Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                               - 31 -

 

и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь,  превращается в  процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне  обществен­ных  форм жизни эти особенности в  развитии культуры были бы невоз­можны. Культура своими нормами и ценностями входит во  взаимодей­ствие с другими системами саморегуляции в обществе,  такими,  как политика, право и т.п., но в отличие от них регулятивы  культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбо­ра.

 

    Развитие интересов и  потребностей личности  может   стимулиро­вать изменение ценностей  культуры и тогда они подвергаются  рефор­мированию или даже замене. Общество в данной ситуации  может  иг­рать роль как  стимулирующего, так и подавляющего фактора.  В  це­лом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда  общество менее динамично и менее открыто,  чем  культура.  Культура  будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу,  а  общество  будет стремиться их  отторгнуть.  Сдерживается  прогрессивное  развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся  ценности  и  в  целом возникают неблагоприятные условия для развития личности.  Возмож­на и обратная ситуация, когда общество в  силу  политических  или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обнов­лением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет опти­мальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансирован­ное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно  кон­структивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

 

    В развитом обществе  человек стремится действовать   на  основе единства, целостности  и тождественности своего  "Я".  Европейская культура всегда  придавала личностному началу  качество  безуслов­ности, независимости от других регулятивов общества,  устойчивос­ти и целостности личного мира человека. Только  при таком положе­нии личность способна в самой себе находить регулятивы и  ценнос­ти, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств,  при­дать вызову и обстоятельствам смысл, опираясь на собственное "Я"; только при таком положении возможно  чувство ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на  самос­тоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности  личностного поведения в обществе культивируются уже  с  античности  в  первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в  эпоху  Воз­рождения - идеалы гражданского и естественного  права,  просвеще­ния и научности, рационализма в нравственных и правовых  идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества  и  открытой культуры, характерных для XX века.

 

   Культурное богатство личности  зависит от включения ценностей  в личную деятельности и  от  того,  насколько  общество  стимулирует

 

 

 

 

 

                               - 32 -

 

этот процесс, насколько оно  способствует ему. В личности  ценнос­ти  культуры превращаются в поведение, культура  живет  в  личнос­тном  поведении человека. Общество создает условия  для  этого,  а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соот­ветствовать превращению ценностей культуры в акты поведения  лич­ности. Общество развивается в режиме поиска  все   более  благоп­риятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

 

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В настоящее время   наблюдаются  тенденции  гуманизациии  всех сфер деятельности человека, в том числе  и  производственных.  Во главу угла ставятся  интересы каждого конкретного человека,  лич­ности. Ключевая роль в прцессе гуманитарной  подготовке  личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка  са­мостоятельно и с помощью компетентных авторов  изучить  и                                    понять

 

феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности  человека,  получить представление  о способах приобретения, хранения и передачи базис­ных ценностей  культуры. К сожалению ограниченность во времени  не позволяет более  всесторонне  и  всеобьемлюще  рассмотреть         вопрос

 

культуры, как одного из величайших феноменов и  продуктов     жизне-

 

деятельности человека и общества.

         - 33 -

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Культура, Большая  советская   энциклопедия  т.  13,  с.594-597 третье  издание, Москва,  издательство  "Советская  энциклопедия", 1974г.

 

2. Культурология. Под редакцией  Радугина  А.А.,  Москва, "Центр", 1997, с. 304.

 

3. Арнольдов А.И. Человек и  мир культуры. М., 1992г.

 

4. Бубер М. Я и Ты М., 1993г.

 

5. Межуев В. М.  Культура как философская проблема // Вопросы фи­лософии. 1982г. N 10.

 

6. Свасьян К. А.  Человек как  творец культуры //  Вопросы   филос­фии. 1987г. N 6.

 

7. Философия  культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе  В. В. М., 1987г.

 

8. Культурология. XX век.  Антология. М., 1995г.


Информация о работе Исторические аспекты теории культуры