Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Ислам является одной из трех мировых религией. На сегодня это  одна из самых распространенных мировых  религий: ее приверженцы населяют все  континенты, особенно многочисленны  они в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. В  нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все  народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.

Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится  к первой половине 7 века. Колыбелью  исламской цивилизации стала  Аравия. Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освящается письменными источниками. Ислам многое заимствует из иудаизма и христианства, а также обрядовых  домусульманских традиций арабов: большинство  арабов в 6-7 веках были язычниками, в  их среде существовало множество  иудейских и христианских сект. Однако ислам является самостоятельной  религией.

Возникновение ислама связано  с деятельностью пророка Мухаммеда (в русском языке встречаются  также варианты имени пророка  – Магомет и близкий к арабскому  произношению – Мухаммад), жившего  в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной  книге всех мусульман Коране. Центральным  постулатом ислама является строгое  требование почитать только Аллаха как  единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам»  означает покорность и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах, что  нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: не божества кроме  него, великого, мудрого! Поистине, религия  пред Аллахом – ислам…».

Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое  ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые  и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Сам Мухаммед ничего не писал, он был  неграмотен. Ученики Мухаммеда выучивали  их наизусть и декламировали наподобие  старинной арабской поэзии. Коран  написан рифмованной прозой и  ритмическими предложениями. На момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще не совсем оформлено. После  него остались разрозненные записи изречений  и поучений, сделанные в разное время. Из этих записей около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда  – Османе) был сделан свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга  эта была объявлена священной (оригинал Корана находится у Аллаха), продиктованной пророку архангелом Джебраилом, не вошедшие в нее записи были уничтожены. Вскоре были составлены и комментарии  к Корану. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размеру: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Все  изречения, в которых говорящим  лицом является Аллах, относят к  числу откровений, все прочие к  преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга  не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин  должен знать арабский язык, что  приводит к созданию единого языкового  и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных  учреждений, литературы, религии.

Столпы ислама:

Признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммеда его посланником. Формула принятия ислама «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник  божий» - проста. После произнесения этой формулы на арабском языке при  свидетелях договор между человеком  и Богом считается заключенным. Вероотступничество, сопряженное с  глумлением над верой может наказываться смертью (кроме этого наказывается смертью только преднамеренное убийство и демонстративная супружеская  измена).

Система молитв («намаз») 5 раз  в день (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи) является обязательной, может осуществляться в любом  месте, после омоновения, если воды нет, то можно использовать песок, пыль. Молитву чаще совершают индивидуально, реже группами. Перед молитвой следует  заявить намерение вслух или  про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил.

Пост рамазан в девятый  месяц по лунному календарю установленному Мухаммедом (мусульмане ведут летоисчисление, основываясь на лунный годичный календарь, который на 11 дней меньше солнечного, поэтому пост наступает каждый год  в разное время) заключается в  том, что нельзя есть и пить, веселится, курить при свете дня. После заката и пред восходом солнца мусульмане умеренно едят и пьют, очищают мысли  и настраиваются на благочестивый  лад. Пост служит для укрепления веры «нийя». Соблюдение поста необязательно  для больных, детей и путешествующих, они могут и должны держать  пост в другое время.

Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма  Каабы (черный камень) по возможности  хотя бы раз в жизни мусульманин  должен осуществить. Паломник, осуществивший  обряд полностью получает почетное звание «ходжи».

Налог в пользу бедных «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин  должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых  мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение  и образование. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований  из того, что любите».

38. Искусство как феномен культуры.

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “художественная  культура” тождественны. Однако понятие  “художественная культура” гораздо  объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю система искусств в целом и каждый его вид  в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых  осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.. Всю эту сложную систему бытия  искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического  анализа.

Существует множество  определений искусства. Назовем  основные подходы к пониманию  этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного  отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи  искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности  человека творчески преобразовывать  окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а  понятие красоты - относительным, так  как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и  восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного и  даже совсем отрицаться (искусство  абсурда). Во-вторых, искусство - это  один из элементов культуры, в котором  аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии). В-четвертых, в искусстве - проявляются  творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство  может рассматриваться как процесс  освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и  понимания искусства).

39. Основные жанры, стили и эпохи в искусстве.

Раннее  Средневековье

Романский стиль Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в  этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом  композиции монастыря или замка  становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные  постройки, составленные из простых  геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Готика для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Возрождение

Главное, чем характеризуется  эта эпоха — возвращение в  архитектуре к принципам и  формам античного, преимущественно  римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся  симметрии, пропорции, геометрии и  порядку составных частей, о чём  наглядно свидетельствуют уцелевшие  образцы римской архитектуры. Сложная  пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением  колонн, пилястр и притолок, на смену  несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Барокко

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время  отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко  свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию  искусств. Образование национальных художественных школ в европейском  искусстве XVII века. Стиль барокко  в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью  форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты  барокко — броская цветистость  и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая  достоверность и сниженная, бытовая  тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры  барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

XIX век

Классицизм  Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Академизм Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.(Карл Брюллов)

Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.

Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности.

Электика  Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции

Модернизм направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер.

Импрессиони́зм В живописи импрессионизма — движущийся, эфемерный, ускользающий мир, поэтому акцент — на настоящее и на это уходящее мгновение. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

 

Модерн - Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

 

Ар- деко  Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро)

Сюрреализм Отличается использованием иллюзий и неожиданное сочетаний форм (иногда абсолютно несочетаемых). Сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Совреме́нное иску́сство (англ. contemporary art, в России 90х годов использовали перевод этого термина как актуальное искусство), — совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением

 

 

40. Особенности религиозного типа искусства.

совокупность художественных форм и средств, образно воплощающих  религиозные мифы, символы, идеи, действия (обряды) и чувства, передающих (транслирующих) их как среди данного поколения, так и от поколения к поколению. Исторически функционально-смысловым  ядром И. р. было культовое И. религиозных  действий, установившихся в той или  иной религии и образно символически конкретизирующих особенности ее представлений  и понятий. Культовое И. является синтезом различных видов И.: выразительные  И. (своеобразные архитектура, декламация, пение, театрализованные процессии, освещение) используются во всех системах религиозного культа; в некоторых из них нашлось  место инструментальной музыке и  ритуальным танцам. Изобразительные  искусства (прежде всего живопись и  орнаментика) избирательно используются в иудаизме и в исламе. Яростные споры иконоборцев и иконопочитателей в Византии VII–VIII вв., критическое  отношение авторитетов рус. православия  к храмовой скульптуре, установление канонического типа иконописных  изображений – свидетельства  сложного отношения христианства к  церковной живописи. Особенности  художественного стиля И.р. в значительной степени определяются эстетическими  запросами, сложившимися за пределами  данной религиозной системы; несомненно влияние на религиозную живопись, музыку, архитектуру процессов секуляризации  и связанных с ними общественных идеалов. Эти процессы способствуют обособлению И.р. и культового И.: в И.р. начинает выдвигаться на первый план личное понимание художником религиозных  идеалов и ценностей, часто не совпадающее с позицией церковных  авторитетов относительно призвания  и назначения И.р. Если в культовом  И. преобладают темы и решения, соответствующие  церковным канонам и решениям органов церкви, то в И.р. нередко  воплощаются идеи религиозных диссидентов, представления о едином Боге всего  человечества, всевозможные прочтения  «личного Бога» как в истории  мировой культуры, так и на ее современном этапе.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"