Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
1. Определение значения библиотечной рекламы в практике работы библиотек;
2. Изучение истории и перспектив развития рекламы в библиотеке;
3. Изучение рекламных технологий как компонента библиотечного маркетинга в практике работы библиотек.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…..…2
1.Из истории рекламы ……………………………………………………………5
2.Рекламная компания библиотек…………………………………………..……6
3.Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки…………………………………………………………...…..9
4.Опыт зарубежных библиотек в области рекламы ………………………..…12
5.Фирменный стиль………………………………………………………….…..14
6.Особенности составления рекламных сообщений…………..………………18
7.Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек …..…..20
8.Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки…………………………………………………………………….…22
9.Библиотечный дизайн…………………………………………..……………..22
10.Каналы и средства распространения библиотечной рекламы………….…23
Заключение ……………..…………..………………………………..…………39
Приложение.………………..……………………………………………...……40
Список использованных источников……………….…………………………………………….……….45

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

      Библиотеке, способствующей рекламе какой-либо  фирмы, стоит избегать контактов с сомнительными организациями.

      Распространяется  на библиотеки и положение  о спонсорстве, где она может  выступать как рекламораспространитель,  спонсор – рекламодатель. 

       Кроме  закона «О рекламе» можно опираться  на «Кодекс рекламной практики», принятый Ассоциацией работников рекламы  21 января 1992 г.   Правило о том, что реклама не должна «вызывать у читателя неприятного чувства» нарушается часто. Разумеется, реклама должна быть дифференцированной и учитывать интересы всех групп пользователей: безработных, пенсионеров, учащихся – с одной стороны, и представителей коммерческих групп – с другой стороны; при этом услуга может быть одинаковой, а оплата разной.

      Реклама  не должна быть скучной. Это  относится не только к 

«джентльменскому» набору: «надёжный партнёр», «ваш успех», «стабильный доход» и прочее. Если библиотека не в силах создать хорошую рекламу, лучше обратиться к специалистам: текстовикам, полиграфистам, художникам.

     В 1994 г.  появился важный закон «Об  авторском праве и смежных правах», но не защищённой оставалась творческая группа составителей и авторов рекламных текстов.  Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства, фонограмм, исполнителей

постановок, передач эфирного и кабельного вещания.

      Создавая  рекламу, необходимо руководствоваться  здравым смыслом, излагать факты,  быть лаконичным, непохожим на  других, оригинальным в пределах  разумного, стараться привлечь  и удержать внимание. Словом, соблюдай правила хорошего тона – и успех будет обеспечен.(5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки.

 

     Для того, чтобы добиться той или иной  цели, предполагающей установление  контактов с внешним миром, библиотеке нужен соответствующий имидж. Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки и умение руководителей показать выгоду, которую получат от контактов с ней потенциальные партнёры, инвесторы, спонсоры. Для поднятия престижа библиотеки в глазах общественности необходимо не забывать о том, что общественное мнение носит постоянный характер. Поэтому библиотекам необходимо постоянно совершенствовать свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим читателям качество предлагаемых услуг и профессионализм работников.

 

  1. Библиотечный дизайн

      Хороший дизайн создает из хаоса порядок, а удачный – не только значительно увеличивает шансы стать заметными, но и помогает организовать содержание работы в виде четкой, логической цепочки, последовательной, способной удержать внимание, интереснее рассказать о себе. Красивый дизайн требует соблюдения определенных принципов – это содержательность, уместность, пропорциональность, последовательность, стилистическое единство, целостность, сдержанность и точность. Из всего этого складывается сила его воздействия и визуальная привлекательность

     Дизайн и реклама в библиотеках – одна из самых актуальных и в то же время менее разработанных тем. Освоение рекламных методов просто необходимо в библиотеках. Поскольку услуги профессионального дизайнера большинству библиотек пока малодоступны. Идея библиотечного дизайна также не нова, имеет длительную историю. Однако единообразного толкования термина «библиотечный дизайн» пока не выработано. Его отождествляют с художественным оформлением библиотек, с художественным конструированием и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Каналы и средства распространения библиотечной рекламы.

  

     Библиотечная реклама, давая читателям представление об услугах, продукции, одновременно сообщает дополнительные сведения о том, где, когда и как можно найти, получить нужный документ, услугу.

      Рекламная деятельность осуществляется по следующим направлениям: реклама в средствах массовой информации, аудиовизуальная реклама, выставки, печатная реклама, почтовая реклама, наружная реклама, фирменный стиль библиотеки, международная реклама, компьютерная реклама.

