Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                               - 26 -

 

нами); просто катострофы (кораблекрушения, авиакатострофы,  пожа­ры); монстры (к ним  относятся  гигантские  гориллы,  агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.);  сверхъестествен­ные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях  пе­реселения души, телекинеза. Особо выделяется  в  этом  ряду  жанр "трупомании", зомбирования); инопланетяне.

 

4.3   ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК  АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

   В качестве антипода массовой  культуры многие культурологи рас­сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем эли­тарной культуры, с точки зрения представителей этого  направления в культурологии, является высший привелегированный слой общества ­элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). оп­ределение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г.  Мос­ка, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высо­кая степень деятельности, продуктивности,  активности.  Однако  в философии и культурологии получило большое распространение  пони­мание элиты как особого слоя общества, наделенного  специфически­ми духовными способностями. С точки зрения этого подхода -  поня­тием элита обозначается не просто высший слой общества,  правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.  Элита  -  это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности,  ода­ренная высокими нравственными и эстетическими  задатками.  Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство  должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и  потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся  уже  в филофсофских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

 

В своем основополагающем труде " Мир как воля  и  представле-

 

ние", завершенном в 1844 году, А.  Шопенгауэр  в  социологическом  плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то  есть способные к эстетическому  созерцанию  и  художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только  на чисто практическую, утилитарную деятельность).

 

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им

 

в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки"  (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое"  (1878г.),  "Веселая  наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная  концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имею­щий привелигированное положение в обществе, наделен, по мысли  Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

 

   В XX веке идеи А. Шопенгауэра  и Ф. Ницше были  резюмированы  в элитарной культурологической  концепции  Х.  Ортега-и-Гассета.  В

 

 

 

 

 

                               - 27 -

 

1925 году выходит в свет самое  известное сочинение испанского фи­лософа, получившее название "Дегуманизация искусства",  посвящен­ное проблемам различного старого и нового искусства. Основное от­личие нового искусства от старого - по  Ортеге  -  заключается  в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому со­вершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть  общепонятным,  общечеловеческим.  Более того "...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Орте­га, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного  нас­лаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать  людей  от реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового  искусства XX века. "Вот почему новое искусство  разделяет  публику  на  два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его,  то  есть на художников и тех, которые художниками не являются.  Новое ис­кусство - это чисто художественное искусство".

 

    Элита - по Ортеге - это  не родовая аристократия и  не привеле­гированные слои общества, а та часть общества,  которая  обладает особым "органом восприятия". Именно эта  часть  общества  способ­ствует общественному прогрессу. И именно к ней должен  обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и  должно  содей­ствовать тому, "...чтобы "лучшие" познавали самих себя, "... учи­лись понимать свое предназначение:  быть  в меньшинстве и сра­жаться с большинством".

 

    Культурологические  теории,  противопоставляющие  друг  другу  массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся  в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной  культуры  яв­ляется теория и практика "чистого искусства" или  "искусства  для искусства", которая нашла свое воплощение в ряде течений  отечес­твенной и западноевропейской художественной культуры. Так, напри­ме, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной  культуры  ак­тивно развивало и внедряло художественное объединение "Мир искус­ства". Лидерами "мирискусников" были редактор одноименного журна­ла С.П. Дягилев и талантливый художник А.Н. Бенуа. Дягилев  прямо и открыто заявлял о "самоцельности" и "самополезности" искусства, считая одновременно "правду в искусстве", декларируемую  Л.  Тол­стым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на челове­ческой  личности,  лидеры  "мирискусничества"  в  духе  элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили  к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным  на­личие в любом живописном и мызыкальном произведении  особого  ав­торского видения действительности. Причем это  воззрение понима­лось как совестливое понимание художественного в человеке.  Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная ис­кренность индивидуального творца в выражении им  красоты.  Именно

 

 

 

 

 

                               - 28 -

 

отсюда берет свое начало "мирискусническая" декадентская  претен­зия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической пози­ции.

 

    5.    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ

 

    Культура исторически  сформировалась в конечном счете  как спо­соб духовного освоения действительности, как  духовное  производ­ство. Культура характеризуется прежде всего способностью продуци­ровать, сохранять и  транслировать  духовные  ценности  различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и  воспроизво­дить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из по­коления в поколение и обогащать его, Для  выполнения  этих  задач возникли различные формы и способы духовной  деятельности,  кото­рые постепенно приобрели самостоятельный статус и  в  современной культуре существуют уже как институты культуры.

 

    Культура превратилась  в сложное по деятельности,  многообраз­ное по формам духовное  образование. Сюда входят,  как   отмечалось выше, нравственность,  религия,  искусство,  наука,  философия   и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодей­ствие этих систем артефактов образует целостную  ткань  культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности  все  глубже  дифференцирова­лись и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обре­тают статус самостоятельных институтов культуры.

 

    Каждый из таких институтов  обладает  специфической  системой  методов, особым типом ценностей и  особыми  культурогенными  фун­кциями. Понятно, что  художественные  ценности  и  художественная деятельность существенно отличается, например,  от  научной  дея­тельности, хотя они лишь различающие способы  духовного  освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

 

    В  обобщающем  смысле, однако, можно говорить о некоторых  це­лостных  функциях культур.  Прежде всего, это продуцирование  и на­копление  духовных ценностей.  Культура  постепенно  гармонизирует  многообразные ценности и создает целостное пространство  духовно­го богатства человечества. Далее, духовные ценности  апробируются в массовой деятельности людей и здесь  устанавливается  норматив­ная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию  действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое  ис­пользование норм культуры позволяет вскрыть их значение и  эффек­тивность. Культура оказывается  способной  реализовать  оценочную функцию. Она подразделяет действия человека  на  положительные  и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные,  прогрес-

 

 

 

 

 

                               - 29 -

 

сивные или консервативные и  т.д. Культура создает  методы и  кри­терии  оценки действий человека и таким  образом  формирует  режим регламентированного и ранжированного  поведения  человека.  Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для  формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека.  Культура  выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их  со­держание и делает достоянием общества.

 

    Практическая работа  по достижению целей, по их  реализации  и воплощению в  жизнь требует от человека  знаний и  умений,  причем, знаний  не только специально научных, то есть в основном технокра­тических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

 

Поэтому слудующая функция культуры - познавательная  в  широ-

 

ком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познания, в культуре осуществляется художественное  познание,  религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отноше­ния к миру в культуре является установление смысла и значения со­держания артефактов или явлений природы, которые  стали  объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с  по­мощью различных творческих приемов, особых для каждого  вида  ду­ховной деятельности, языков и знаков, специфического набора  сим­волов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духов­ные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая  должна  обеспечить  обмен  и  взаимодействие  участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие  людей через ценности, интегрирует общенство, поддерживает  и  развивает его целостность. Осуществляя эту  работу,  культура  осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы,  образцы  и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

 

Таким образом, культура выводит человека из мира животного  в

 

мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего  свое  общес­твенно-социальное представление. Кроме этого,  культура  способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы  и  сред­ства сохранения и накопления опыта духовной деятельности  челове­ка. Благодаря этой роли культуры становится возможным  формирова­ние глубинных подсознательно действующих  алгоритмов  культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые  зак­репляют поведенческие образцы или модели  на  психо-физиологичес­ком уровне. К. Юнг убедительно показал,  что  архетипы  действуют как врожденные психологические структурные  образования,  которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. ар­хетипы служат питательной почвой для творчески  продуктивной  ду­ховной деятельности человека.

 

    И, наконец, рекреативная  функция культуры, котрая  проявляет-

 

 

 

 

 

                               - 30 -

 

ся в создании способов и учреждений, где человек получает возмож­ность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилакти­ку своего духовного состояния, то, что обычно называется  "очище­нием души". Это можно делать в театре, а можно и в храме  или  на карнавале. в открытой культуре человек свободен в своем выборе  и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.

 

    6.    ВЗАИМООТНОШЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

 

Наряду с действием на природу, культура влияет на  ход  исто-

 

рии человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом. История человечества - более широкая реальность, чем  культу-

 

ра. Культура является  продуктом  творческой  и  созидающей  дея­тельности  человека. Но в историю человечества входит  и  разруши­

 

тельная деятельность человека, например, войны, возникновение        торых всегда сопровождается разрушением культуры. История,  таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструк­тивные и деструктивные,  прогрессивные  и  регрессивные.  Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества  не  может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в  исто-

 

 

 

рии общества и вне этого она  непостижима и  невозможна.  Смысл  и содержание культуры невозможно понять, если  рассматривать  явле­ния культуры вне конкретых исторических рамок, то  есть  абстрак­тно. Сущность исторического процесса,  конкретной стадии в разви­тии общества является контекстом, по отношению к  которому  выяв­ляется конкретный смысл и значение артефактов культуры.

 

    Многие исследователи считают, что  культура  возникла  прежде всего под  воздействием  общественных  запросов  и  потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и  передаче  духов­ных ценностей, которые вне  общественных  форм  жизнедеятельности человека могли бы  погибать  вместе  с  автором  этих  ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало ус­тойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным на­копление ценностей, культура стала приобретать  кумулятивный  ха­рактер развития. Кроме того,  общество  создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к воз­можности более быстрого их  понимания и апробиирования  другими членами общества.

 

    Таким образом, общество  создает условия для социального  раз­вития человека, то есть человека как личности. Личность несет пе­чать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того,  об­щество создает  условия  для  массового  использования  ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в  тиражировании

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры