Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Образ мира у человека складывается из трех основных составляющих: самоощущения, пространства, времени.

Самоощущение человека – это ощущение им своего места  в мире, того масштаба, в котором  он соотнесен с миром, ощущении способа  взаимодействия с этим миром. Самоощущение человека выражается в  его представлении о том, что есть человек, то есть в представлениях о собственной личности: ее величине, значимости в мире, его активности в этом мире. В итоге получается, что в тех координатах, которые человек ищет в мире, и по которым определяется мировидение человека, а значит в определенном смысле и культура, лежит  личностная координата. Необходимо отметить, что термин «личностная координата» условен, так как личность в современном понимании в человеческой истории появляется не сразу. Человек изначально является существом коллективным, хотя уже на раннем этапе развития человеческого общества ощущал свое индивидуальное начало. В ранних культурах человеку более свойственно ощущение коллектива, в отличие от представителей иных историко – культурных эпох.

Личностную координату не всегда возможно выявить через сохранившиеся памятники культуры прямо и непосредственно. Чаще всего она проявляет себя через свое ощущение мира в других культурных реликтах, переданных в других координатах – в ощущениях пространства и времени.

Ощущение человеком своей величины, своего места и роли в мире, своего отношения  к нему передается в  способе восприятия и передачи им пространства. Способность человека к активности, способность к определенным образом направленной деятельности проявляется в его ощущении времени. Именно время является мерой движения и изменения, мера любой деятельности. Необходимо помнить, что личность, время и пространства неразделимы. Они влияют друг на друга, взаимоизменяются, образуют единую систему восприятия мира. Таким образом, алгоритм любой культуре задает образ мира, в центре которого находится единая личностно – пространственно – временная сетка координат.

Но справедливо будет выглядеть  утверждение, что время и пространство являются объективными и неизменными  характеристиками бытия. В этом случае они постоянны, а раз они постоянны, то и образ мира во все эпохи должен быть одинаковым. Не возникает ли здесь противоречия? Пространство и время являются константами, а мы говорим о них как о переменных. В чем же тут дело?

Действительно, пространство – это  фундаментальная характеристика человеческого  бытия. Оно является свидетельством объективного наличия мира, глубины  и протяженности, которые дают место  каждой вещи. Время – характеристика изменения, движения, которое происходит в этом бытии. Но ни пространство, ни время не дают нам представления о конкретных свойствах и формах этой протяженности и глубины, изменения и движения. Их мы рисуем себе обычно сами. Поэтому дело тут не  во времени и пространстве как таковых. Они на самом деле являются объективными характеристиками бытия. Суть заключается в субъективных формах нашего восприятия этих характеристик.

Время и пространство объективны, но наше восприятие их далеко неоднозначно. Оно меняется от эпохи к эпохе. Таким образом, наше восприятие исторично.

Например, на первый взгляд о времени  мы знаем абсолютно все. Мы знаем, что день всегда сменяется ночью, что за зимой наступает весна, осень сменяет лето и т. д. Мы знаем, что час сменяется часом, и  время уходит безостановочно вперед. Но, если мы обратимся к культурам Востока, вспомним их лунный календарь, то увидим, что в этих культурах время не линейное, а цикличное – оно вращается, периодически возвращаясь к тому моменту, с которого началось.

Время к тому же является мерой движения и изменения, которые постоянно происходят в человеческом бытии. А мера, как известно, может быть разной. Меняется человек, меняется и сам мир. Восприятие этих изменений мира в сознании человека, переживание их и есть для человека время.

Но мир многообразен, и на человека действует не один ритм, а одновременно несколько. Каждый из этих ритмов воздействует на человека по своему, каждый из них представляет свой вид времени. Человек в своей жизни подвергается воздействию всех этих ритмов – времен одновременно. Ритмы, или «времена», которые воздействуют на человека, отличаются разными свойствами и параметрами.

Существует астрономическое время. Это основный ритм, который задается природному циклу, всему живому вращением Земли вокруг Солнца, и вращением Земли вокруг своей оси. Именно от него зависит смена дня и ночи, смена сезонов – зима, весна, лето, осень. Это «круговращение времен» является основным ритмом, который пронизывает жизнедеятельность человека, определяет все его жизненные и производственные процессы. С ним связан весь сельскохозяйственный цикл работ. Время это имеет следующие характеристики. Оно циклично, равномерно, поделено на одинаковые, мало чем отличающиеся друг от друга промежутки. Оно обратимо, потому что вечно возвращается к самому себе. Это время одинаково переживается всеми, а значит оно неиндивидуально и независимо от человека.

Далее следует назвать биологическое время. Оно содержит тот набор ритмов, который задается особенностями человека как биологического организма, как живого существа. Это время имеет другие характеристики, чем астрономическое время. Здесь необходимо помнить, что любое живое существо движется от рождения к смерти, переживая процессы расцвета и старения. Поэтому биологическое время линейно, однонаправлено (от рождения к смерти), необратимо (невозможно пережить обратный путь от смерти к рождению), ограничено и конечно, неоднородно, неиндивидуально и независимо от человека (его восприятие не зависит от человека, одинаковые периоды жизни человека как биологического организма переживаются всеми людьми достаточно сходно).

 

Но помимо тех ритмов, которые испытывает на себе человек  как биологический организм, он живет  и в сугубо индивидуальном ритме. Такое время называется индивидуальным психологическим временем субъекта. Это время течет по-разному в зависимости от настроения, психического состояния, усталости, действия или бездействия человека. Это время тоже неоднородно, но его колебания практически непредсказуемы. Индивидуальное психологическое время хаотично, всегда индивидуально  (для других оно всегда протекает не так, как для переживающего его человека).

Существует время социальное. Это время той социальной общности, в которую составной частью входит человек. Это время социального процесса.

Социальное время тоже протекает по-разному. Оно может тянуться чрезвычайно медленно, особенно в эпохи стабильной, упорядоченной жизни, когда в обществе ничего не происходит. Оно может быть стремительным в периоды социальных потрясений, революций, реформ. И это время отличается неоднородностью, неравномерностью, имеет направленный ритм. Социально время переживается коллективно, потому что вовлекает в свой оборот всех живущих в обществе людей, хотя далеко в неравной степени: часть людей могут находиться в его эпицентре, часть людей могут переживать его в более сглаженном виде (например, в провинции или деревне социальные процессы могут идти в замедленном темпе). Это время коллективное, но содержит и элементы индивидуализации, это время обратимое (возможен не только прогресс, но и регресс общества). Социальное время уходит в бесконечность, несмотря на то, что имеет начальную точку в моменте появления человечества, хотя можно предположить, что это время может иметь и конечную точку (если человеческая цивилизация завершит свое существование).

Кроме вышеназванных процессов, существует целый ряд, в которые включен  человек. Это неприродные, производственные процессы, так называемое техническое время. Это время линейное, однородное, равномерное, разделено на равные промежутки, оно обратимо, бесконечно, не имеет ни начальной, ни конечной точки.

Все эти времена, или ритмы одновременно воздействуют на человека в любом  обществе, в любую эпоху. Таким  образом, реальные представления человека о времени представляют собой  сложный конгломерат ощущений, пульсирующий клубок из различных временных ритмов, которые поочередно выходят для индивида на первый план.

Этот конгломерат характерен для  всех исторических эпох, но в каждую эпоху эти временные ритмы  проявляются не с одинаковой интенсивностью. В разные эпохи на человека какой-то ритм или их определенное соединение действует с большей интенсивностью, чем другие, и является более значимой для жизнедеятельности человека.

Например, в древних цивилизациях господствовали природные процессы, поэтому астрономическое время в этих культурах является определяющим, как и время биологическое, циклическое время.

Системы восприятия времени могут  быть разными. Общим оказывается  лишь то, что время воспринимается как движение в любой исторической эпохе и культуре. Различаются лишь формы восприятия этого времени. Оно либо течет по одной линии, либо вращается по кругу, либо свивается в невидимую спираль, либо пульсирует, подчиняясь определенному ритму, а иногда застывает в полном безмолвии.

Восприятие пространства тоже неоднородно и исторично. Наглядно представит это можно, обратившись к пространству географическому. Пространство это то развертывается в безграничную ширь степей, то суживается до замкнутых пределов деревенского мирка, то простирается по плоскости, то растекается по поверхности земного шара. Все это так или иначе находит отражение в памятниках культуры.

Время и пространство едины как  две стороны единого бытия. Они  взаимосвязаны и взаимозависимы, их единство определяет единую картину  мира, а значит, и реакцию человека на этот мир, его поведение и набор человеческих ценностей в нем. И отчетливее это проявляется именно в духовной культуре.

Образ мира легче всего уловим в  памятниках духовной культуре. Он читается гораздо легче, чем в остатках материальной культуры, он более доступен для восприятия, чем в пересозданной человеком материальной среде.

Это объясняется тем, что, во-первых, пересозданная человеком материальная среда начинает проявлять свой смысл  только взятая как система. Но по большей  части все это уже уничтожено и десятки раз пересоздано человеком с течением времени.

Во-вторых, понимание и расшифровка  образа мира в материальной культуре возможна лишь в случае  личного  опыта и личного присутствия  на памятниках материальной культуры. Даже самые хорошие фотографии, видеофильмы, слайды не дают реального ощущения масштаба, пространственных и временных ощущений, которые присутствуют в древних городах.

Поэтому главной сферой, доступной  для воссоздания ушедшего образа мира, остается духовная культура, в  ее основных аспектах – искусстве и науке. Наука в ее классическом виде оформилась в 17 столетии, но ее развитие шло на протяжении  многих веков, в недрах первоначальных знаний – философии. Философия наиболее зримо и полно выявляет основные черты мировоззрения эпохи, основные составляющие образа мира. Но не всегда рациональные знания доносят до нас вполне объективную информацию о нем. Нередко интуитивные формы восприятия мира, к которым относится искусство, улавливают гораздо более глубокие и фундаментальные основы мира. Кроме того, искусство является одной из самых ранних форм мировосприятия. Искусство включает в себя литературу, которая использует в качестве материала слово. Пластические искусства – скульптуру, архитектуру, в которых зрение синтезировано с осязанием. Изобразительное искусство включает в себя живопись и графику,  использующих цвет и линию. А так же музыку, театр, танец, где основным материалом  является  звук и тесно связанное с ним движение.

До нас доходят в первую очередь  памятники литературы и вещи «нетленные» в буквальном смысле этого слова – скульптуры, архитектуры. монументальной живописи. Живописные образцы на дереве и полотне практически не сохраняются. Мы довольно мало знаем о музыке, театре, танце, которые опираются при своем воплощении на время. Хотя именно эти виды искусства являются самыми древними, и в древних культурах занимали большое место.

Хотя все древние культуры были по преимуществу музыкальными, мы очень  мало знаем о музыке этих народов, это относится и театру, танцу. То есть, речь идет о тех видах искусства, которые в своем воплощении оперируют временем.

Нам довольно трудно представить культуру как единое целое, почувствовать  неразрывную связь, пронизывающую  ее  различные области. Это связано  с разрушением и деформацией  культурного комплекса. По этой причине и вследствие присущей нашей современной культуре дифференциации ее различных видов и жанров, мы не можем до конца оценить такое фундаментальное понятие культуры, как «синтез искусств». Есть еще один фактор,  не позволяющий нам точно представить линию развития культуры – это внутренние закономерности развития каждой области духовной культуры. Нам известно, что любая область духовной культуры имеет свой специфический язык. Язык определяется в первую очередь тем материалом, которым пользуется данный вид искусства для своих произведений. Материал, будь то слово, звук, краска, довольно часто становится вполне самостоятельным фактором в развитии данного вида искусства. Но и сам выбор материала или языка искусства не случаен. Он тоже зависит от образа мира, от пространственно – временных ощущений, которые изначально формируются в сознании.

Все эти факторы необходимо учитывать  при обращении к определенной культуре для того, чтобы воссоздать возможно более целостный ее облик, чтобы адекватно понять и прочесть ее наследие.

 

 

 

 

«Осевое время» в мировой культуре.

 

В 1948 году немецкий философ  Карл Ясперс выдвинул концепцию «осевого времени», согласно которой около  середины 1-го тысячелетия до н. э. в  мировой истории произошел решающий сдвиг, в результате которого определилась своеобразная ось развития мировой истории. Переворот этот длился в течение пяти веков. Основной его смысл заключается, по Ясперсу, в том, что появился тот человек, который сохранился и по сей день, человек разума и личности.

В концепции Ясперса есть некоторые не совсем понятные места, но справедливой остается мысль о грандиозном сдвиге в культуре, который обозначил конец мифологической эпохи и обозначил появление рационализма, переход от мифологии к философии, к логосу. Этот сдвиг охватывает почти всю территорию земного шара, происходит одновременно во всех зонах евразийского пространства, освоенного цивилизацией.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"