Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
1. Определение значения библиотечной рекламы в практике работы библиотек;
2. Изучение истории и перспектив развития рекламы в библиотеке;
3. Изучение рекламных технологий как компонента библиотечного маркетинга в практике работы библиотек.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…..…2
1.Из истории рекламы ……………………………………………………………5
2.Рекламная компания библиотек…………………………………………..……6
3.Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки…………………………………………………………...…..9
4.Опыт зарубежных библиотек в области рекламы ………………………..…12
5.Фирменный стиль………………………………………………………….…..14
6.Особенности составления рекламных сообщений…………..………………18
7.Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек …..…..20
8.Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки…………………………………………………………………….…22
9.Библиотечный дизайн…………………………………………..……………..22
10.Каналы и средства распространения библиотечной рекламы………….…23
Заключение ……………..…………..………………………………..…………39
Приложение.………………..……………………………………………...……40
Список использованных источников……………….…………………………………………….……….45

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

Экранная реклама.

      Закон «О рекламе» предусматривает ряд положений, касающихся рекламы на телевидении. В частности, оговариваются время и часто та повторов того или иного рекламного ролика в течение определённого вида телепередач: официальных, информационных и развлекательных программ, демонстрации кинофильмов. При использовании рекламы в виде наложения, в том числе способом «бегущей строки», её размер не должен превышать 7% площади кадра.

       Аудиовизуальные средства размещения рекламы (телевидение, радио и кино) – важная группа распространения рекламы, которая позволяет широко показать возможности библиотеки. Это обусловлено тем, что радио и телевидение являются самыми массовыми по охвату потребителей средствами рекламы. Библиотеки, используя радио, охватывают значительное число слушателей, а разнообразие программ в эфире помогает выбирать круг пользователей и формировать из него контингент будущих читателей.

               Реклама на центральном телевидении из-за высокой стоимости недоступна даже самым крупным массовым библиотекам, предпочтительны услуги более дешёвого кабельного телевидения или местного телевидения, которое может настолько заинтересоваться информацией, что их сотрудники сами пойдут вам навстречу.

         Особенно удобно использовать для этого презентации нового центра, службы, отдела библиотеки. После выхода передачи в эфир библиотека может заказать для себя платную копию, которую будет успешно использовать в рекламных целях. Решающую роль в формировании общественного мнения о библиотеке играют местные средства массовой информации. Умело используя контакты с редакциями газет, радио, библиотека может менять свой образ. Не требует больших финансовых затрат такая форма привлечения в библиотеку клиентов, как клубы по интересам. Почти при всех библиотеках существуют клубы книголюбов. Через них можно сформировать клиентурный рынок, заинтересовав представителей информационной поддержкой их профессиональной, любительской деятельности, консультациями специалистов. Распространенными средствами библиотечной рекламы являются экскурсии по библиотеке, доклады, участие библиотеки в городских, районных праздниках, презентации.     Итак, средства и каналы распространения рекламы безграничны. Рекламу можно поместить буквально на всём, что окружает настоящих и потенциальных читателей: на дисплее ПК, обратной стороне читательского требования, в газете, на телевидении, радио, в брошюрах.

       Успеха рекламной кампании можно достичь, если придерживаться единого образа, развиваясь в разнообразных формах, в дальнейшем она обретёт эффект «снежного кома». Показателем позитивного общественного мнения могут служить публикации, содержащие отзывы пользователей. 

 

 Интерьерная реклама.

Для того, чтобы реклама  хорошо действовала необходимо разработать  фирменный стиль – цвет, шрифт, написание, логотип. Тогда, по прошествии какого-то времени, библиотеку начнут узнавать в лицо сразу же.

 

    Интерьерная реклама – еще один способ размещения сведений о себе. Допустим, в книжном магазине над кассой располагается логотип вашей библиотеки или лежат закладки с вашей символикой. Это привлекает покупателя, он видит, что вы заботитесь о его интересах и обязательно заглянет в библиотеку, вместо того, чтобы покупать книжку. 

 Реклама каталогов и картотек.

 

       В современной библиотеке каталоги - основа любой библиотечной деятельности, и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций. Наглядные формы рекламы каталогов могут быть печатными или рукописными. Печатные формы выполняются типографическим способом или средствами малой полиграфии. К наглядным формам рекламы относятся стенды, плакаты, памятки, путеводители по каталогам, листовки и т.д. Познакомить читателя с правилами пользования каталогом могут памятки или путеводители по каталогам. Памятки, путеводители, листовки кладут рядом с каталогом, чтобы читатели могли самостоятельно поработать с ними. Обучение читателей умению пользоваться каталогами проходят, обычно в устных формах. К ним относятся: беседы; консультации. Беседы подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые беседы проводятся с группой пользователей библиотеки, а индивидуальные с конкретным читателем. Цель данных бесед - помочь читателю научиться ориентироваться в структуре библиотечных каталогов.

