Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:06, курсовая работа
Цели работы:
1. Определение значения библиотечной рекламы в практике работы библиотек;
2. Изучение истории и перспектив развития рекламы в библиотеке;
3. Изучение рекламных технологий как компонента библиотечного маркетинга в практике работы библиотек.
Введение …………………………………………………………………...…..…2
1.Из истории рекламы ……………………………………………………………5
2.Рекламная компания библиотек…………………………………………..……6
3.Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки…………………………………………………………...…..9
4.Опыт зарубежных библиотек в области рекламы ………………………..…12
5.Фирменный стиль………………………………………………………….…..14
6.Особенности составления рекламных сообщений…………..………………18
7.Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек …..…..20
8.Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки…………………………………………………………………….…22
9.Библиотечный дизайн…………………………………………..……………..22
10.Каналы и средства распространения библиотечной рекламы………….…23
Заключение ……………..…………..………………………………..…………39
Приложение.………………..……………………………………………...……40
Список использованных источников……………….…………………………………………….……….45
Библиотеке,
способствующей рекламе какой-
Распространяется
на библиотеки и положение
о спонсорстве, где она может
выступать как
Кроме
закона «О рекламе» можно
Реклама не должна быть скучной. Это относится не только к
«джентльменскому» набору: «надёжный партнёр», «ваш успех», «стабильный доход» и прочее. Если библиотека не в силах создать хорошую рекламу, лучше обратиться к специалистам: текстовикам, полиграфистам, художникам.
В 1994 г. появился важный закон «Об авторском праве и смежных правах», но не защищённой оставалась творческая группа составителей и авторов рекламных текстов. Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства, фонограмм, исполнителей
постановок, передач эфирного и кабельного вещания.
Создавая
рекламу, необходимо
Для того, чтобы добиться той или иной цели, предполагающей установление контактов с внешним миром, библиотеке нужен соответствующий имидж. Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки и умение руководителей показать выгоду, которую получат от контактов с ней потенциальные партнёры, инвесторы, спонсоры. Для поднятия престижа библиотеки в глазах общественности необходимо не забывать о том, что общественное мнение носит постоянный характер. Поэтому библиотекам необходимо постоянно совершенствовать свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим читателям качество предлагаемых услуг и профессионализм работников.
Хороший дизайн создает из хаоса порядок, а удачный – не только значительно увеличивает шансы стать заметными, но и помогает организовать содержание работы в виде четкой, логической цепочки, последовательной, способной удержать внимание, интереснее рассказать о себе. Красивый дизайн требует соблюдения определенных принципов – это содержательность, уместность, пропорциональность, последовательность, стилистическое единство, целостность, сдержанность и точность. Из всего этого складывается сила его воздействия и визуальная привлекательность
Дизайн и реклама в библиотеках – одна из самых актуальных и в то же время менее разработанных тем. Освоение рекламных методов просто необходимо в библиотеках. Поскольку услуги профессионального дизайнера большинству библиотек пока малодоступны. Идея библиотечного дизайна также не нова, имеет длительную историю. Однако единообразного толкования термина «библиотечный дизайн» пока не выработано. Его отождествляют с художественным оформлением библиотек, с художественным конструированием и т.п.
Библиотечная реклама, давая читателям представление об услугах, продукции, одновременно сообщает дополнительные сведения о том, где, когда и как можно найти, получить нужный документ, услугу.
Рекламная деятельность осуществляется по следующим направлениям: реклама в средствах массовой информации, аудиовизуальная реклама, выставки, печатная реклама, почтовая реклама, наружная реклама, фирменный стиль библиотеки, международная реклама, компьютерная реклама.
Помимо
рекламного информирования
-организация позитивного общественного мнения и содействие сбыту,
- создание долговременных
предпочтений к товарам путём о
Для
этого применяются
Средства рекламы: объявления, радио, телекиноклипы, записи, приложения, письма, собственный журнал библиотеки, плакаты, закладки для чтения, расписание работы библиотеки, наклейки, пластиковые пакеты и сумочки, брошюры, программы, библиографические указатели и приглашения.
Каналы рекламы: газеты, журналы, радио и телевидение, транспорт, плакатные тумбы и стены, компьютеры, обратная сторона читательского билета.
Почтовая реклама.
Средства почтовой рекламы применяются в определённых ситуациях, например, когда библиотека создаётся, переезжает или открывается после продолжительного ремонта. Почтовая реклама в таких случаях выполняет задачу индивидуального или коллективного оповещения реальных или потенциальных пользователей о готовности библиотеки организовать обслуживание, её возможностях и услугах.
Оповещение готовят в стандартной форме: печатный текст размножают, наклеивают на почтовую открытку, указывают адрес, часы работы и даже схему проезда. Иногда в почтовых конвертах рассылают листовки или буклеты. Эффект этой рекламы возрастает, когда в стандартный бланк приглашения вписывают ФИО посетителя. Персональные приглашения посылаю наиболее уважаемым, активным посетителям, а так же ветеранам войны и труда, инвалидам, многодетным родителям, руководителям частных фирм.
Возможно кого-то удивит, что письма задолжникам выполняют так же рекламную функцию. В зависимости как построен текст они могут создавать эффект скрытой угрозы или наоборот демонстрировать уважение и готовность понять его трудность. Разновидность почтовой рекламы – деловые письма. Их рассылают в зависимости от целевого назначения в разные учреждения и организации, местные газеты, радио, телевидение, банки, благотворительные фонды, а также деятелям науки, культуры, бизнесменам. В отдельных случаях деловые письма включают прямую рекламу. Речь идёт прежде всего о фандразинге, библиотека просит материальную помощь у спонсоров, оформляют заявки на получение грантов. Деловые письма лучше всего печатать на фирменном бланке библиотеки, текст включает в себя не более 10-12 предложений. Важно тщательно продумать стилистику, интонацию и форму обращения. Немаловажную роль в письмах играет выделанный абзацем поскриптум. Опытные рекламисты утверждают, то в отличие от текста, его прочитывают всегда. Поэтому в нём повторяют основную мысль письма.
Признавая позитивные эффекты такой рекламы, следует предостеречь против преувеличения её роли. В городах почтовые ящики сегодня завалены рекламной продукцией. Это подтверждает то, что каждая разновидность рекламы предпочтительна в определённой ситуации. (6)
Печатная реклама.
В библиотечно-информационной среде реклама имеет свои функции, специфические особенности, стиль, формы, содержание, технологию, композицию.
Один из основоположников
зарубежной рекламы – Г. Рафф, формулируя
её цель и назначение, писал: «Самое гениальное
новаторское изобретение может умереть
как идея, время которое ещё не пришло,
только потому, что не кому не пришло в
голову это изобретение прорекламировать».
Это и применимо и к рекламно-информационной
деятельности библиотек по продвижению
новых изданий, поступающих в их фонды.
Новизна и обновляемость «продукции»
- главный критерий обращение пользователей
к информационно-
Многим людям импонирует то, что
они могут быть лидерами чтения
В настоящий момент первоначальные сведения о ресурсной базе и услугах библиотеки новые читатели получают из буклета, который выдается каждому при записи в библиотеку. Буклет является визитной карточкой библиотеки. Сведения, представленные в нем, носят краткий, но исчерпывающий характер. В связи с расширением информационного обслуживания, внедрением новых технологий в практику работы буклет ежегодно редактируется.
Во всех этих изданиях сделана попытка максимального раскрытия и приближения к пользователю информации о ресурсном потенциале библиотеки. Но все-таки основу рекламной деятельности библиотеки составляет спектр ее информационных возможностей и демонстрация правильного использования имеющихся ресурсов. Этим требованиям должны отвечать рекламные материалы, носящие информационную и обучающую направленность. Примером такого издания может стать буклет «Каталоги ….. библиотеки: алфавитный, систематический, электронный». Такой буклет информативен в плане знакомства с основными видами каталогов и в то же время носит обучающий характер, так как в нем дан алгоритм поиска информации по каталогам. Можно выпустить издание, которое каждый читатель может взять с собой, тем самым, закрепив необходимые навыки пользования каталогами. Буклет не раздается, а свободно лежит рядом с каталогами. Таким образом, тот, кому такая информация необходима, может ею воспользоваться в любое удобное время. (9)
Наряду с выпуском специальной рекламной продукции библиотеки, как правило, используют возможности публикации рекламных сообщений на сводных страницах методических, библиографических, библиотековедческих и других изданий библиотеки. Разновидность печатной рекламы является книжная реклама (в книжной форме) – преимущественно рекламные произведения крупных жанров, газетная и журнальная реклама. Общедоступные библиотеки активно используют рекламу в центральной и местной периодической печати. Опубликованная в газете реклама библиотеки является гибкой, оперативной и общедоступной формой рекламирования. Представители прессы могут встать на обониментное справочное и информационное обслуживание, сделать помещение библиотеки местом встреч с деловыми людьми – читателями библиотеки. (17) В библиотечно-библиографической сфере в настоящее время широкое распространение и использование получили профессиональные издания, предназначенные книжникам, книгоиздателям, книготорговцам, библиотекарям, библиографам, книговедам, информационным работникам: «Библиоглобус», «Библиография», «Библиотековедение», «Библиотека», «Книжное дело». На страницах этих журналов систематически печатаются имеющие рекламно-библиографическое значение статьи о деятельности библиотек, интервью с директорами библиотек, рецензии на подготовленные библиотеками пресс-релизы и др. Журнальная реклама, как правило, отличается большой престижностью, высоким качеством исполнения. Другой вид печатной рекламы – газетная реклама. Преимущества газетной рекламы – гибкость, своевременность, оперативность. Ограничения и недостатки этого вида носителя рекламы: относительно низкое качество исполнения, кратковременность существования, незначительная аудитория. Наиболее авторитетный и эффективный источник библиографической рекламы и информации – «Книжное обозрение». Практически, все материалы «Книжного обозрения» в той или иной степени являются источниками прямой или косвенной рекламы. Рекламное значение имеют и многотиражные газеты крупнейших научных библиотек, такие, как «Книжный червь» РГБ. Информационно-развлекательная газета «Читающий Саратов». Как известно, центральные и региональные библиотеки широко используют в информационно-рекламных целях массовые, общественно-политические газеты. (5)
Стендовая реклама в библиотеке.
В конце 20 – начале 21 столетия в российских библиотечно-библиографических учреждениях получили бурное развитие различные формы рекламы, в том числе стендовой. Ее возможности в презентации библиотеки и библиографических подразделений, в продвижении к пользователям их продуктов и услуг раскрывает кандидат педагогических наук, профессор, проректор Орловского государственного института искусств и культуры.
Информация о работе Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки