Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
Почему,
однако, церковь (а в отношении
ветхозаветной части — и
опоры религии.
Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты — на арамейском); первоначальный текст Нового завета — на древнегреческом. Есть, правда, мнение, что некоторые книги Нового завета, в частности Евангелие от Матфея, были первоначально написаны по арамейски и лишь потом переведены на греческий, но, во всяком случае, из этих гипотетических арамейских текстов до нас не дошла ни одна строчка.
Ветхий завет был очень рано переведен на греческий язык. Этот текст именуется переводом Семидесяти, или Септуагинтой, что по-латински означает семьдесят. Основание для такого наименования заключается в легенде о происхождении этого перевода. Узнав, якобы, о существовании в Иудее «закона Моисея», египетский царь Птолемей Филадельф поручил своему придворному, еврею Аристею, организовать перевод этого «закона» на греческий. Тот отправил письмо иерусалимскому первосвященнику Елиазару с просьбой о присылке переводчиков. Прибыли 72 человека—по 6 от каждого из 12 колен израильских. Их поселили на острове Фарос, где каждый в течение 72 дней перевел в одиночку весь текст Пятикнижия; и хотя переводчики были друг от друга изолированы, все 72 текста оказались дословно совпадающими. Подложность «письма Аристея» неопровержимо доказана. На самом деле история Септуагинты — совсем другая.
В
последние столетия до нашей эры
в г. Александрии существовала многочисленная
колония евреев. Они забыли свой
язык, и их языком стал греческий, так
что древнееврейский текст
В конце IV в. нашей эры Библию перевел на латинский язык Иероним Блаженный. Этот перевод, получивший наименование Вульгаты («народный», «общедоступный»), постепенно завоевывал авторитет среди христианского духовенства и стал в конце концов официальным для римско-католической церкви текстом Библии, столь же «боговдохновенным», как и древнееврейский и Септуагинта. Это было подтверждено Тридентским собором католической церкви в XVI в., но в традиционный текст Иеронима при этом было внесено большое количество изменений и исправлений.
Как католическая, так и православная церкви всячески тормозили дело перевода Библии на народные языки. Тем не менее в IX в. появился славянский текст, выполненный Кириллом и Мефоднем, а в дальнейшем и ряд других. Дело перевода Библии на народные языки было широко поставлено протестантскими церквами. В XIX в. все христианские церкви развернули издание Библии на разных языках, был осуществлен и русский перевод, имеющий хождение до сих нор. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира.
Внутреннее разделение текста библейских книг — дело сравнительно позднее. В XIII в. кардинал Стефан Лэнгтон разделил их на главы, а деление глав на стихи с нумерацией последних произвел парижский печатник Робер Стефан лишь в 60-х годах XVI в. Это «усовершенствование» структуры Библии было в ее ветхозаветной части воспринято с некоторыми незначительными изменениями и иудаизмом.
Христианство
сыграло большую роль в становлении
западноевропейской культуры. Конечно,
богатая культура Европы восходит своими
корнями и к философии, к скульптуре
и архитектуре, к театру античности,
и к сарказму Рабле и Эразма
Роттердамского, и к научным подвигам
Коперника и Галилея, т. е. ко всему
тому, что на протяжении тысячелетий
противостояло христианству, боролось
с ним. Однако при этом нельзя не
отметить и того большого влияния, которое
оказало христианство на характер и
формы культуры, на образ мышления
и систему ценностей
Библейские
афоризмы, образы, сюжеты, краткие и
емкие понятия («тяжел крест», «путь
на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда
и др.) веками формировали и питали
системы жизненных восприятий, оценок,
нравственных понятий. Важнейшие догматы
и постулаты церкви о послушании,
терпении, воздаянии на том свете
формировали у народов
Словом,
на протяжении долгих веков, даже тысячелетий
нормы быта и морали, представления
и ассоциации, традиции культуры и
произведения литературы - все это
формировалось под сильным
На
Западе протест против всесилия церкви,
приведший к Реформации, дал сильнейший
толчок антиклерикализму, светскому
развитию вне русла церковного влияния.
На Востоке слияние православной
церкви с государством создало значительно
более мощную систему незыблемой
и освященной авторитетом церкви
самодержавно-деспотической
43.Традиционные конфессии
на Беларуси и их влияние
на формирование культурных
Православие и католицизм
До периода второй половины ((( — конца середины (((( в. православные составляли подавляющее большинство населения Беларуси, церкви и монастыри владели значительными материальными средствами, земля и, людьми; поддерживались местной православной аристократией на самом высоком государственном уровне, несмотря на открытую прокатолическую, а позже и пропольскую политику двора великих князей литовских и королей польских.
Сравнительно равноправные взаимоотношения православия и католицизма на землях Беларуси (также Украины и частично Литвы) были нарушены, распространившейся здесь с первой трети ((( в. Реформацией и со второй половины ((( в. Контрреформацией, которые привели сначала к распространению протестантских течений (особенно кальвинизма), а потом к реставрации и укреплению позиций господствующей в ВКЛ и РП католической церкви.
Усилению
деятельности католической церкви в
Беларуси поспособствовало также появление
и распространение местной —
униатской (греко-католической) веры, которая
затронула, прежде всего, православное
население. Униаты не отходили от основных
догматов, традиций и обрядности православной
церкви, однако, признавали верховенство
понтифика римского и некоторые
католические символы веры и пытались
придать ей специфический национально-
Иудаизм. Евреи
Последователи иудейской веры были известны Беларуси еще со времен IX - XIII в. в., но наиболее активным наплыв иудейского населения в Беларусь выпал на вторую половину XVII — первую половину XVIII в. Расселялись, согласно профессиональной специализации, в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). В местечках еврейское население Беларуси в XIX — в начале XX века численно доминировало (до 70-90%) над представителями других этнических групп и конфессий.
Ислам. Татары
Еще
одно из традиционных вероисповеданий
Беларуси — ислам. Он распространился
здесь со времени XIV — XVI вв. Этому
процессу содействовали великие
князья литовские, которые приглашали
татар-мусульман из Крыма и Золотой
Орды для охраны границ государства.
Уже с XIV века татарам предлагались
оседлый образ жизни, государственные
чины, служебные посты. К концу XVI
века в Беларуси и Литве осело
более ста тысяч человек
Русские старообрядцы
Своеобразной этноконфессиональной группой, появившейся в Беларуси во второй половине ХVII в. были русские старообрядцы (или староверы). Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.
Протестантизм
Еще
одной немногочисленной, но традиционной
конфессией в Беларуси в XVI — нач.
XX в. были протестанты, которые делились
на евангельско-лютеранскую и
В
70-80-х гг. XIX в. в Беларуси получают
распространение несколько
В 20-30-е гг. XX в. репрессиям стали подвергаться общины и священнослужители всех без исключения конфессий: православные, католики, иудеи, мусульмане, лютеране, кальвинисты, неопротестанты и др.
Взаимодействие православия и католицизма
Взаимоотношения двух основных религий Беларуси — православия и католицизма в Беларуси носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Берестейской унии церквей 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами,. В ХVII—ХVIII вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце ХVIII в. униаты составляли до 70% от количества всех жителей Беларуси, католики — около 15%, православные — 6%, иудеи — 7%, протестанты и др. — около 2%.
В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население вновь стало численно доминирующим в Беларуси (более 66% на начало XX в).
В
силу национально-религиозной
Роль религии в развитии культуры
В
силу своего геополитического положения
Беларусь всю свою историю стояла
на стыке, двух миров, двух культур и
идеологий, была своеобразной зоной
взаимодействия православно-византийской
и католическо-романской
44.Тенденции развития
религии в современном
Религия в современной Беларуси
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.
По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 — православные и 432 католические. Старообрядческих общин в республике — 33,Христиан веры Евангельской — 492, Евангельских христиан-баптистов — 268, Совет церквей ЕХБ — 29,Греко-католических — 13, Новоапостольских — 20, Иудейских — 27, Исламских — 27, Свидетелей Иеговы— 26, бахаи — 6, мормонов — 3, кришнаитов — 6, первых христиан — 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 26 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.