Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель данной работы - выявить место молодежного жаргона в средствах массовой информации.
Задачи: выявить место жаргона в системе современного русского языка; рассмотреть функции молодежного жаргона;
выявить возможные источники формирования жаргона;
рассмотреть языковые особенности сленга;
выяснить причины распространения молодежного жаргона;
рассмотреть типологию СМИ, особенности радио- и телепередачи;
выявить каким образом язык СМИ взаимодействует с молодежным жаргоном.
Введение………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Молодежный жаргон как форма национального языка……..3
1.1 Место жаргона в системе современного русского языка……………………3
1.2 Функции молодежного жаргона…………………………………………………………4
1.3 Источники формирования жаргона……………………………………………………5
1.4 Языковые особенности сленга……………………………………………………………10
1.5 Причина распространения молодежного жаргона…………………………….11
Глава 2. Языковые средства массовой информации………………………….13
2.1 Общие признаки языка СМИ и типология современной массовой
информации……………………………………………………………………………………………..13
2.1.1 Типология печатных СМИ………………………………………………………………..15
2.1.2 Типология телевидения…………………………………………………………………..19
2.1.3 Типология радио………………………………………………………………………………21
2.2 Особенности радио- и телеречи………………………………………………………….22
2.3 Жанровый репертуар СМИ новейшего времени………………………………...23
Глава 3 Взаимодействие языка СМИ и молодежного жаргона………….24
3.1 Функционирование жаргонизмов в языке массовой коммуникации...24
3.2 Приближение к читателю (зрителю, слушателю)……………………………...26
3.3 Приемы введения жаргонизмов в текст……………………………………………..27
3.4 Популяризация жаргонизмов в языке массовой коммуникации……….28
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………………………………………..33
Телевидение - от греч. «tele» - «далеко» и «viseo» - «вижу». В СССР Центральная студия телевидения была создана в 1951 году. В силу специфики телесигнала, распространяющегося при помощи коротких волн, телевидение долгое время оставалось «локальным». Его шествие по стране началось с появлением радиорелейных линий, первая из которых - «Москва - Киев» - была проведена в 1960 году. 1962 год был ознаменован отменой абонентской платы за телевидение. В 1967 году вступила в действие постоянная космическая связь - система «Орбита». Тоталитарному характеру государственного устройства соответствовала централизация телевидения. Появившееся в верхах мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ, привело к тому, что в 70-е гг. был закрыт ряд местных студий. К середине 80-х гг. в СССР 40% административных центров не имело своего телевидения. «Беды телепублицистики и телекино, накапливавшиеся год от году…, ко второй половине 80-х уже осознавались не как отдельные недочеты, но, скорее, как законченная система противодействия развитию телевизионного творчества, всякой свежей идее и просто здравому смыслу», - пишет видный отечественный телеаналитик С. Муратов. Постсоветский период в развитии отечественного телевидения был отмечен кардинальными переменами, мощным всплеском творческой и организационной активности. В настоящее время ТВ занимает ведущее положение в системе СМИ.
Плюсы ТВ:
· оперативность (прямой эфир);
· максимальный эффект присутствия, усиливающий ощущение достоверности у зрителя;
· условно бесплатное получение информации.
Минус ТВ:
· принудительность - передачу можно смотреть в тот момент, когда она демонстрируется.
Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам:
1. По способу трансляции:
· эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);
· спутниковое («НТВ+», «Космос-ТВ»);
· кабельное (мурманское «Море-ТВ»).
2. По типу деятельности:
· вещательные структуры («Первый канал»); как правило, они универсальны:
в том числе заняты производством программ;
· программопроизводящие («Вид»);
· дистрибьюторские.
3. По охвату аудитории:
· общероссийское («РТР»);
· межгосударственное («Первый канал»);
· региональные (ВГТРК «Мурман»);
· местные
4. По специализации программ:
· общие («ВИД»);
· специализированные («Воен ТВ»).
5. По форме собственности:
· государственные («РТР»);
· негосударственные («СТС», «Ren-ТВ»).
Радио от лат. «radiare»- «излучать, испускать лучи». Радио становится важным каналом распространения массовой информации в 20-е гг. ХХ века. Большевистская власть видела огромный пропагандистский потенциал радио. Декретом Совнаркома «О радиостанциях специального назначения» от 1923 года ставилась задача развития радиовещания. Год спустя было создано акционерное общество «Радиопередача». 23 ноября 1924 года началось регулярное, как тогда говорили, «широковещание» - в эфире прозвучал первый выпуск «Радиогазеты РОСТА».
Существует два вида радиовещания:
эфирное, для распространения которого
используются радиоволны, и проводное,
для распространения сигнала
Плюсы радиовещания:
· возможность восприятия «чистого» звука - ситуация, когда слушатель не делит свое внимание к звуку с тем, что его сопровождает - с визуальным рядом;
· активизация воображения слушателей;
· возможность прямого эфира, оперативность, интерактивность;
· условно бесплатное получение информации.