Рекламные каталоги, как  правило, издают крупные библиотеки, экспонирующие у себя уникальные собрания книг или картин местных  художников, работ мастеров прикладного  искусства. Обычно перечню книг или произведений искусства предшествует краткий обзор деятельности издательства или конкретного автора экспозиции. Перечень изданий или художественных работ выпускают в виде сброшюрованной книжицы. Ее вкладывают в обложку цветную или черно-белую с изображением логотипа библиотеки, символики издательства, выставки или фотографий художников или мастеров - участников выставки.

Распространение справочных сведений о составе, размещении, структуре, содержании, правилах пользования каталогами - одно из направлений деятельности библиотеки. Соответствующие задачи решаются либо с помощью наглядных средств информации, либо в печатной форме - с помощью листовок, памяток, других изданий.

При разработке средств  наглядной информации принимаются  во внимание два наиболее важных аспекта: размещение и содержание. Замечено, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной бессистемной информации. Поэтому, следует исходить из того, что информация должна быть размещена там, где у читателя возникает соответствующая потребность в ней. В тех случаях, когда администрация библиотеки сомневается в правильности предлагаемого решения, можно обратиться к самим читателям: провести опрос, предложить на выбор несколько возможных вариантов.

У входа в зал каталогов  должны быть размещены следующие  информационные средства таким образом, чтобы оказаться в поле зрения читателя:

План помещения (зала каталогов) с показанными на нем каталогами и картотеками. Полезно каждый каталог (картотеку) выделить определенным цветом. Этот же цвет применить в качестве фона на этикетках или номерах каталожных ящиков. План должен быть «привязан к местности» - это просто сделать, если показать на нем окна, отметив точку «Вы находитесь здесь».

Полный список всех каталогов  и картотек библиотеки с указанием  наименования отдела, в котором они  находятся, комнаты, этажи.

Над каталогами должны размещаться  табло с наименованиями. Каждый каталог, картотека снабжаются плакатом с краткой характеристикой в объеме основных вопросов паспорта: год основания, отражение фондов, способ группировки, особенности расстановки карточек и т.п.), здесь же размещается увеличенный макет каталожной карточки с помощью стрелок на внешних полях можно показать все элементы БЗ, т.е. из них, которые должны быть вписаны в требовательный листок читателем, отмечаются цветом. Для основных каталогов (алфавитного, систематического, предметного) разработаны алгоритмы поиска. Эти наглядные пособия обычно дополняются информацией, отражающей специфику библиотеки: например, собственную систему кодированных обозначений отделов, фондов, шифров хранения документов, этой информацией должен владеть читатель.

Рядом с алфавитным каталогом обязательно размещается плакат с русским и латинским алфавитом. Рядом с систематическим каталогом - перечень основных делений таблиц классификации. Не стоит размещать полезную для читателей информацию о каталогах на поверхности столов в зале каталогов. В крайнем случае, будет уместна памятка «как заполнить требование». Средства наглядной информации должны обновляться, пересматриваться, дополняться.

Печатные издания о  системе каталогов и отдельных  каталогах, могут содержать гораздо  больше содержательной информации, чем наглядные средства. Такие издания в виде закладок, листовок, памяток предлагаются читателям бесплатно как в зале каталогов, так и в других помещениях библиотеки.

 Реклама при работе с читателями.

Термин «пропаганда» (означающий распространение каких-либо знаний, информации) уместен в тех случаях, когда речь идет о мероприятиях в помещении библиотеки, в то время как за ее пределами можно говорить о рекламе. Среди читающего населения России именно молодёжь наиболее активно посещает библиотеки. Студенты, аспиранты, школьники старших классов остро нуждаются в актуальной информации.  Социологические исследования показывают, что нередко библиотека в глазах современной молодежи выглядит своего рода анахронизмом, пристанищем консерватизма, а образ библиотекаря ассоциируется чуть ли не с чеховским «человеком в футляре». Значительная часть населения рассматривает публичную библиотеку в лучшем случае как место, где можно получить нужную книгу или связанную с ней информацию. Долгие годы библиотека выступала еще и своеобразным придатком системы. Информировать и напоминать, заинтересовывать — вот задачи, которые, по нашему мнению, являются приоритетом для рекламиста в библиотеке. Взрослым мы хотим напомнить, что россияне — читающий и думающий народ; отучать его от «фаст-фуда» книжных прилавков, этих скороспелых малосъедобных романчиков и детективчиков. Детям — показать наглядно, что книга — не способ «убить» время, а возможность прожить кусочек чьей-то еще жизни, окунуться в мир фантазий, созвучных с желаниями их души. (19) Реклама – прекрасный способ популяризации ресурсов и услуг. Она способствует привлечению внимания к книге, повышению авторитета этого общего института среди населения.(2) Пропаганда каталогов может быть индивидуальной (когда речь идет о беседе сотрудника библиотеки с читателем) и групповой массовой. В последнем случае можно говорить об организованных формах пропаганды: мероприятия планируются заранее и рассчитываются на конкретную аудиторию.

Беседы подразделяют на индивидуальные и групповые:

- беседа при записи  в библиотеку,

- беседа о рекомендуемой  книге и т.д.

      Когда читатель записывается в библиотеку, проводятся индивидуальные беседы. В этой беседе показывается значение библиотеки при самостоятельном выбора книг, содержание фонда, его отраслевая характеристика. При индивидуальной беседе необходимо учитывать интересы читателей. Индивидуальная беседа может привлечь внимание других читателей и таким образом она может перейти в групповую. Беседы, как групповые, так и индивидуальные необходимо сочетать с практическими занятиями. Так уж сложилось, что легче и уместнее ставить всех в известность, имея повод для встречи, например, справляя юбилей.

        Библиотеки проводят КВНы, например КВН «О библиотеке замолвите слово…». Например (из опыта работы библиотек): визитка «Вести из тридесятого царства», разминка «У меня есть верная примета…», выступление «Клуба интеллектуальных меньшинств», капитанский конкурс «После встречи с читателями говоря…», музыкальный конкурс «Алло, алло, библиотека?»

      Другой  пример: на стадионе был развёрнут лоток, на фоне которого скоморохи – библиотекари зазывали посетить учреждение, посмотреть и купить литературу. Здесь же проходила и книжная лотерея.

Системность подачи данных и набор изобразительных средств позволяют формировать устойчивый интерес у читателей к библиотеке, её структурным подразделениям, помогают ориентироваться в фондах, эффективно использовать справочно-поисковый аппарат. Качественная, правдивая реклама не только стимулирует посещаемость, но и играет огромную роль в воспитании юного поколения. Реклама библиотечной деятельности при работе с читателями основана на творческом потенциале библиотечных работников и требует в большинстве случаев индивидуального подхода к каждому читателю.

                                Юмор в рекламной стилистике.

 

       Роль юмора в рекламе переоценить не возможно. Он позволяет создавать в библиотеке тёплую и непринуждённую обстановку. Формирует образ «дома», где посетитель не только проводит время с пользой, но и отдыхает, расслабляется, веселится. Одна из главных функций юмора – предупреждать и ослаблять конфликты.

      Как и другие общественные институты, библиотеки десятилетиями злоупотребляли патетикой, эксплуатировали одни и те же политические лозунги. Вызовом стал сурово-назидательный стиль нашей документации, начиная с «Правил пользования библиотекой». Умение работать «легко и весело» в лучшем случае признавали делом библиотекаря, попытки превратить юмор в общественно значимый факт пресекались и иногда достаточно сурово.       Вместо стандартно-сухого объявления с требованием сдавать верхнюю одежду и сумки в гардероб в холле библиотеки вывешивают красочный плакат. В центре его изображение почтенной дамы – героини популярнейшего стихотворения С.Я.Маршака «Багаж».

Дама держит в руках  развёрнутый рулон с текстом:

 Все, что  с собой ты принёс:

            Сумку,

            Портфель,

            Пылесос,

            Куртку,

            Ушанку,

            Комод – 

            Всё это сдай в гардероб!

      

       Нередко в афишах и пригласительных билетах на «Пушкинский бал» или встречу в литературно-музыкальном салоне присутствует стиль «ретро».  Обращение может начинаться словами «Милостивые судари и сударыни!» или «Достопочтенные господа!».

 

      Используют устаревшие лексические элементы типа «Соблаговолите», «С превеликим удовольствием». Здесь уже мы имеем дело с мягким юмором о канувших в прошлое правилах этикета. Желательно осторожно обращаться и с такими стилистическими приёмами, как каламбур, а также карикатура, гротеск. Их применение требует безукоризненного «чувства языка», что, как и литературный талант, даётся немногим.  

Информация о работе Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки