Декоративно-прикладное
искусство
Не менее значительным и интересным
направлением развития народной
культуры является декоративно-прикладное
искусство. В нем воплощается
необъятная, вечно живая душа
народа, его богатый жизненный
опыт и эстетический вкус. Выполненные
по законам прекрасного, изделия народных
мастеров никого не оставляют равнодушными,
а соприкосновение с ними вызывает чувство
гордости за свой народ, давший миру чудесных
мастеров, творящих настоящие произведения
искусства из самых разных материалов
- дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.
Любопытный феномен культуры
Беларуси - изделия из соломки.
Подобного нет нигде в Европе,
что, в частности, отмечали
участники конференции, которая
была организована Международной
организацией по народному творчеству,
в которую входит Беларусь, под
эгидой ЮНЕСКО.
Благодаря новым информационным
технологиям предметы декоративно-прикладного
искусства становятся известны
за пределами страны.
Изделия из соломки - традиционное
славянское искусство, корни которого
идут от древнего, языческого
культа хлеба. Изделия из соломки
были предназначены для сохранения
хлебопродуктов. В быту славян
наибольшее распространение получили
корзиночки, корзины. лукошки разного
вида из соломы, лозы, бересты.
Кроме плетения солома нашла
применение в технике аппликации,
которая использовалась для украшения
деревянных сундуков, шкатулок, рамок,
настенных ковров.
Так называемый соломенный паук
- символ благосостояния и богатства
- колядное украшение не только
в Беларуси, но и в других
странах Европы.
Одним из самых распространенных
видов народного творчества Беларуси
является ткачество. С ним связано
много давних народных обрядов
и традиций, очень часто о нем
упоминается в белорусских поэтических
произведениях и народных песнях
(например, слуцкие пояса.)
Мастерство и художественный
вкус ткачих в полной мере
проявились в украшении рушников,
потому что рушник (полотенце)
воспринимался не просто как
отрез материала для хозяйственных
нужд, Он был неотъемлемой частью
традиционных обрядов. В него
заворачивали новорожденного, на
нем подносили хлеб-соль, им украшали
красный угол в доме, его использовали
в свадебных обрядах, на нем
раскладывали угощения, поминая
ушедших в иной мир родственников.
В народном быте, таким образом,
рушники выполняли не , столько утилитарные,
сколько декоративные и обрядовые функции,
что естественным образом сказывалось
на художественном качестве этих изделий.
Как правило, рушники имели белое поле,
на котором, в основном по краям, размещались
тканые или вышитые узоры красного цвета,
часто с небольшими вкраплениями черного
или желтого. Рушник в Беларуси - это
связь между прошлым и настоящим, между
человеком и высшими сферами; это - узы
с неразгаданной до конца символикой.
Ткачество как народный промысел
живет и развивается в наши
дни в качестве декоративно-прикладного
искусства.
34. Беларускі нацыянальны касцюм.
Разглядаючы
трэцяе пытанне трэба звярнуць увагу
на фальклорныя тэндэнцыі, якія праяўляюцца
ў традыцыйным народным касцюме,
вызначаюць культурнае асяроддзе Беларусі.
Беларускаму касцюму ўласцівы самабытнасць,
дасканалая распрацоўка дэталей, кампазіцыйная
завершанасць і спалучэнне дэкаратыўнасці
і праду-манай практычнасці. У
залежнасці ад функцыянальнага прызначэння
і іншых крытэрыяў яно падзяляецца
на мужчынскае і жаночае, летняе і
зімовае, паўсядзённае і святочнае
(выхадное). Чаму этнаграфіч-ныя асаблівасці
традыцыйнага адзення найбольш поўна
выяўляюцца пры разглядзе жаночага касцюма?
З чым звязана паняцце “строй”? Што гэта
такое? Мэтазгодна разгледзець варыятыўна-тыпалагічныя
асаблівасці жаночага адзення па рэгіянальных
комплексах: Паўночная Беларусь, Падняпроўе,
Беларускае Палессе, Заходняе Палессе,
цэнтральная частка Беларусі, Панямонне.
Якую ролю адыгрываў арнамент і колер
дэкора адзення?
Традиционная
одежда
Основным сырьем для изготовления
одежды были волокна льна, конопли,
кожа и шерсть животных. В домашних
условиях окрашивали нитки и
ткани, а также зачастую обрабатывали
шерсть и кожи. В цветовой гамме
традиционной белорусской одежды
преобладал белый цвет (белое
полотно, белое сукно). Во второй
половине девятнадцатого века
ткани домашней выработки стали
окрашивать в разные цвета
- коричневый, желтый, красный и др.
Общий комплекс традиционного
белорусского костюма как у мужчин,
так и у женщин складывался из нательной
одежды (сарочкi) и набедренной, которая
прикрывала бедра ("спаднiца", мужские
штаны). Поверх этой легкой одежды надевали
короткую безрукавную или с рукавами суконную
одежду. Верхнюю одежду шили из сукна и
мехов. Одежда дополнялась поясом (плетеным,
вязаным, тканым из нитей или кожаным).
Нательную сорочку шили из
белого полотна, изготовленого
из льна или конопли. Основу сорочки (кашулi)
составляла так называемая "станина"
из целого прямого полотна или из двух
частей обычно в женских сорочках.
Простейшим типом покроя является
туникообразный, без швов на плечах
(материал просто перегибался). Этот
покрой к девятнадцатому веку
был реликтовым и сохранялся
преимущественно в обрядовой
(похоронной) одежде. У белорусов
он больше был известен для
мужских сорочек. Более типичным
кроем как женской, так и
мужской сорочки был поликовый,
при котором переднее и заднее
полотница соединялись с помощью
прямоугольных вставок - поликов,
"уставок" из того же самого материала.
Старинные сорочки у белорусских
крестьян шились без воротника,
с простой обшивкой вокруг
ворота. В праздничных сорочках
пришивался невысокий (2-3 см) стоячий
воротник. Среди мелкой шляхты
был распространен отложной воротник.
Стоячий воротник застегивался
на пару пуговиц сбоку или
спереди, отложной - на запонку
(шпонку) или стягивался лентой
или полоской цветной ткани.
С широким отложным воротником
сочетались и широкие рукава
с манжетами (манкетамi), иногда наряду
с вышивкой украшенные кружевом. Старинные
сорочки белорусских крестьянок (особенно
будничные) почти не украшались либо украшались
весьма скромно простейшими затканными
полосками красного цвета. Со второй половины
девятнадцатого века появляется разнообразный
тканый и вышитый орнамент на груди, поликах,
воротнике, верхней части рукава. Украшать
подол у белорусок было не принято, так
как сорочки обычно были короче юбок.
Другим основным компонентом
женского костюма является юбка
- полотняная "спаднiца" и шерстяной
"андарак". Юбки шили преимущественно
из домотканины (полотна, сукна), праздничные
- иногда из покупных фабричных тканей.
Полотняные юбки шили из двух полотниц,
тогда как суконные андараки - из трех-четырех-шести
продольных полотнищ, равных по ширине
вытканного материала, которые сшивались
вместе и около пояса собирались в сборки
или складки.
Необходимой частью белорусского
костюма у женщин всех возрастов
в будние и праздничные дни
был фартук. Для белорусок характерны
полотняные фартуки, укрепленные
на поясе с помощью завязок.
Длина их была чуть меньше
длины юбки. Праздничный фартук
украшался "натыканием" чаще
красными нитями или вышивался
разнообразным рисунком разноцветными
нитями. Для украшения фартуков
широко использовалось покупное
или домашнего изготовления кружево.
Характерной составлной частью
женской одежды была также
безрукавка. В одних местах безрукавки
были частью одежды только
пожилых женщин, в других - они
входили в девичий костюм и
были обязательной принадлежностью
приданого, а в замужестве только
дошивались.
Безрукавка имела многочисленные
названия - "кабат", "гарсэт",
"шнуроука", "каптан", "безрукаука"
и др. Встречались разнооброазные
по фасону и покрою безрукавки;
короткие - до талии, и длинные
- ниже талии. Короткие шились обычно
с прямой спинкой. При всех видах покроя
спереди был разрез посередине от верха
до низа, по обе стороны разреза делались
петли, с помощью которых безрукавка зашнуровывалась
либо застегивалась на крючки, пуговицы.
Как нарядная часть костюма, безрукавка
шилась преимущественно из покупных тканей:
сукна, аксамита (род бархата), парчи ярких
расцеток. Ее дополнительно украшали вышивкой,
аппликацией, нашивкой галунов, металлических
блесток и др.
Кое-где безрукавка встречалась
и как часть мужского костюма.
Типы
женских безрукавок, конец XIX- начало
XX века. а, б - "каптан", Гродненская
губ.
В качестве украшений носились серьги,
бусы (стеклянные, янтарные, коралловые,
у зажиточных слоев - иногда жемчужные,
рубиновые). Другие украшения - броши, браслеты,
кольца - также носились в основном зажиточными
слоями населения.
Мужской комплекс одежды складывался
из сорочки, штанов и пояса.
Мужские сорочки шили из домотканого
полотна в две или более
полок в зависимости от ширины
холста. Рабочие, будничные сорочки
шились обычно туникообразным
кроем. Более праздничный вариант
- с поликами и на кокетке
(гестке). Сорочки всех типов имели
прямой разрез (пазуху) по центру,
длина которого достигала 35-40
см. Под влиянием городской культуры
также кое-где в качестве праздничного
варианта появились косоворотки.
Тканым и вышитым оргаментом украшались
обычно поликовые праздничные сорочки
по воротнику и манишке-планке, нашитой
поверх разреза. Носили сорочки навыпуск
и обязательно подвязывали поясом.
Пояс (крайка, кушак) изготавливался
обычно в домашних условиях. Их
ткали, вязали, плели из ниток
домашнего изготовления, окрашенных
в различные цвета. Белорусский
пояс обычно украшался геометрическим
орнаментом - ромбами, квадратами, звездами,
полосками в разнообразном цветовом
сочетании.
Кроме матерчатых поясов, носили
кожаные ремни, к которым подвешивали
кожаный кошелек - "калиту".
Мужская поясная одежда (порты,
штаны) у крестьян изготавливалась
из домотканого полотна и сукна;
из фабричных тканей шили праздничную
одежду. У зажиточных крестьян
и мелкой шляхты белые холщовые
порты выполняли роль нижнего белья,
поверх которого надевались узкие или
широкие штаны, мешковатые шаровары из
плотного сукна.
Верхняя одежда у обоих полов
и всех сословий изготавливалась
из всех сортов сукна и мехов
домашних и диких животных. Она
имела много разных видов и
разных названий.
Кожух и шуба встречались у
всех сословий населения. Крестьянский
кожух был преимущественно из
овчины и отделывался также
мехом из бараньих шкурю. Крестьянские
кожухи и шубы сверху обычно не покрывались
сукном или другим дорогостоящим материалом,
как это было принято у состоятельной
шляхты. В девятнадцатом веке термин "шуба"
вытеснял более древний термин "кожух",
однако покрой оставался практически
прежним - с длинными рукавами, широким
отложным воротником и застежкой впереди,
посередине.
Разная по названию верхняя
одежда - "епанча", "кирея", "бурка",
"чуя" - шилась из плотного
сукна прямым плащевидным покроем.
Когда эту одежду надевали
в дальнюю дорогу, к ней пристегивался
башлык. Другие виды верхней одежды
простонародья - "казакин", "однорядка",
"кафтан", "сермяга" и др.
Распространенные типы кроя: прямой халатообразный,
с неотрезной, немного приталенной списной,
с боковыми вставками клиньями - "з вусамi";
с отрезной по талии спинкой, заложенной
по линии отреза в небольшие складки -
"хванды", с подрезными боками и вставными
клиньями. В Гродненской губернии распространены
были сермяги или кафтаны темно-серого
или синего цвета, обшитые синими или красными
обшлагами; у однодворцев, мещан и мелкой
шляхты - часто обшлитые белой тесьмой.
Женский головной убор и прическа
демонстрировали семейное положение
и возраст женщины. Обычная
девичья прическа - гладко зачесанные
и заплетенные в одну или
две косы от затылка волосы,
прямой пробор. Заплетенные косы
чаще свободно свисали вдоль
спины; в косы вплетались ленты
- шелковые в праздники, более
дешевые - в будни. Головной
убор девушки не должен был
закрывать макушку головы. Обычно
носились венки и головные
повязки - "шырынкi", " скiндачкi".
Головные повязки из тонкого, хорошо отбеленного
домашнего холста шириной до 30 см при повязывании
обычно складывались вдвое и завязывались
на затылке.
Венки изготавливались на твердых
обручах высотой 10-15 см, изготовленных
обычно из луба. Лубяная основа
обшивалась домашним холстом,
поверх которого с внешней
стороны нашивалась либо яркая
фабричная ткань, либо расшитый
нитками, бусами, мишурой налобник.
К этой основе крепились живые
или искусственные цветы, зелень,
крашеные перья, а сзади - разноцветные
ленты. Подобные венки носились
повседневно девочками, начиная
с 10-летнего возраста. Праздничные
венки украшались богаче.
Специальную зелень для венков
- руту, барвинок - специально для
этих целей выращивалась на
огородах и сохранялась зеленой целый
год.
Типичным головным убором замужних
женщин был сложный убор, состоящий
из трех компонентов: обруча, чепца
и намитки. Непосредственно на
волосы надевался тонкий обруч
(кiбалка, тканка, лямец), изготовленных
из подручного материала - жгута льняной
кудели, лубяного ободка, гибких древесных
прутьев и др. На этот обруч женщина накручивала
незаплетенные волосы. Поверх волос надевался
чепец, в ряде мест обычаем было предусмотрено,
чтобы из-под чепца не выбивалось ни единого
волоска. На затылке чепец стягивался
шнурком. Чепцы чаще шились из покупного
материала различных расцветок и рисунков,
но чаще - красных оттенков. Иногда чепцы
вязались из домашних суровых ниток, окрашенных
в различные цвета. Чепцы иногда украшались
в налобной части оборками, кружевами,
бусами; шляхтянки и мещанки по праздникам
носили чепцы из более дорогих тканей
- парчи, белой тонкой ткани с богатой вышивкой
золотой нитью.