Минусы:
· принудительность радиовещания - передачу можно слушать в то время, когда она выходит в эфир;
· предрасположенность к использованию радиовещания в качестве фона, что ведет к значительным потерям информации.
Современную отечественную структуру радиовещания можно классифицировать по следующим признакам:
1. По типу собственности выделяются две большие группы:
· государственные радиостанции («Радио России», «Маяк», региональные ГТРК);
· коммерческие радиостанции. На первом этапе развития в их создании участвовали зарубежные партнеры. Франция - «Европа+», «Ностальжи», «М-радио»; США - «Максимум», «Радио 7. На семи холмах». В регионах коммерческие радиостанции разделяют на франчайзинговые и местные. Франчайзинговые станции - ретрансляторы столичных (как правило) крупных станций, которые платят за прием сигнала и выдают в эфир передачи местного производства. Отношения между головными станциями и ретрансляторами могут быть и очень жесткими («Европа+», «Радио-Сити»), и либеральным («Русское радио»).
2. По охвату аудитории назовем:
· общенациональные («Радио России», «Русское радио», «Маяк», «Европа+»);
· региональные (краевые, областные, крупные города - Power hit radio); · локальные или местные (небольших городов, поселков, районов).
3. По тематической направленности:
· универсальные, включающие широкий спектр информационных, аналитических, художественных, развлекательных программ («Радио России», «Маяк»);
· информационные, главным компонентом программ являются выпуски новостей («Эхо Москвы»);
· музыкальные станции.
Теле - или радиоречь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организованной по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления). Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.
Для того чтобы понять специфику радио- и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации.
Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.
Чтобы достичь в эфире устно-литературной нормы и нормы непринуждённой разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи. Принцип разговорности
Экономное использование
лексики. Восприятие устной речи затрудняется
при превышении определенных порогов
лексического разнообразия. Если письменная
речь подразумевает развернутость
словесного выражения мысли, приведения
логически строгой системы
Четкая структурная
Принцип диалогизации
Диалог представляет собой принцип взаимодействия между людьми, взаимоуправления друг другом. В речевой коммуникации диалог означает процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах.
Актуальность принципа диалогизации речи по радио или телевидению определяется тем, что выступающий воспринимается публикой, прежде всего, как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.
Вместе с тем реализация принципа диалога в теле- и радиоперадаче требует использования особых драматургических и стилистических средств. Своеобразие радио- и телебеседы состоит в том, что собеседники присутствуют не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в кадре или перед микрофоном должен предугадать реакцию зрителя и слушателя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта. Слушатель/зритель должен чувствовать ход мыслей оратора: вместе с выступающим он оказывается перед проблемой и вместе с ним приходит к определенным выводам. Этот процесс можно назвать сопереживанием, параллельным мышлением.
Принцип интимизации
Камерность обстановки, в
которой воспринимается выступление
по телевидению или радио, предполагает
поиск особых форм выражения, рассчитанных
на каждого слушателя в
Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия
Помимо рассмотренных нами принципов важным условием организации речи является то, что радио- и телетекст должен быть удобен для звукового воспроизводства и слухового восприятия.
Таким образом, рассмотренные выше особенности радио- и телевизионной речи как устной звучащей речи, обращенной к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму ораторского искусства с присущими только ей принципами организации и стилистическими характеристиками.
В настоящее время наблюдается гибридизация различных жанров (заметка, статья, репортаж, интервью, корреспонденция, очерк и фельетон), а также стирание их границ.
Появление смешанных текстов может быть обусловлено как намеренной, так спонтанной межидиомной интерференцией. Причем речь идет либо об актуализованной цитации, несущей вполне определенную смысловую или же стилистическую нагрузку либо о смешении элементов разных норм в силу специфики индивидуальной языковой компетенции. В последнем случае коммуникант автоматически проецирует имеющиеся у него речевые навыки на порождаемый им текст, независимо от того, в какой коммуникативной ситуации он будет использоваться.
Удельный вес и частотность
смешанных текстов зависят от
характера публицистического
Итак, жанровый репертуар ХХI века складывается из сочетания двух направлений:
1) информационное и
2) развлекательное (ток-шоу, музыкальные программы, молодежные программы и др.)
Русский национальный
язык, являющийся объектом изучения науки
о языке, состоит из нескольких разновидностей.
Базисным элементом языка как
единой знаковой системы общения
и передачи информации является русский
литературный язык, который считается
высшей образцовой формой национального
языка. Этот тип языка складывался
постепенно, он и сейчас находится
в состоянии постоянного
Информация о работе Молодежный жаргон в средствах массовой информации