Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 00:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по культурологии.doc

— 827.50 Кб (Скачать файл)

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с  листом бумаги. Мысль — его лицевая сторона, звук — оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Язык — система значимостей. Значение — это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость — с отношениями между несколькими листами.

последствии Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году.

Рассматривать семиотику как науку  стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

 

 

 

 

  1. Парадигмы культуры ХХ века.

КУЛЬТУРА XX ВЕКА — СМЕНА  ПАРАДИГМЫ 
 
Культура XX века — это культура ПЕРЕХОДНОГО периода, культура СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ. 
 
Мир стоит перед выбором: либо погибнуть, не справившись со сложнейшими проблемами, которые остро стоят перед человеком уже сегодня, либо осуществить прорыв в принципиально новые области духа и бытия, творческих возможностей личности, знаменуя этим открытие новых возможностей и перспектив человечества. 
 
XX век — век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества. 
 
На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы. 
 
Человечество начинает осознаваться как единое целостное существо. Так, Вл. Соловьев говорит о человечестве как едином «Вселенском теле»; для А.Платонова все человечество — одно дыхание, одно живое, теплое существо. Мотив единения людей Земли звучит у «русских космистов» и у М.Ганди, у Л.Толстого и у Б.Шоу. Человечество выходит на глобальный уровень понимания своего бытия, и одновременно усиливаются тенденции к сохранению национальных, региональных, местных традиций и особенностей. 
 
Все большую роль играют информационные процессы, а технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может приобщиться каждый человек. Возникает перспектива развития коллективного интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через СМИ или ИНТЕРНЕТ стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и понимается как его достоинство. 
 
В XX веке уже с первых его десятилетий вызревали основные тенденции, которые и определили культуру XX века как переходную, где происходит глубинная переоценка ценностей. 
 
Переходность культуры XX века, постепенная смена культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах. Покажем это на некоторых примерах. 
 
С конца XIX века появляются скептицизм в отношении к классической традиционной модели мира, недоверие к идее ровного, поступательного прогресса. Все чаще мир кажется не таким уж простым и устойчивым, каким представлялся долгое время, а напротив, — сложным и противоречивым. Многое в этом мире обнаруживается как непонятное. Подобная атмосфера оказала воздействие на состояние естественных наук, «толкнув» их на знаменательные открытия. В начале XX века естествознание пережило подлинную революцию. Особенно значительны были успехи в области физики. Главная же идея, к которой приходит культурология XX века, и которая, вероятно, будет доминировать в культурной парадигме XXI века — это ценность всякой культуры, равноправность существования и развития этих культур, если они несут в себе гуманистические ориентиры. 
 
Для культурологии XX века важна идея плюрализма культур. В многообразии культурных традиций видится достоинство и высшая ценность ее существования. 
 
Культурология XX века подвела человечество к осознанию необходимости преодоления евроцентристских подходов, колониальных по сути принципов отношения к культурам разных народов. На повестку дня встал вопрос осознания многоцентричности культуры, представляющей широчайший спектр разных культур. Многоцветие культур — это величайшая ценность человечества. 
 
Общекультурные ориентиры не могли не повлиять на состояние художественной жизни бурного переходного периода в истории человечества, именуемого XX век. 
 
Художественно-эстетическая система XX века вобрала в себя всю полноту духовных исканий общества. Художественная картина мира — отражение экспериментаторства человека в сфере искусства. Открытая, неравновесная и незавершенная, быстро меняющаяся, подвижная система объединяет множество относительно самостоятельных художественных направлений: от реализма до модернизма, включающего в себя экспрессионизм, супрематизм и авангардизм, сюрреализм и формотворчество в начале века до постмодерна со второй половины и до конца XX

Те направления художественного  творчества, которые в XX веке продолжали традиции искусства в формах реализма, социалистического реализма и лучшие образцы которых являют собой современную классику, также представляют собой искусство XX века с его стремлением выйти на проблему личности, проблемы духовности. Эти поиски можно найти в творчестве Т.Манна, А.Барбюса, А. Франса, М.Горького, Г.Фал-лады и многих других художников пера. Интересны творческие открытия в области музыки у М.Равеля и К.Дебюсси, Д.Шостаковича и С.Прокофьева, И.Стравинского и С.Рахманинова. «Новое кино» открыло человечеству новые темы и способы поисков ценностей в творчестве Ф.Феллини и А-Тарковского, А.Довженко и М.Антониони, С.Эйзенштейна и С.Крамера, В.Пудовкина и А.Курасова, Д.Вертова и И.Бергмана. Перечень имен, представляющих реалистическое искусство XX века, своими наилучшими работами в разных видах и жанрах искусства можно продолжать и продолжать. Реалистическое искусство составляет основу развития художественной картины мира XX века. «Нервом» же развития современного искусства, творческим импульсом и зарядом его многокрасочности неожиданности является искусство модерна.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными  модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.

Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами  основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.  
В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т.д. Другие известные имена: Миммо Паладино, Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида.

 

  1. Экзистенциальный анализ культуры.

Анализ экзистенциальных оснований  культурно - исторического процесса, проведённый в три этапа, выявил, во-первых, как интерпретируется структура  мира культуры в экзистенциализме, во-вторых, определил, что лежит в основе культурно-исторического процесса, и, в -третьих, раскрыл, что является экзистенциальным основанием культуры общества в исторической перспективе. Таким образом, в ходе данного анализа было установлено, что собственно в экзистенциальном понимании может считаться культурой в отношении к её объективации в развивающемся мире.

 
В концепции культуры Ж. - П. Сартра и А Камю, интерсубъективные отношения  основаны как конфликте. Поэтому  они ведут к формированию индивидуальной культурной реальности, противостоящей другой культурной реальности, в основе которых лежит стремление к созиданию собственного смысла бытия.

Мир культуры рассматривается в  экзистенциальной философии через  призму специфически человеческого  способа существования. Анализ отношения человека к миру, осуществлённый в первом параграфе, выявил, что оно определяется в экзистенциализме в целом как « бытие - в - мире». Бытие - в мире распадается на подлинное - самопроектирование экзистенциального субъекта, и неподлинное, дефектное отношение человека к миру. При этом оба способа бытия человека в мире представляют собой одновременно и способ познания и способ сосуществования человека с другими людьми.

Далее в выше представленной работе было рассмотрено отношение человека и мира культуры. У К. Ясперса, Г. Марселя, М. Бубера, Н. А. Бердяева, Н. Аббаньяно оно понимается как творчество, модус подлинного бытия человека в мире в его отношении с трансцендентным. В экзистенциализме М. Хайдеггера, Ж. - П. Сартра, А. Камю, М. Мерло-Понти и раннего X. Ортеги - и Гассета отношение человека и мира культуры, напротив, связано с неподлинным способом бытия человека.

В экзистенциализме предлагается два  основных типа взаимоотношений человека в обществе, два способа события, которые можно представить как связь «человек - человек» или сущностное событие личностей и «человек - безличное сообщество», сосуществование атомизированных, отчуждённых от своей сущности индивидов.

Рассмотрение экзистенциального  отношения, изложенное в концепциях ведущих теоретиков философии существования К. Ясперса, М. Бубера, Н. А. Бердяева, Г. Марселя, а также у X. Ортеги - и - Гассета, Н. Аббаньяно, позволяет определить подлинный способ события человека, стремящегося к встрече с трансцендентным смыслом, как основу структуры мира культуры. В отличие от этих философских представлений о культуре в концепции Ж. - П. Сартра и А. Камю основой структуры мира культуры выступает самопроектирование экзистенциального субъекта, творящего собственные смыслы бытия.

Таким образом, характер структуры мира культуры в концепции философии существования, имеющей своим основанием подлинный способ бытия человека, совпадающий в коэкзистенциально ориентированном экзистенциализме с подлинным способом события человека, определяется как нелинейный, неравновесный и открытый.

 

  1. Герменевтика и истолкование культурных текстов.

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):

  • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе, текстов классической древности[2];
  • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.

ермин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.

Герменевтика также является философским  методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее  философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

 

  1. Сущность и особенности экранной культуры

Экранная  культура является порождением индустриального общества  и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Развитие экранных средств отображения  информации и определило формирование так называемой «экранной» культуры. «С каждым технологическим прорывом, с появлением любого исторически значимого открытия появляются и новые «эпистемологические метафоры», которые структурируют и контролируют  способы нашего мышления и поведения, - пишет руководитель  семинара «Антропологические проблемы экранной культуры» при СПбГУ В. Полиектов. – С конца прошлого века и до настоящего  времени такой метафорой стал «экран». Феномен  «экрана» обусловил рождение экранной культуры. «Экран», «экранирование», «экранная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» - центральные и ключевые культурно образующие феномены ХХ века» (79, 3).

Таким образом, формируется новая  культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под  ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а  «экранность. Эта культура основана  на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Эти и другие, содержательные и сущностные характеристики экранной  культуры должны быть выражены её определением. «Общее определение, - пишет И.П. Фарман,- должно складываться из всех способов употребления слова на основе совокупности всех практических контекстов. Таким образом,… требуется обратиться, в сущности, ко всей общественной практике во всём ёё богатстве и подвергнуть анализу все ее аспекты» (113, 266). Поэтому для того, чтобы выяснить сущность экранной  культуры и её характерные черты, дать определение  этому сложному феномену информационного общества,  необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этой культуры.

Как было уже сказано, экранная  культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной  культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь  составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь,   не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"