Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:54, контрольная работа
Цель работы: изучение основных приемов работы с учебным текстом.
Задачи:
1) рассмотрение понятия текст;
2) изучение основных приемов работы с учебным текстом;
3) рассмотрение основных этапов работы с текстом.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Известные приемы эффективной работы с учебным текстом……………4
Заключение……………………………..………………………………………11
Список литературы……………
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Специальность
бухгалтерский учет,
анализ и аудит
по дисциплине | Культуры интеллектуального труда |
Тема: | Какие Вам известны ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ |
эффективной работы с учебным текстом? | |
(тема работы) |
Выполнил студент | 5 курса, группы ЭДс11/1-09 Яшмолкина А.Р. |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Преподаватель | кандидат педагогических наук, доцент Горбачёв В.Т. |
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы) |
Москва 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………..…………………
Список литературы…………………………………
Введение
Информатизация
образовательного процесса в школе
и вузе никоим образом не избавляет
студента от необходимости выполнения
самых различных учебных
Первокурсникам приходится читать много новой для них специальной литературы. Часто новая терминология требует использования словаря иностранных слов или предметного словаря. Читать – это, прежде всего, работать с текстом. Предварительный анализ текста, как минимум, семантический анализ. В пространных текстах надо видеть учебные задачи, воспринимать тексты как учебные, понимание которых иногда может быть ответственной и трудной работой.
Цель работы: изучение основных приемов работы с учебным текстом.
Задачи:
Предмет работы: основные приемы работы с учебной литературой.
Объект исследования: использование первокурсниками приемов эффективной работы с учебным текстом.
Текст, в общем понимании (с т. зр. семиотики – науки о знаках), это любая последовательность знаковых единиц, несущих информацию (это может быть и картина).
С точки зрения лингвистики под текстом понимается результат речевой деятельности, который характеризуется некоторыми признаками. Вот некоторые из них:
· относительно законченное высказывание (есть начало и конец);
· наличие заголовка, передающего тему;
· смысловая цельность, логическая связанность;
· членимость текста, т.е. выделение смысловых частей, абзацев, микротем;
· последовательное чередование новой информации (Ремы) и старой информации (Темы).
Этапы в чтении текста.
Приемы.
Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, студенты отвечают на вопросы: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”. На основе этого составляется конспект.
Составление плана текста. План – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо просмотреть памятку «Как составить план текста?».
Краткая запись выполняет следующие функции:
а) отражает последовательность изложения и обобщает;
б) раскрывает содержание произведения;
в) восстанавливает в памяти содержание источника;
г) задает тон и темп восприятия;
д) заменяет конспекты и тезисы;
е) помогает составлению записей;
ж) улучшает сделанную запись;
з) ускоряет проработку книг;
и) помогает при длительной работе над источником;
к) организует самоконтроль;
л) сосредоточивает внимание и стимулирует занятия.
Каждый урок обычно начинается с определения новых понятий. Студенты без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Но для полноценного понимания значения каждого термина недостаточно одной только записи в тетради, также необходимы пояснения преподавателя и ответы на интересующие студентов вопросы.
Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного.
Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие явление или процесс, помогают студентам понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.
Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.
Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Так же необходимо воспользоваться памяткой по составлению вопросов:
Как составить вопрос к тексту?
Пересказ текста (близко к тексту, развёрнутый, краткий). Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.
Нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы.
Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
Как заполнить таблицу?
Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:
Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.
Как заполнить схему?
Работу
с текстом делят на три этапа:
предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Обучение приёмам работы с текстом
и получение необходимых
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
Упражнения на различение грамматических явлений:
Подстановочные упражнения:
Трансформационные упражнения:
Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
Информация о работе Какие Вам известны основные приемы эффективной работы с учебным текстом?