Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
М.К. Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии и личностную систему вхождения индивида в социальное целое: "Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различий в целостность, можно различить три типа:
а) лично-именнй (охотничье, "первобытное" общество);
б) профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, "разви-вающееся" общество);
в) универсальн-понятийный (общество европейской культурной традиции)".
Начало нетрадционного типа
культуры характеризует срыв традиции,
вступление в имя (т.е. получение
вместе с имене всего комплекса
социальных нагрузок) перестает быть
(как впоследствии и обретение
наследуемого профессионального знания)
единственной формой социализации личности.
Мотивация индивидуального
22. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность,
Инкультурация -продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Конечный результат
В узком смысле - инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком;
в широком смысле - инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям.
Аккультурация - 1. Процессы взаимовлияния культур различных народов. 2. Процессы восприятия элементов культуры людьми одного поколения у людей другого поколения; то же, что диалог культур.
Примеры аккультуации достаточно многочисленны в современном мире, особенно после многократного увеличения потоков миграции из одних регионов в другие.
К примеру, путь аккультурации
проходят многие разделённые народы,
вынужденные приспосабливаться
к условиям культурно-языковой среды,
созданной окружающим их большинством.
При этом не происходит их ассимиляции,
они сохраняют культурно-
Социализация— становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Однако маргинализация далеко
не всегда приводит к «оседанию на
дно». Естественная маргинализация связана
преимущественно с
23. Межкультурные коммуникации.
Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.
Способность к развитию коммуникативной
компетентности присуща всем представителям
Homo sapiens, однако конкретная реализация
этой способности культурно
С рождения человек принадлежит
многим группам, и именно в них
формируется его
В процессе коммуникации происходит
обмен сообщениями, т.е. осуществляется
передача информации от одного участника
к другому. Так как люди не умеют
общаться непосредственно – скажем,
с помощью электрических
24. Закономерности исторического развития культуры.
Любое развитие в природе или в обществе - циклично, закономерно-неравномерно, проходит через схожие фазы. В Древней Греции, где появилось понятие циклов, их понимали как движение по замкнутому кругу, периодическое возвращение к исходному пункту. Но затем стало преобладать понимание цикла как спирали, повторение схожих, но неодинаковых фаз в поступательном движении, волнообразно-прогрессивное развитие. Именно в этом смысле автором употребляется понятие "цикл".
По теории циклов в отдельных
сферах общества написаны десятки и
сотни книг. Хорошо известны циклы
демографические, экономические, научные,
технические, изобретательские, инновационные,
экологические, политические, в области
культуры, образования и т.п. Каждый
из них характеризует
Исторические циклы
25. Соотношение природного и культурного в историко-цивилизационном процессе.
Соотношение, связь, с одной стороны, и разделение культурного и природного – с другой, помогает понять специфику эстетических феноменов, представляющих из себя культурное выражение, культурную „интерпретацию” существования и проявлений природной человеческой чувственности.
. В процессе своего
человеческого существования
26. Типология культуры: этническая, национальная, мировая, региональная культуры.
Этническая культура
Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма — племенная культура.
Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
1 Как в повседневной
речи, так и в научной литературе
до сих пор не сложилось
единообразное и однозначное
употребление этнической
Специфика этнической культуры
в значительной мере обусловлена
природной средой1. В ней выражается
вековой народный опыт жизни и
рационального ведения
Консерватизм, преемственность, берущая начало в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» — характерные черты этнической культуры. Некоторые ее элементы являются символами самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и легенды о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шотландцев; сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. Подобные этнические символы есть у любого народа.
Национальная культура
В культуре развитой нации всегда присутствует культура этносов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой национальной культуры. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.