     Помимо  рекламного информирования используются  такие способы рекламного воздействия  на потребителя, как:

-организация позитивного  общественного мнения и содействие сбыту,

- создание долговременных  предпочтений к товарам путём организации прямых связей с потребителями.

    

      Для  этого применяются разнообразные  средства и каналы распространения рекламы. 

       Средства  рекламы: объявления, радио, телекиноклипы, записи, приложения, письма, собственный журнал библиотеки, плакаты, закладки для чтения, расписание работы библиотеки, наклейки, пластиковые пакеты и сумочки, брошюры, программы, библиографические указатели и приглашения.

        Каналы рекламы: газеты, журналы, радио и телевидение, транспорт, плакатные тумбы и стены, компьютеры, обратная сторона читательского билета.

Почтовая реклама.

      Средства почтовой рекламы применяются в определённых ситуациях, например, когда библиотека создаётся, переезжает или открывается после продолжительного ремонта. Почтовая реклама в таких случаях выполняет задачу индивидуального или коллективного оповещения реальных или потенциальных пользователей о готовности библиотеки организовать обслуживание, её возможностях и услугах.

      Оповещение готовят в стандартной форме: печатный текст размножают, наклеивают на почтовую открытку, указывают адрес, часы работы и даже схему проезда. Иногда в почтовых конвертах рассылают листовки или буклеты. Эффект этой рекламы возрастает, когда в стандартный бланк приглашения вписывают ФИО посетителя. Персональные приглашения посылаю наиболее уважаемым, активным посетителям, а так же ветеранам войны и труда, инвалидам, многодетным родителям, руководителям частных фирм.

      Возможно кого-то удивит, что письма задолжникам выполняют так же рекламную функцию. В зависимости как построен текст они могут создавать эффект скрытой угрозы или наоборот демонстрировать уважение и готовность понять его трудность. Разновидность почтовой рекламы – деловые письма. Их рассылают в зависимости от целевого назначения в разные учреждения и организации, местные газеты, радио, телевидение, банки, благотворительные фонды, а также деятелям науки, культуры, бизнесменам. В отдельных случаях деловые письма включают прямую рекламу. Речь идёт прежде всего о фандразинге, библиотека просит материальную помощь у спонсоров, оформляют заявки на получение грантов. Деловые письма лучше всего печатать на фирменном бланке библиотеки, текст включает в себя не более 10-12 предложений. Важно тщательно продумать стилистику, интонацию и форму обращения. Немаловажную роль в письмах играет выделанный абзацем поскриптум. Опытные рекламисты утверждают, то в отличие от текста, его прочитывают всегда. Поэтому в нём повторяют основную мысль письма.

      Признавая позитивные эффекты такой рекламы, следует предостеречь против преувеличения её роли. В городах почтовые ящики сегодня завалены рекламной продукцией. Это подтверждает то, что каждая разновидность рекламы предпочтительна в определённой ситуации. (6)  

 

Печатная реклама.

       В библиотечно-информационной среде реклама имеет свои функции, специфические особенности, стиль, формы, содержание, технологию, композицию.

       Один из основоположников зарубежной рекламы – Г. Рафф, формулируя её цель и назначение, писал: «Самое гениальное новаторское изобретение может умереть как идея, время которое ещё не пришло, только потому, что не кому не пришло в голову это изобретение прорекламировать». Это и применимо и к рекламно-информационной деятельности библиотек по продвижению новых изданий, поступающих в их фонды. Новизна и обновляемость «продукции» - главный критерий обращение пользователей к информационно-библиографическим ресурсам библиотеки. В частности, это подтверждено данными исследований ГПНТБ России, на основании которых сделан вывод о доминирующим спросе на новые издания при наличиеи ценных предшествующих изданий. «Людей привлекает всё новое, ожидание появление новых дополнительных факторов, новое изложение старых, при наличие выбора они просто они предпочитают более свежее издание. Потребность в обновлении – это экспериментально подтверждённый факт поведения пользователя» - таково мнение исследователей.

           Многим людям импонирует то, что  они могут быть лидерами чтения, иметь оперативную информацию о новинках фонда, новых библиотечных услугах. Для прайс-листа «Экспресс-реклама новых приобретений библиотеки» выбрали наиболее перспективные средства рекламы новых поступлений: информационный бюллетень, проспект, шортлист. (6)

      В настоящий момент первоначальные сведения о ресурсной базе и услугах библиотеки новые читатели получают из буклета, который выдается каждому при записи в библиотеку. Буклет является визитной карточкой библиотеки. Сведения, представленные в нем, носят краткий, но исчерпывающий характер. В связи с расширением информационного обслуживания, внедрением новых технологий в практику работы буклет ежегодно редактируется.

  1. «Каталог информационных ресурсов и услуг библиотеки» – издание, наиболее полно отражающее информационные возможности библиотеки.
  2. Закладки с рекламой информационных ресурсов и услуг библиотеки и ее структурных подразделений. На каждой представлена информация об отдельном структурном подразделении библиотеки с перечнем основных бесплатных библиотечно-библиографических услугах, размещена информация о дополнительных платных услугах. На оборотной стороне закладок даны телефоны, которые могут представлять интерес для читателей.
  3. Информационные листовки – это оперативная и удобная форма доведения информации до потребителя, раскрывающая содержание услуги в полном объеме. Выпуск листовок не требует особых материальных и трудовых затрат, при этом качество информации от этого не страдает. Листовки служат формой информирования о ресурсах и услугах библиотеки ОмГТУ студентов и преподавателей, в том числе, иногородних филиалов университета.

       Во всех этих изданиях сделана попытка максимального раскрытия и приближения к пользователю информации о ресурсном потенциале библиотеки. Но все-таки основу рекламной деятельности библиотеки составляет спектр ее информационных возможностей и демонстрация правильного использования имеющихся ресурсов. Этим требованиям должны отвечать рекламные материалы, носящие информационную и обучающую направленность. Примером такого издания может стать буклет «Каталоги ….. библиотеки: алфавитный, систематический, электронный». Такой буклет информативен в плане знакомства с основными видами каталогов и в то же время носит обучающий характер, так как в нем дан алгоритм поиска информации по каталогам. Можно выпустить издание, которое каждый читатель может взять с собой, тем самым, закрепив необходимые навыки пользования каталогами. Буклет не раздается, а свободно лежит рядом с каталогами. Таким образом, тот, кому такая информация необходима, может ею воспользоваться в любое удобное время. (9)

      Наряду с выпуском специальной рекламной продукции библиотеки, как правило, используют возможности публикации рекламных сообщений на сводных страницах методических, библиографических, библиотековедческих и других изданий библиотеки. Разновидность печатной рекламы является книжная реклама (в книжной форме) – преимущественно рекламные произведения крупных жанров, газетная и журнальная реклама. Общедоступные библиотеки активно используют рекламу в центральной и местной периодической печати. Опубликованная в газете реклама библиотеки является гибкой, оперативной и общедоступной формой рекламирования. Представители прессы могут встать на обониментное справочное и информационное обслуживание, сделать помещение библиотеки местом встреч с деловыми людьми – читателями библиотеки. (17) В библиотечно-библиографической сфере в настоящее время широкое распространение и использование получили профессиональные издания, предназначенные книжникам, книгоиздателям, книготорговцам, библиотекарям, библиографам, книговедам, информационным работникам: «Библиоглобус», «Библиография», «Библиотековедение», «Библиотека», «Книжное дело». На страницах этих журналов систематически печатаются имеющие рекламно-библиографическое значение статьи о деятельности библиотек, интервью с директорами библиотек, рецензии на подготовленные библиотеками пресс-релизы и др. Журнальная реклама, как правило, отличается большой престижностью, высоким качеством исполнения. Другой вид печатной рекламы – газетная реклама. Преимущества газетной рекламы – гибкость, своевременность, оперативность. Ограничения и недостатки этого вида носителя рекламы: относительно низкое качество исполнения, кратковременность существования, незначительная аудитория. Наиболее авторитетный и эффективный источник библиографической рекламы и информации – «Книжное обозрение». Практически, все материалы «Книжного обозрения» в той или иной степени являются источниками прямой или косвенной рекламы. Рекламное значение имеют и многотиражные газеты крупнейших научных библиотек, такие, как «Книжный червь» РГБ. Информационно-развлекательная газета «Читающий Саратов». Как известно, центральные и региональные библиотеки широко используют в информационно-рекламных целях массовые, общественно-политические газеты. (5)

Стендовая реклама в  библиотеке.

      В конце 20 – начале 21 столетия в российских библиотечно-библиографических учреждениях получили бурное развитие различные формы рекламы, в том числе стендовой. Ее возможности в презентации  библиотеки  и библиографических подразделений, в продвижении к пользователям их продуктов и услуг раскрывает кандидат педагогических наук, профессор, проректор Орловского государственного института искусств и культуры.

Информация о работе Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки