Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
На территории Беларуси имеются 1003 православные церкви, костелов и других культовых помещений – 371. Всего 1986.
В настоящее время строится более 234 новых культовых зданий, в том числе православных — 157,
католических — 37, протестантских — 39, многие культовые здания ремонтируются и реставрируются. В республике со своими уставами действуют 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации как одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 41 религиозный центр и управление (республиканские и областные). Среди них 10 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 2965.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2609 служителя культа, в том числе — 1154 православных священников и 305 католических ксендзов (177 из них являются иностранными гражданами). В 2002 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 389 иностранцев, в том числе 23 человека для религиозной деятельности.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
В
структуре конфессий в
Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.
Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных, общебелорусских, а с другой стороны, — специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других — вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде.
Специфика
современной религиозной
Для
современной религиозной
Заметное
возрастание числа новых
Тот факт, что в нашей стране (по данным белорусских социологов) около половины жителей считают себя верующими, казалось бы, свидетельствует об очень высоком уровне религиозности. Однако, как показывают ответы респондентов на другие вопросы, в мировоззрении жителей Республики Беларусь религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Всплеск внимания и интереса к религии в пореформенной Беларуси был до известной степени обусловлен существовавшим прежде негласным запретом на все, что связано с религиозной жизнью. Можно, видимо, говорить и о своего рода ―моде на религию‖ в условиях разрушения прежней системы ценностей.
Заметим, что сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии.
Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, еще только предстоит выявить. Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает вести антиобщественную деятельность.
Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться — число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению — процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя.
Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с Х по ХVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии.
Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем.
Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.). Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.
Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы.
Здесь
прослеживается переплетение религиозных
и национальных моментов, выливающееся
в отдельных случаях в
Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.
В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках ―своей‖ религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.
Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных организаций, но в то же время и серьезные изменения в их организационной структуре, а также определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями.
Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния ―новых религий‖. О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального и многонационального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти
религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с ―новыми религиями‖ пока не получается.
Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят ―тоталитарным сектам‖, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция ―помолодения религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к
вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы ―дикого рынка‖, поставившего молодого человека перед решением сложных моральных проблем и не давшего хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали.
Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.