Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
Авангардисты, ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре как целостной системе, приняли на себя роль ниспровергателя традиций, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. При этом цели и задачи искусства виделись представителями различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевропейском понимании.
30.Человек и мир человека на рубеже 20-21 века и его отображение в изобразительном искусстве. Постмодернизм.
В
XX веке, веке потрясений, мировых войн
и тоталитаризма, искусство переживало
глубокий кризис. Попытки забить неугодных
творцов, очернить и уничтожить памятники
искусства, бросающие тень или просто
неугодные властям порой
История появления Постмодернизма в искусстве:
Постмодернизм
явился результатом отрицания
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве.
Постмодерн
— состояние современной
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Особенности Постмодернизма в искусстве:
Сформировавшись
в эпоху преобладания информационных
и коммуникационных технологий, теоретических
знаний, широких возможностей выбора
для каждого индивида, постмодернизм
несет на себе печать плюрализма и
терпимости, в художественном проявлении
вылившихся в эклектизм. Его характерной
особенностью стало объединение
в рамках одного произведения стилей
образных мотивов и приемов, заимствованных
из арсенала разных эпох, регионов и
субкультур. Художники используют аллегорический
язык классики, барокко, символику древних
культур и первобытных
Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.
31. Традыцыйныя рамёствы і промыслы беларусаў: гісторыя і сучаснасць.
Перш за ўсё, адзначым розніцу паміж спажывецкімі і мастацкімі рамёствамі і промысламі. Мастацкія рамёствы і промыслы беларусаў маюць глыбокія і трывалыя традыцыі, якія фарміраваліся ва ўласцівым Беларусі экалагічным і гісторыка-культурным асяроддзі. Так, лес адыгрываў важную ролю ў жыцці нашых продкаў. Таму шмат рамёстваў звязана з апрацоўкай драўніны (так званыя дрэва-апрацоўчыя рамёствы). Асобна трэба разгледзіць такія рамёствы, як пляценне, кавальства, ганчарства, шкларобства, ткацтва, тэхнало-гію апрацоўкі скуры, футра і воўны і падумаць, чаму яны атрымалі найбольшае распаўсюджванне на Беларусі.
Ремесла и народные промыслы
Наибольшее развитие получила деревообработка.
В деревнях и местечках
Плотничество было
Столяры делали двери, оконные
рамы, декоративно-прикладные
Бондарное ремесло преобладало в форме кустарного промысла. Бондари работали преимущественно на заказ и на местный рынок; изготавливали бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки; емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка - "вадзянка", бочонок - "бiклага, барылка"), для хранения продуктов и различных вещей ("кубел" - для хранения одежды, лохань - "балея" для стирки белья, квашня - "дзяжа" и др.).
Особым видом ремесла - "стальмашный промысел" - было производство транспортных гужевых средств (колес, телег, бричек, саней и др.)
При этом изготовление телег
и саней в качестве домашнего
ремесла существовало в каждой
деревне, а изготовление колес
(катков), как требующее специальных
навыков и опыта, чаще всего
осуществлялось специальными
Особым видом
На прибрежных пристанях было широко распространено речное судостроение.
Из
различных пород дерева народные
умельцы изготовляли
Народное ткачество - одно из
наболее распространенных и
Основным сырьем для ткачества в домашних условиях являлся лен, в меньшей степени - овечья шерсть и волокно конопли. На каждом этапе обработки льна использовались соответсвующие орудия. Для обивания льняных головок служил валёк (пранiк). В процессе дальнейшей обработки льна его мяли ("церлi") с помощью мялки (цернiцы). Для очищения волокна его трепали с помощью специального орудия - трепала ("трапло").
Чесали волокно гребнем (
Прядение осуществлялось
Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане. Наиболее характерен для белорусской деревни рамный стан, основу его составляла четырехугольная рама, на которой располагались навои для пряжи и полотна; нити крепились в верхней части рамы на понебнике.
Оригинальностью и красотой
Изделия из шерстяных тканей назывались "андарак", "суконниiк", из полотняных - "спаднiца", "палатнянiк".
Изготавливались также разнообразные ткани для хозяйственных и других бытовых нужд, а также декоративные ткани: полотенца (ручнiкi), скатерни, покрывала. Полотенца украшались как тканым, так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор, который создавался с помощью браной техники и располагался в виду поперечных полос. На некоторых полотенцах узор создавался с помощью многонитового тканья.
Скатерти ткали из льняной
пряжи преимущественно в
Одним из массовых домашних
ремесел было плетение. Из лозовых
прутьев плели корзины,
Распространено было также
Липовую кору заготовляли
Для получения мочала луб
Для плетения исполользовалась
также солома. Из соломенных жгутов
плели разнообразные короба, посуду
для хранения продуктов,
Важное значение в хозяйстве имел валяльный промысел. В ткацком производстве применялась операция мягчения тканей. Сукно-сырец для мягкости и прочности валяли с помощью ручных приспособлений. Сукно топтали босыми ногами в корыте или на полу, толкли толкачом в ступе, мяли на ребристой поверхности в ручных "валюшах" различной конструкции. При этом сукно смачивали горячей водой. Такой трудоемский процесс обычно выполняли коллективно в осенее и зимнее время. С древних времен из овечьей шерсти валяли войлок для конской сбруи, попон и др. Валяная войлочная шапка (магерка) - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Магерку белорус носил круглый год, летом иногда надевали и широкополую войлочную шляпу ("брыль", "капялюш"). Шаповальство преобладало в форме отхожего промысла; мастера работали в домах заказчиков, переходя со своими инструментами из деревни в деревню и даже в соседние губернии. Во время отходничества ремесленники пользовались условным языком, который назывался катрушницкий лемезень (от слов "катруха" - шапка, "лемезень " - язык).
Кожевенные промыслы и ремесла
- одно из древнейших занятий.
В зависимости от вида сырья
и назначения изделий издавна
существовали различные