Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:53, доклад
Изучая символизм в архитектуре, нас заинтересовали храмовые постройки на Кавказе и их символическое значение.
Это уникальное место, где сливаются множество верований разных народов. Ведь Кавказ и сопредельные с ним регионы стали, по образному выражению академика Ю.А.Жданова, «солнечным сплетением Евразии, регионами, где оставили о себе архитектурную память пранароды Кавказа и Великой Степи, культуры Востока и Запада, и, в той или иной степени, все мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Кроме того, в период X-XV вв. на территории Северного Кавказа шли интенсивные миграционные процессы, связанные как с завоевательными походами (алан против арабов, хазар против алан и др.), так и торговлей, формированием торговых путей («шелкового», «русского»и др.) В результате, данная территория является местом постоянного культурного взаимообмена.
Изучая символизм в архитектуре, нас заинтересовали храмовые постройки на Кавказе и их символическое значение.
Это уникальное место, где сливаются множество верований разных народов.
Ведь Кавказ и сопредельные с ним регионы стали, по образному выражению академика Ю.А.Жданова, «солнечным сплетением Евразии, регионами, где оставили о себе архитектурную память пранароды Кавказа и Великой Степи, культуры Востока и Запада, и, в той или иной степени, все мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
Кроме того, в период X-XV вв. на территории Северного Кавказа шли интенсивные миграционные процессы, связанные как с завоевательными походами (алан против арабов, хазар против алан и др.), так и торговлей, формированием торговых путей («шелкового», «русского»и др.) В результате, данная территория является местом постоянного культурного взаимообмена.
С IX по XV вв. на территории восточных епархий Константинопольской Патриархии, от Крыма до Иверии, шел интенсивный культурный взаимообмен, в первую очередь, оказывающий влияние на христианское храмостроение.
Судя по документам, Византия постоянно засылает в данные земли миссионеров с целью приобщения народов к христианской вере и последующего бескровного подчинения себе их территории.
Хотя на Кавказе еще с IV—VI вв. распространилось христианство, а с VII—VIII вв.— ислам и формально все кавказские народы считались либо христианскими, либо мусульманскими, под внешним покровом этих официальных религий у многих отсталых народов горных районов фактически сохранялись очень сильные пережитки более древних и самобытных религиозных верований, частью, конечно, перемешавшиеся с христианскими или мусульманскими представлениями.
Среди народов довольно долго удерживались синкретические смешанные религиозные понятия. В Ингушетии, некоторые племена несколько раз принимали христианство, оставаясь, однако, в душе язычниками, ходя на поклонение своим богам и приносили им жертвы. А также посвящали в честь них церкви и часовни, оставшиеся от христианства...
XV-XVI в.в. - время становления традиционной горской культуры и образования традиций Северо-Кавказского башенного зодчества..
Всякое строительство начинается с выбора места. У народов Северного Кавказа этот важнейший момент освоения пространства осуществлялся двумя типами обрядов: жертвоприношением домашних животных или через так называемые обряды "испытания места".
Обряд строительной жертвы непосредственно связан с существенной составляющей народного домостроительного творчества - образом «мирового дерева». В домостроительном творчестве горцев образ мирового дерева получил выражение в виде различных вариантов: центрального столба, очажной цепи и башни.
Башни - наиболее древний и символически значимый тип сооружений народного домостроительного творчества Кавказа. Архитектурные варианты этого древнейшего типа сооружений присутствует во всех исторически значимых культурах мира. Постройка этих сооружений диктовалась следующим: защитой от истребления и ассимиляции путем укрытия и расселения в труднодоступных местах.
Культурно-символический аспект домостроительного творчества горцев генетически связан с мифологическими пластами культуры пранародов горских северокавказских этносов. Мифологические представления о пространстве получили отражение в таком своеобразном и существенном явлении традиционной культуры горских народов Северного Кавказа как нартский эпос.
Символическая значимость трехчасшой космогонической структуры для построения жилого пространства горцев обнаруживается при анализе осетинских описаний селений нартов. Селение нартов состояло из трех вертикально расположенных кварталов по склону горы. Нижний квартал занимал род Бората -род мифологических прародителей нартов (страна предков); средний квартал - род Алагата. образ которого связан с застольем и домашним очагом ( страна людей); верхний квартал - род Ахсартагката - род богоравных, храбрейших нартов ( страна богов).
Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с "первичными водами". При этом все круглые формы выражают идею неба, солнца и вечного движения, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей, в христианстве треугольник – символ божества, триединую природу вселенной. Храм - символ духовный устремлений и достижений.В основе храма также лежит символика мандалы — квадратуры круга - квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.
Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство, он представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.
Постепенно в восточно-христианском мире центрально - купольная система преобразуется в крестово-купольную. Сохраняется космологическая символика, однако общий смысл понимания храма меняется. Это не только "образ и изображение Бога", но также образ человека и, кроме того, "образ души. Храм, есть образ мира.
Здание православного
храма строится или в виде
креста (символ Христа), либо в
виде круга (символ вечности), либо
в виде восьмиугольника (символ
путеводной Вифлеемской звезды)
Пример христианского храма находится в селе Московское - Церковь Николая Чудотворца.
Помимо христианства на Кавказе широко распространён ислам. Ислам интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, выраженное в архитектуре. Архитектура ислама изображает божественное присутствие. Является центром, влияющем на все сферы активности человека.
Главной храмовой постройкой в исламе является мечеть. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы.
К примеру: мечеть «Сердце Чечни» крупнейшая в России и Европе.(г.Грозный)
Мече́ть (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.У мечети нет символики только Михраб - направление Мекки и Минбар - возвышение для проповедника.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Минарет символический факел духовного просветления, разделяющий символику: башни (в аспекте её высоты), бельведера сторожевой площадки (символизирующей сознание).
Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам.
У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла ( арабск. «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла. Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения»
Символ ислама — полумесяц и пятиконечная звезда. Она символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв. Символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада. Точно проследить их происхождение затруднительно. Но большинство специалистов согласны с тем, что эти древние символы небесных светил почитались ещё древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу.
Кроме христианства и ислама на Кавказе присутствует и буддизм. Центром буддизма является Элиста.
Самый известный храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Первые культовые сооружения буддизма. Более того, ступа это предшественник любого буддийского образа.
Миниатюрные ступы, сделанные из металла, камня, глины или дерева, украшают алтари, в них часто хранят реликвии. Ступы строились как реликварии святынь, усыпальницы, мемориалы, акрополи для хранения останков святых и Архатов, что и отражает санскритское слово dhatugarbha — "сердце или суть субстанции". Многие ступы окружались четырехугольным двором и строились на четырехугольном или восьмиугольном (двойной квадрат) основании.
В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратная часть в виде капли воды-субстанцию Воды; суживающаяся кверху часть, напоминающая язык пламени-Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода - Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающегося к небу языка пламени - Пространство. Ступа - это не только реликварий, но еще и вертикальная модель космоса.
Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы.
В ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Северная стена считается более священной, алтарной, частью храма. В середине этой стены находится алтарное изо-бражение в виде стенной живописи или статуи Будды Шакьямуни, или Цзонхавы. На боковых стенах помещаются картинные изображения общебуддийских божеств и святых, причем порядок и объекты этих изображений строго не выдержаны.
(Над входом обязательный атрибут – лани, на дверях – защитники сторон света локапалы. На южной стене изображаются обыкновенно божества из категорий дхармапал или Охранителей.
В каждом случае собрание предметов культа должно носить полный, законченный характер. При этом предметы культа распределяются по основной их классификации, поскольку бытие Будды имеет три элемента - Тело, Речь и Ум.
Исследуя архитектуру Кавказа, мы пришли к выводу, что это действительно уникальное место. Здесь сосуществуют и переплетаются многие верования и религии. Они взаимопроникают и дополняют друг друга, объединяются и смешиваются с более древними народными верованиями. Именно здесь, самые древние храмы были построены на основании еще более древних храмов.
И по сей день, народы Кавказа сохраняют свой менталитет, устои, традиции, архитектуру. Вновь строятся храмы ,сохранившие свое значение для людей.
Символизм продолжает существовать в архитектуре современных жителей Кавказа, так же как он существовал много поколений назад.
Библиографический список
1.Церковная старина на Северном Кавказе. Ставрополь
2.Шиллинг Е. Черкесы//Религиозные верования народов СССР. М., 1931. Т. II.
3.Ширяев С. По Северному Кавказу. Ставрополь, 1960.
4.Уварова П. С. Христианские памятники//Материалы по археологии Кавказа. М., 1894.
5.Ермоленко М. Древние храмы близ Нальчика // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1911. Т. I
6.История народов северного кавказа с древнейших времен по настоящее время с.253
7.Сулименко Сергей Дмитриевич Башни северного кавказа
8.Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1908.
9.Емельянова, Светлана. Мечеть «Сердце Чечни» . Российская газета (14 августа 2013)
10.Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5
Информация о работе Храмовые постройки на Кавказе и их символическое значение