Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование  произ-

 

водственных организаций, существует еще целый набор внутриоргани­зационных ценностей. Организация хорошо выполняет предписанные ей

 

 

 

 

 

                               - 21 -

 

цели лишь при соблюдении в ней  определенного  функционального  и структурного порядка, который  является фактором ее  стабильности. Порядок в организации поддерживается трудовым поведением работни­ков, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины.  Дис­циплина и представляет собой одну из  важных  внутриорганизацион­ных ценностей. Сюда же относится такая черта трудового поведения, как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполне­ние  своих  профессиональных  и  статусных  обязанностей, ста-

 

бильность поведения как отдельного работника, так и целых коллек­тивов.

 

    Способность предприятия создать  ключевые  ценности,  которые объединят усилия всех структур того  или  иного  предприятия,  по мысли американских специалистов по  организационной  культуре  П. Питерса и Р. Уотермана являются одним из самых глубоких  источни­ков успешной деятельности предприятия.

 

    Формирование ключевых  ценностей  или  принципов   деятельности предприятия имеет  своей главной целью создать  в окружающей  среде и в глазах  сотрудников предприятия, его  предельный образ, или как принято  сейчас выражаться, "имидж предприятия". Эти принципы гро­могласно провозглашаются в речах основателей или президентов ком­паний, различного рода информационных документах, включая и рек­ламные ролики, вывески, табло и т. д. Эти принципы,  объединенные в систему, определяются как "кредо" предприятия, его "символ  ве­ры". Совокупность таких принципов зачастую называют  "философией" данного предприятия.  Так  знаменитая  американская  компания  по производству электронной техники IBM в качестве важнейших принци­пов своей деятельности особо выдвигают  три:  1)  Каждый  человек заслуживает уважения. 2) Каждый покупатель имеет право  на  самое лучшее обслуживание, какое только возможно. 3) Добиваться  совер­шенства во всем. По свидетельству заместителя главного  менеджера Дж. Роджерса, эти принципы были провозглашены основателем  компа­нии Томасом Дж. Уотсоном-старшим и неуклонно претворялись в жизнь на протяжении всей истории существования этой компании.

 

    Большое внимание , по  мнению, крупнейшего американского   спе­циалиста по проблемам менеджмента и социологии организаций И. Оу­чи должно уделяться бюрократической культуре на предприятии.  Бю­рократическая культура основывается на  системе  власти,  осущес­твляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме пра­вил, инструкций и процедур. Источником власти в данной  организа­ции является компетентность. Данная культура  эффективна  в  ста­бильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации  возрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.

 

 

 

 

 

                               - 22 -

 

    4.1   МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ  КУЛЬТУРА

 

   Особенности производства  и  потребления  культурных  ценностей позволили культурологам  выделить две социальные формы  существова­ния культуры: массовую  культуру и  элитарную  культуру.  Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, который каж­додневно производится  в больших объемах.  Предполагается,  что массовую культуру  потребляют все люди,  независимо  от  места и страны проживания. Это культура повседневной жизни,  представлен­ная самой широкой аудиторией  по  различным  каналам,  включая  и средства массовой информации и коммуникации.

 

    Когда же появилась  массовая культура? По поводу  истоков  мас­совой культуры  в культурологии существует ряд  точек  зрения. При­веду в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

 

      1. Предпосылки массовой  культуры формируются с момента  рож­дения человечества, и уж, во  всяком случае ,  на  заре  христиан­ской  цивилизации. В качестве примера обычно  приводятся  упрощен­ные варианты Священных книг (например, "Библия для  начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию.

 

    2. Истоки массовой культуры  связаны с появлением  в   Европей­ской литературе XVII-XVIII веков  приключенческого,  детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию  читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят  в  качес­тве примера творчество двух писателей: англичанина  Даниэля  Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа "Робинзон Крузо"  и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего  сооте­чественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя  нашумевше­го бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английско­го милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

 

    3. Большое влияние на  развитие  массовой  культуры  оказал  и принятый в 1870  году  в  Великобритании  закон   об  обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид  ху­дожественного творчества XIX века - роман.

 

   И все-таки все выше  изложенное  -  это  предистория   массовой культуры. А в собственном  смысле массовая культура проявила  себя в США на рубеже XIX-XX веков.  Известный  американский  политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со време­нем расхожей: "Если Рим дал миру право,  Англия  -  парламентскую деятельность, Франция - культуру и  республиканский  национализм,

 

 

 

 

 

                               - 23 -

 

то современные США дали миру научно-техническую революцию и  мас­совую культуру".

 

    Феномен появления массовой  культуры представляется  следующим  образом. Для рубежа XIX-XX веков  стала характерной  всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и  поли­тику, управление и общение людей. Активная роль  людских  масс  в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философ­ских сочинений XX века.

 

    Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы  ста­ли образованными, информированными. Кроме того, субъектами массо­вой культуры сегодня являются не просто  масса,  но  и  индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают  однов­ременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как  члены массовых  социальных  общностей,  постольку  субъект   "массовой

 

культуры" может рассматриваться  как двуединый, то  есть  одновре­менно  и индивидуальный и массовый. В  свою очередь понятие "массо­вая  культура" характеризует особенности  производства  культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное  на массовое потребление этой культуры. При этом  массовое  производ­ство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индус­трией.

 

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ "МАС-

 

          СОВОЙ"  КУЛЬТУРЫ

 

    Каковы же экономические  предпосылки становления и   социальные функции массовой  культуры? Истоки широкого распространения  массо­вой культуры в современном  мире кроются в  коммерциализации  всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в "Капи­тале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму  понятия "товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном общес­тве.

 

    Стремление видеть  товар в сфере духовной деятельности в соче­тании с мощным развитием средств массовой коммуникации  и привело к созданию нового феномена - массовой  культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство  -  все  это  во многом означает перенесение в сферу художественной культуры  того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие  творчес­кие организации тесно связаны с банковским и промышленным капита­лом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн,  ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое  потребле­ние, ибо аудитория, которая воспринимает данную  культуру  -  это

 

 

 

 

 

                               - 24 -

 

массовая аудитория больших  залов,  стадионов,  миллионы  зрителей телевизионных и киноэкранов.

 

    В социальном плане  массовая культура формирует   новый  общес­твенный слой, получивший  название "средний класс".  Процессы  его формирования и функционирования  в области культуры наиболее кон­кретизированно изложены в книге французского философа и  социоло­га Э. Моренга "Дух времени"  (1962г.).  Понятие  "средний  класс" стало основополагающим в  западной  культуре  и  философии.  Этот "средний класс" стал и стержнем жизни  индустриального  общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

 

   Массовая культура мифологизирует  человеческое сознание, мисти­фицирует  реальные процессы, происходящие  в природе и в человечес­ком обществе. Происходит отказ от рационального начала  в  созна­нии. Целью массовой культуры является не столько заполнение досу­га и снятие напряжения  и  стресса у человека  индустриального  и постиндустриального  общества,  сколько  стимулирование  потреби­тельского сознания у реципиента (то есть  у  зрителя,  слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип -  пассивного, некритического восприятия этой культуры у  человека.  Все  это  и создает личность, которая достаточно легко поддается  манипулиро­ванию. Другими словами, происходит  манипулирование  человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сфе­ры чувств человека, и  прежде  всего  чувств  одиночества,  вины, враждебности, страха, самосохранения.

 

    4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ  МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

    Одной из старейших  философских школ прошлых веков   была  гре­ческая школа - киренаиков, основанная в V  веке  до  н.э.  другом Сократа - Аристипом.  Эта школа создала этическое  течение -  гедо­низм. Гедонисты  утверждают,  что  чувство  наслаждения  является целью всего поведения человека.

 

    В качестве идейной  основы современной массовой  культуры  выс­тупает философия  позитивизма. Позитивизм в   эстетике  проявляется как натурализм. Для него характерно сведение социального к биоло­гическому.

 

    Примером художественного  (практического) решения эстетических  принципов, законов биологизма  в позитивизме является серия  запад­ных детективных романов.  В сюжетах этих произведений  за совершен­ными преступлениями  стоит один социальный мотив  -  деньги. Но  в финалах романов выясняется, что преступления  организовали  пси­хи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мо­тивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала ми-

 

 

 

 

 

                               - 25 -

 

ровоззренческой платформой для многих произведений массового  ис­кусства. Принцип эскейпизма, то  есть  стремление  любыми  путями увести реципиента от противоречий реального  мира, объявить их не­существующими или заставить о них забыть,  прочно  занял  ведущее место в подобных произведениях.

 

    В рамках позитивистской  концепции социального дарвинизма  реа­нимируется и так называемый "культ казенного оптимизма", перерас­тающий, порой, в настоящий  национал-шовинизм. Яркий пример -  по­зитивистская концепция так называемой "американской мечты".  Аме­риканская мечта  -  это  совокупное  представление  об  "исключи­тельности" развития Америки и то,  что  каждый  американец  имеет равные возможности в достижении счастья и успеха.

 

    Одно  из  основополагающих  утверждений  прагматизма   требует признания истинности  того, что имеет практическую  пользу.  любая идея - научная,  религиозная, художественная, прогрессивная,  реак­ционная - может быть оправдана,  если она обеспечивает успех  дея­тельности людей. Не случайно прагматизм называют "философским вы­ражением бизнеса". Отпечаток духа делячества (а "прагма", по-гре­чески, это дело, действие) лежит на многих высказываниях предста­вителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической  реализа­цией прагматизма в массовой культуре  является  такая важная  ее структура - как реклама. Она реализует основное кредо прагматиз­ма, которое заключается в том, что истинным является то, что по­лезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.

 

    Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой  культу­ры. В начале XX века австрийский  врач-психопатолог и  философ   З. Фрейд разработал учение  о врожденных бессознательных  структурах ­инстинктах, которые  довлеют над сознанием людей и определяют мно­гие их поступки. В своей теории бессознательного З.  Фрейд  исхо­дил из того, что сущность человека выражается в  свободе  от  ин­стинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда,  когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрус­трацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида  к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество  обла­дает достаточно сильными для подавления этой агрессивности инди­видов возможностями, человек находит свой  выход неудовлетворен­ным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на  массовую культуру кроется в использованиии его инстинктов страха, секса и агрессивности.

 

    XX век войдет в историю  человечества как век страха. В реали­зации инстинкта страха особенно преуспел  современный  кинематог­раф, производящий в огромном  количестве  так  называемые  фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы (зем­летрясения, цунами, бермудский треугольник с неразгаданными  тай-

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры