Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

ществует  как  особый  способ  производства  объективных  знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения  к  объекту познания, то есть наука  лишает  объект  какого-либо  ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая  знания  человеку,  воору­жает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал  Ф.  Бекон. Но для каких целей и с каким умыслом употребяется  эта  сила?  На этот вопрос должна отвечать культура.

 

    Гуманистическая  ценность, культурогенная роль науки   неодноз­начны. Если ценность  науки измерять практическими   последствиями, то она, с одной  стороны, дала компьютер, а   с  другой  -  ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время  как  выс­шая ценность для культуры - человек. Наука, будучи  мощным  сред­ством рационализации человеческого труда, может с успехом  "робо­тизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука  ограни­чивает возможности духовного  развития.  Стремясь  контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему чело­веческих  ориентиров, что ведет в дальнейшем к  созданию  условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и  глубоко­го специалиста.

 

    Познание,  будучи  жизненно  важной  потребностью  человека,

 

приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда  оно стало развиваться в форме  науки. Н. Бердяев подчеркивал, что  жаж­да познания, оторванная от ценностей, идеалов  Добра  и  Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная  со­циальная функция науки  -  усовершенствовать  средства  жизнедея­тельности человека, то есть задача повышения эффективности,  пос­тольку она  порождает  прагматизм  как  стиль  жизни.  Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, мате­риалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы  прог­ресса, которые все более ощутимо довлеют над другими  смыслами  и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев  замечал  по  этому поводу: это идея прогресса превращает каждое  поколение,  каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство  и  ору­дие достижения некой "окончательной цели".

 

   Самый важный результат  научного прогресса - возникновение   ци­вилизации, как системы рационализированных   и  технициализирован­ных форм  бытия человека. В  определенном  смысле,  цивилизация  и культура несовместимы.  Технифицированные  формы  бытия  человека противостоят внутренним началам духовной сущности  человека.  Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура  -  это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время  как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только ра­зума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в на­растающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны-

 

 

 

 

 

                               - 17 -

 

ми результатами прогресса.

 

    Современная история  человечества без  науки   не  представима. Наука принадлежит  современной культуре, порождает   цивилизацию и, таким  образом,  связывает их в целостное образование.  Наука пре­вратилась в фундаментальный фактор  выживания  человечества,  она экспериментирует с его возможностями, создает новые  возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а  через  это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки  ог­ромны, и они все более глубоко  преобразовывают  культуру.  Можно утверждать, что наука обладает  некоторой  культурогенной  ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты.  Идеалы объективности и рациональности в такой культуре  приобретают  все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются  ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компонен­ты культуры, без них  нет  реального  человека.  Культура  всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична  сущнос­ти человека, а наука более отчуждена,  она  более  условна.  Цен­ность научного знания пропорциональна его полезности, но  это  по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет  прос­транство для технократических атрибутов, обогащает сознание чело­века технократическими смыслами и значениями, но это все  элемен­ты цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества нау­ка действует как цивилизирующая сила, а культура - как  одухотво­ряющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского,  ноос­феру - сферу разума, рационального  обитания.  Рациональность  не всегда укладывается в требования нравственности.  В  культуре  XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармо­ничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рацио­нальностью и нравственностью не разрешится до тех пор  в  истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай  самого себя!"

 

    Наукоемкость культуры  возрастает и это  показатель  прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо  это показатель человечности исторического  прогресса.  Только  синтез того и другого дает надежду, что будет  построена   гуманистичес­кая цивилизация.

 

    3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ

 

    До недавнего времени  особое  внимание  уделялось   еще  одному компоненту духовной  культуры - идеологии. Впервые   наиболее  раз­вернуто проблему  идеологии поставили и разрешили  немецкие филосо­фы К. Маркс  и Ф. Энгельс. В "Немецкой  идеологии" и других  произ-

 

 

 

 

 

                               - 18 -

 

ведениях они используют категорию "идеология"  в  соответствии  с той традицией, которая сложилась  в конце XVIII-XIX  веках,  когда  этот термин  употреблялся  в  негативном  значении,  характеризуя "чуждые действительности мечтания" и  "ложное  сознание".  Но  К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные харак­теристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное об­разование, которое формируется  и  функционирует  в  рамках  над­строечных систем. Идеология определяется как функциональная  ха­рактеристика общественного сознания, отражающая общественное  бы­тие с позиций интересов тех или иных социальных  групп,  классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

 

    Следовательно, идеология представляет собой самосознание  со­циального субьекта: социальных групп, национальных и иных общнос­тей,  класса. Только  в  идеологии  специфические  интересы                  со-

 

циальных групп, классов  и  общностей  находят  свое   осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также  иметь в виду, что те или иные формы  общественного  сознания  принимают идеологический характер только в рамках  определенных  социальных институтов и представляющих их социальных  организаций:  государ­ства, политических партий,  церкви,  корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гу­манизм. В качестве примера идеологического напраления  -  можно привести метод социалистического реализма - это определенный  ху­дожественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологи­ческий характер. В характеристике этого метода содержатся сформу­лированные идеологические установки  на  процесс  художественного творчества, а также предъявляемые к этому  творчеству  определен­ные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализ­ма выступал как догматический и потому, что трактовался как един­ственно  верный,  закрывающий  возможности  проявления  всех  ос­тальных творческих методов.

 

   Таким образом, нельзя  расматривать идеологию  только  как  от­дельную составляющую  культуры - это скорее всего   больше  своеоб­разная надстройка  над самой духовной культурой,  так как она  про­низывает  все области духовной культуры.

 

   3.4.7  НРАВСТВЕННОСТЬ

 

   Нравственность возникает  после того,  как  уходит  в  прошлое миф, где человек  внутренне сливается с жизнью  коллектива  и  кон­тролировался  различными магическими табу, программировавшими  его поведение на уровне бессознательного. Теперь  человеку  требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности  от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы -  долг,

 

 

 

 

 

                               - 19 -

 

стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и фор­мированием зрелой личности возникает такой  нравственный  регуля­тив как совесть. Таким  образом,  нравственность  появляется  как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требова­ния к человеку растут по мере  расширения  этой  сферы.  Развитая нравственность есть реализация духовной  свободы   человека,  она основана на утверждении самоценности человека независимо от внеш­ней целесообразности природы и общества.

 

          Возможно  мною было уделено черезмерное  внимание духов­ной составляющей культуры, в ущерб  материальной,  как  известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие  определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не  стоит  забы­вать и многовековую мудрость: "Вначале  было  слово...".  Поэтому по-моему именно духовная составляющая  является  основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

 

    3.5   СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ  КУЛЬТУРЫ

 

    О культуре невозможно  говорить и рассуждать как  о чем-то  аб­страктном, оторванном  от человека, общества.  Культура  -  прежде всего явление социальное, равно как и включающее  в себя  со­циальные компоненты. Традиционно принято разделять культуру  на материальную и духовную, однако некоторые ее  элементы,  несмотря на то, что в значительной степени тяготеют к той или другой  сос­тавляющей культуры, все-таки, пожалуй, можно выделить отдельно.

 

Пожалуй, наиболее значимым компонентом, где сталкиваются  ма-

 

териальная и духовная сферы  человека является сфера производства, как место, где человек реализовывает свои  внутренний  потенциал, где он вступает в определенные отношения с коллективом, производ­ством. В этом контексте хотелось бы рассмотреть  понятие  культу­ры предприятий и  предпринимательства,  аспект    организационной культуры.

 

    Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы  произ­водить материальные блага и услуги. Это  производство  связано  в определенную технологическую цепочку. Для приведения  в  действие всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административ­ная система или система управления, в которой весь  персонал  вы­полняет функции руководителей и подчиненных. Однако  деятельность предприятий не может осуществляться только на  основе  технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях дей­ствуют люди. А это значит, что в своей деятельности они  руковод-

 

 

 

 

 

                               - 20 -

 

ствуются какими-то конкретными  ценностями,  совершают  определен­ные  обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или  организа­ция представляет собой культурное пространство. С позиции  реали­зации предприятием или предпринимателем конкретной цели  культуру предприятия можно охарактеризовать как  специфическую,  характер­ную для данной организации систему связей,  действий,  взаимодей­ствий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной  предпри­нимательской деятельности, способа постановки и ведения  Дела.  В русле  такого  подхода  находится  определение    организационной культуры или культуры предприятия, данное  американским  социоло­гом Е.Н. Шейном: "Организационная культура есть набор  приемов  и правил решения проблемы внешней адаптации и  внутренней  интегра­ции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и  подтвердив­ших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представ­ляют собой отправной момент  в  выборе  сотрудниками  приемлемого способа действия, анализа и принятия решений.  Члены  организации не задумываются об их смысле,  они  рассматривают  их  как "изна­чально верные".

 

    Содержание организационной  культуры не является чем-то  наду­манным или случайным, а вырабатывается в ходе практической  пред­принимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией  внешняя и внутренняя среда. Это содержание  действует  достаточно  долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого  конкретного  члена организации они  существуют  как  нечто  данное.  Таким  образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представ­ления о целях и способе  предпринимательской  деятельности  пред­приятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культу­ра предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами.

 

    Каково же содержание  организационной культуры? Ведущую роль в культуре предприятий играют организационные  ценности.  Организа­ционные ценности - это предметы, явления и  процессы,  направлен­ные на удовлетворение потребностей членов организации и  признаю­щиеся  в качестве таковых большинством членов организации.  Глав­ные из них: производство продукции,  оказание  услуг;  стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком;  максимальная экономическая эффективность, получение прибыли является  важной организационной ценностью в условиях товарного производства; про­ведение определенной социальной политики, направленной  на  удов­летворение разнообразных потребностей работников предприятий.

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры