Особенности городской средневековой культуры. Готический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Искусство средневековья долго оставалось непринятым. Но вот пришло осмысление, и притягательность этого искусства обворожила сердца людей, уставших от выхолощенных норм классицизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 515.97 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Искусство средневековья долго  оставалось непринятым. Но вот  пришло осмысление, и притягательность  этого искусства обворожила сердца людей, уставших от выхолощенных норм классицизма.

     В XII веке происходит архитектурная  революция, которая видоизменила  средневековое зодчество. О готическом  стиле немало написано в научной  литературе. Изучением этого направления  в мировой культуре занимались  такие видные архитекторы как  Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Храмовые постройки обрели готическую вертикаль. Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Помещения стали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны. Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора как бы избавилась от своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала.

     Велика радость открытия шедевров  искусства, веками пролежавших  в земле после гибели породившей  их цивилизации. В эпоху Возрождения  такую радость испытывали новооткрыватели  античности, откапывая мраморную  статую идеальных пропорций или  чудесно расписанную амфору; радость  - вместе с негодованием по  адресу тех, кто, утверждая  христианскую веру, отрицал культурное  наследие древнего языческого  мира. А ведь искусство средневековья  долго пребывало скрытым, хоть  и не в земле, но не менее  надежно под тяжелым пластом  непонимания. Но вот наступило  прозрение, и красота этого  искусства обворожила умы и  сердца. 

     1. Готический стиль  во Франции

     Готический стиль (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

     Развитие искусства готики отражало  и кардинальные изменения в  структуре средневекового общества: начало формирования централизованных  государств, рост и укрепление  городов, выдвижение светских  сил — городских, торговых  и ремесленных, а также придворно-рыцарских  кругов. По мере развития общественного  сознания, ремесла и техники ослабевали  устои средневекового религиозно-догматического  мировоззрения, расширялись возможности  познания и эстетического осмысления  реального мира; складывались новые  архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.

     Смелая и сложная каркасная  конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной  инженерной мысли человека, позволила  преодолеть массивность романских  построек, облегчить стены и своды,  создать динамичное единство  внутреннего пространства. В готике  происходит обогащение и усложнение  синтеза искусств, расширение системы  сюжетов, в которой отразились  средневековые представления о  мире. Основным видом изобразительного  искусства была скульптура, получившая  богатое идейно-художественное содержание  и развитые пластические формы.  Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла, божественных сил над человеком.

     Готика зародилась в Северной  Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в  1-й половине 13 в. Каменные готические  соборы получили во Франции  свою классическую форму. Как  правило, это 3—5-нефные базилики  с поперечным нефом - трансептом  и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

     Сложившаяся готическая каркасная  система появилась в церкви  аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

     В конце 13 — начале 14 вв. строительство  соборов во Франции переживало  кризис: архитектурные формы стали  суше, декор обильнее, статуи получили  одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.

     Готика – это расцвет французской  монументальной живописи, витража.  Особенно славилось на всю  Францию Шартрская мастерская. В Шартрском соборе в XIII в. Витражи занимали площадь в 2600 кв.м. Старым считался витраж хора церкви Сен Дени, погибшей в революции. В конце XVIII в. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптурного декора. Главные особенности старого витража – это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера; свинцовая обводка исполняет роль культурного рисунка, XIII  век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража.

     Французский витраж – и фигуративный, и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом) – был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю (например, витражи в соборах Парижа, Лана, Буржа, Руана). С середины XIII в. изменяется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий, например, дает лиловый), именно этот эффект использован в витражах капеллы Сен Шапель.

     XIV век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Становятся заметными даже движения кисти, исчезает пленительная полихромия этой живописи.

     В XIII – XIV вв. продолжает развиваться книжная миниатюра. Среди различных школ особенно знаменита Парижская, но в эти века можно различать не только отдельные школы, но и разные творческие индивидуальности. Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого, Парижская национальная библиотека). Книжная миниатюра – прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм. Прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV – начала XV в. – настоящая энциклопедии французской жизни в позднее средневековье). Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. С XV столетия появляется гравюра, что оказало огромное влияние на дальнейшие пути развития книжной миниатюры. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр.) развивается в общем русле французского готического искусства.

     В поздней готике получили  распространение скульптурные алтари  в интерьерах, объединяющие деревянную  раскрашенную и позолоченную  скульптуру и темперную живопись  на деревянных досках. Сложился  новый эмоциональный строй образов,  отличающийся драматичной (нередко  экзальтированной) экспрессией, особенно  в сценах страданий Христа  и святых, переданных с беспощадной  правдивостью. Появились росписи  на светские сюжеты (в папском  дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В  миниатюрах (часословах) наметилось  стремление к одухотворённой  человечности образов, к передаче  пространства и объема. К лучшим  образцам французского готического  декоративного искусства принадлежат,  мелкая скульптура из слоновой  кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.  

     2. Готический стиль  в Германии 

     В Германии расцвет готики  относится к середине 13 в. (западный  хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).               Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

Информация о работе Особенности городской средневековой культуры. Готический стиль