 

    Миф есть не только  исторически первая форма   культуры,  но  и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и  тогда,  когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность  ми­фа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смыс­ловое породнение человека с силами непосредственного бытия,  будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как  единствен­ная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что  чело­век не отличает смысл от природного свойства, а смысловую  (ассо­циативную  связь от причинно-следственной.  Все  одушевляется,  и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку  мифо­логических существ - демонов и богов.

 

    Миф - наиболее древняя  система ценностей.  Считается,  что  в целом культура движется  от мифа к логосу, то есть  от  вымысла  и условности  к знанию, к закону. В этом плане в современной культу­ре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют руди­ментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто  обесцени­вает миф, показывает неадекватность регулятивных функций  и  цен­ностей мифа, сущности современной социокультурной действительнос­ти. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современ­ной культуре создает средства и способы символического  мышления, он способен ценности современной культуры интерпритировать  через идею "героического", что, скажем недоступно  науке.  В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX  века. Фантазия  и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержа­ния, ибо в мифе все условно и символично.

 

    В этих условиях выбор  и ориентация личности раскрепощается  и, следовательно, используя условность, она может достигать  высокой  гибкости, что, например, почти недоступно  религии. Миф,  очелове-

 

 

 

 

 

                               - 13 -

 

чивая и персонифицируя явления  окружающего мира, сводит их к  че­ловеческим  представлениям. На  этой  почве  становится  возможной конкретно-чувственная  ориентация человека, а это  один  из  самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и при­митивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, нап­ример, в язычестве. Но  в  развитых  культурах  подобные  явления имеют скорее характер рецидива или являются  механизмом  реализа­ции того или иного архетипа, особенно  в  массовой  культуре  или массовом поведении. Мифология часто используется в  XX  веке  как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и  фети­шизации. Миф позволяет заострять тот или  иной  аспект  ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпя­чивать.

 

    3.4.2 РЕЛИГИЯ

 

    Религия, как и миф,  выражает потребность человека  в  ощущении своей причастности  к основаниям бытия. Однако  теперь свои основа­ния человек  ищет уже не в непосредственной  жизни  природы.  Боги развитых религий находятся в сфере  потустороннего  (трансценден­тного). В отличие от мифа, здесь  обожествляется  не  природа,  а сверхестественные  силы человека, и прежде всего, дух с его  сво­бодой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия ос­вобождала человека от мифологической слитности с природой и внут­ренней зависимости от стихийных сил и страстей.

 

    Религия стала доминировать  в культуре вслед за мифом. Ценнос­ти светской культуры и ценности религии  часто  не  гармоничны  и противоречат друг другу. Например, в понимании  смысла  жизни,  в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии -  это вера в  Бога  или  вера  в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом,   рациональным  путем. В этом ключе  и  формируются  все ценности религии. Культура, как правило,  модифицирует  становле­ние религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным  влия­нием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что  религия  оперирует  в основном коллективными представлениями и  поэтому  -  сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии  принимаются  сооб­ществом единоверцев, поэтому религия действует прежде  всего  че­рез мотивы консолидации, за счет единообразной оценки  окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия ус­танавливает градацию ценностей, придает им святость  и  безуслов­ность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценнос­ти по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных  и  не-

 

 

 

 

 

                               - 14 -

 

бесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения  смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию  к  кон­сервации ценностей и культурных традиций, что может вести  к  со­циальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

 

Светские  ценности  более  условны,  они  легче  подвергаются

 

преобразованиям и интерпретации  в духе времени.  Общая  тенденция  проявляется здесь в том, что  в развитии культуры постепенно  уси­ливаются процессы секуляризации, то  есть  освобождения  культуры из-под влияния религии.

 

    3.4.3 ИСКУССТВО

 

    Параллельно с мифом  и религией в истории культуры  существова­ло и действовало  искусство. Искусство есть выражение   потребности человека в образно-символическом  выражении и переживании значи­мых моментов своей жизни. Искусство создает для человека  "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных  специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, само­выражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших  пот­ребностей человеческой души.

 

      Искусство продуцирует  свои ценности за счет  художественной  деятельности, художественного освоения  действительности.  Задача искусства  сводится к познанию эстетического,  к художественной ин­терпретации автором явлений окружающего  мира.  В  художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не  разделены  и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью систе­мы образных средств и создает производную (вторичную)  реальность - эстетические оценки.  Искусство  обогащает  культуру  духовными ценностями  через  художественное  производство,  через  создание субъективных представлений о мире, через систему образов,  симво­лизирующих смыслы и идеалы  определенного  времени, определенной эпохи.

 

    Искусство рефлексирует  мир, воспроизводит его.  Сама  рефлек­сия может иметь три  измерения: прошлое, настоящее   и  будущее.  В соответствии  с этим возможны различия в  типах тех ценностей,  ко­торые  создает искусство. Это ретроценности, которые  ориентирова­ны в прошлое,  это  реалистические  ценности  ,  которые  "точно" ориентированы к настоящему,  и,  наконец,  авангардные  ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их  регулятивной роли. Однако, общим для всех  этих  ценностей  является  то,  что всегда они обращены к человеческому "Я". В  этом  содержатся  как положительные, так и отрицательные моменты, то есть  художествен-

 

 

 

 

 

                               - 15 -

 

ные ценности, преломляясь в сознании и подсознании  человеческого "Я",  могут порождать как рациональные так и иррациональные моти­вы и стимулы к выбору в поведении человека.

 

   Роль искусства в развитии  культуры  противоречива.  Оно   кон­структивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе  возвышен­ных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъекти­вации, способно поддерживать открытость системы ценностей, откры­тость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном  сче­те воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

 

    3.4.4 ФИЛОСОФИЯ

 

    Рассуждая о духовных  составляющих культуры, нельзя не  упомя­нуть философию. Философия  стремиться выразить мудрость  в  формах мысли (отсюда и  ее название, которое  буквально  переводится  как "любовь к мудрости"). Философия возникла как  духовное  преодоле­ние мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих  ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В  качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бы­тия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия  обра­щается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом,  фи­лософия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает  че­ловеческие ценности, человеческое  отношение  к  миру.  Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры,  то  филосо­фия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля,  теоре­тическая душа культуры. Многообразие культур и возможность раз­ных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многооб­разию спорящих между собой философских учений.

 

    3.4.5 НАУКА

 

    Наука имеет своей  целью рациональную  реконструкцию   мира  на основе постижения  его существенных закономерностей. Она неразрыв­но связана с философией, которая выступает  в  качестве  всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить  место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

 

    Наука - один из новых  институтов в структуре культуры.  Одна­ко значение ее быстро растет, а современная культура  воспитывает глубокие изменения под влиянием науки.  Духовная  эволюция  через миф, религию и философию привела человечество к науке, где досто­верность и истинность получаемых  знаний  проверяется  специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом,  су-

 

 

 

 

 

                               - 16 -

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры