Какие Вам известны основные приемы эффективной работы с учебным текстом?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучение основных приемов работы с учебным текстом.
Задачи:
1) рассмотрение понятия текст;
2) изучение основных приемов работы с учебным текстом;
3) рассмотрение основных этапов работы с текстом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Известные приемы эффективной работы с учебным текстом……………4
Заключение……………………………..………………………………………11
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

КИТ.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Факультет экономики и финансов

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Специальность бухгалтерский учет, анализ и аудит 
 

Контрольная работа.

 
 
по дисциплине Культуры  интеллектуального  труда

                                                                                    (название дисциплины) 

Тема: Какие Вам известны ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
  эффективной работы с учебным текстом?
  (тема работы)

 

                                                      

Выполнил студент 5 курса, группы  ЭДс11/1-09 Яшмолкина А.Р.
  (курс, группа, фамилия,  имя, отчество)

 
 
 
Преподаватель  кандидат  педагогических наук, доцент Горбачёв  В.Т.
  (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

                                 

         
 

   
   

Москва 2011 г.

 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Известные приемы эффективной работы с учебным текстом……………4

Заключение……………………………..………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Информатизация  образовательного процесса в школе  и вузе никоим образом не избавляет  студента от необходимости выполнения самых различных учебных действий, качество которых во многом зависит от наличия сформированных учебных умений. Но из года в год студенты первого курса оказываются не готовыми к самостоятельной повседневной учебной работе. Секрет заключается в том, что если учебная деятельность стихийно не формируется ни в школе, ни в вузе, то, даже без учета специфики последней, у студента-первокурсника не оказывается минимально достаточной базы общих учебных умений, а поскольку рациональным приемам самостоятельной учебной работы их не учат, то значительная часть студентов начинают свою вузовскую судьбу с зубрежки. Если игнорировать то, что давно открыто в психологии обучения, то можно лишиться значительной части потенциально хороших специалистов, просто не "переживших" первой сессии.

     Первокурсникам  приходится читать много новой для них специальной литературы. Часто новая терминология требует использования словаря иностранных слов или предметного словаря. Читать – это, прежде всего, работать с текстом. Предварительный анализ текста, как минимум, семантический анализ. В пространных текстах надо видеть учебные задачи, воспринимать тексты как учебные, понимание которых иногда может быть ответственной и трудной работой.

   Цель  работы: изучение основных приемов  работы с учебным текстом.

   Задачи:

  1. рассмотрение понятия текст;
  2. изучение основных приемов работы с учебным текстом;
  3. рассмотрение основных этапов работы с текстом.

   Предмет работы: основные приемы работы с учебной литературой.

   Объект  исследования: использование первокурсниками  приемов эффективной работы с  учебным текстом.

  1. Известные приемы эффективной работы с учебным текстом

   Текст,  в общем понимании (с т. зр. семиотики – науки о знаках), это любая последовательность знаковых единиц, несущих информацию (это может быть и картина).

   С точки зрения лингвистики под текстом понимается результат речевой деятельности, который характеризуется некоторыми признаками.  Вот некоторые из них:

·        относительно законченное высказывание (есть начало и конец);

·        наличие заголовка, передающего тему;

·        смысловая цельность, логическая связанность;

·        членимость текста, т.е. выделение смысловых частей, абзацев, микротем;

·        последовательное чередование новой  информации (Ремы) и старой информации   (Темы).

Этапы в чтении текста.

  1. Восприятие – то есть чтение текста полностью (без пропусков) с внимательным разбором каждой сноски, научного понятия; рассматривание с позиций «Рема - Тема» с выделением содержательных признаков информации; определение проблемы и идеи текста;
  2. Декодирование и понимание – осуществляется восстановление (перевод) информации из определённых знаков, символов на русский язык и осмысленное восприятие этой новой информации;
  3. Оценка информации – выделяется главное и второстепенное, выстраиваются причинно-следственные отношения и выбирается оптимальный путь запоминания информации.

Приемы.

     Наиболее  важным приёмом для понимания  и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, студенты отвечают на вопросы: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”. На основе этого составляется конспект.

   Составление плана текста. План – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо просмотреть памятку «Как составить план текста?».

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте главные мысли.
  3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.
  4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

   Краткая запись  выполняет следующие функции:

а) отражает последовательность изложения и обобщает;

б) раскрывает содержание произведения;

в) восстанавливает  в памяти содержание источника;

г) задает тон  и темп восприятия;

д) заменяет конспекты  и тезисы;

е) помогает составлению записей;

ж) улучшает сделанную  запись;

з) ускоряет проработку книг;

и) помогает при  длительной работе над источником;

к) организует самоконтроль;

л) сосредоточивает  внимание и стимулирует занятия.

   Каждый  урок обычно начинается с определения новых понятий. Студенты без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Но для полноценного понимания значения каждого термина недостаточно одной только записи в тетради, также необходимы пояснения преподавателя и ответы на интересующие студентов вопросы.

   Нахождение  в тексте ответов  на вопросы, данные в  конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного.

   Изучение  приведённых в  тексте примеров и  придумывание своих. Примеры, поясняющие явление или процесс, помогают студентам понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

   Нахождение  в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

   Формулировка  вопросов к тексту и ответы на них. Так же необходимо воспользоваться памяткой по составлению вопросов:

Как составить  вопрос к тексту?

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в нём главную мысль и соподчинённые мысли.
  3. Кратко сформулируйте их в вопросительной форме.
  4. Помните, что развивающие вопросы начинаются с вопросительных слов: почему? каким образом? вследствие чего? по какой причине? в чем сходство и различие?

   Пересказ  текста (близко к  тексту, развёрнутый, краткий). Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.

   Нахождение  в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы.

   Таблица – перечень сведений, приведенных  в определенную систему и разнесенных  по графам.

Как заполнить  таблицу?

  1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
  2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

   Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:

   Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные  части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

Как заполнить  схему?

  1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.
  2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
  3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости.

   Работу  с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом  и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной  работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

     Приёмы  работы с материалом текста и соответствующие  упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

Упражнения  на узнавание слова по формальному признаку:

  1. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
  2. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

Упражнения  на узнавание слова  по семантическому признаку:

  1. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
  2. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
  3. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
  4. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения  на автоматизацию  узнавания лексических единиц:

  1. Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
  2. Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).

Упражнения  на различение грамматических явлений:

  1. Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
  2. Выпишите предложения с данной грамматической формой.
  3. Объясните употребление данной грамматической формы.

Подстановочные  упражнения:

  1. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
  2. Замените выделенную форму по образцу.

Трансформационные упражнения:

  1. Составьте из двух предложений одно простое.
  2. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
  3. Выразите ту же мысль другими средствами.

Упражнения  для обучения работе со словарной статьёй:

  1. Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
  2. Определите значение сложного слова по его элементам.
  3. Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.

Информация о работе Какие Вам известны основные приемы эффективной работы с учебным текстом?