Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.
Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1.Специфика драмы
1.2.Чтение и вступительные занятия
1.3.Анализ драмы
1.4.Завершающие уроки
1.5.Вопросы теории литературы
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
Заключение
При анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Надо обратить внимание учащихся на то, как персонаж осуществляет свои поступки. И встает перед учителем задача формирования и развития воссоздающего воображения учащихся.
Психофизическое поведение персонажа драматургического произведения — тем более при чтении пьесы, а не при восприятии ее со сцены — трудно представить и осмыслить из-за отсутствия в драме авторского комментария. Оно может вырисовываться лишь из диалога и скупых авторских ремарок. Поэтому, приступая к анализу речи героя, следует помнить, что она характеризует действующее лицо своим причинно-следственным характером, своей содержательной, логико-смысловой стороной и формой, в какую это содержание воплотилось.
Приступая к разбору сцены-диалога, прежде всего следует поставить перед учащимися вопрос: В какой обстановке и почему возник и ведется этот диалог? Тут определенную помощь окажут авторские ремарки, и, значит, нужно уделить должное внимание их рассмотрению, выяснить, насколько они вооружили учащихся.
Если авторские ремарки, как это зачастую бывает, не дают учащимся достаточной опоры для работы воссоздающего воображения, придется дать ряд дополнительных материалов: то эскизы декораций (например, к «Грозе» Б. Кустодиева), то авторские пояснения (скажем, в письмах Чехова к Станиславскому о декорациях II акта «Вишневого сада»), то использовать книги (главу «Хитров рынок» из очерков Вл. Гиляровского «Москва и москвичи», фотографии ночлежных домов из альбома «Московский Художественный театр» — к пьесе «На дне») и т. п.
Не следует упускать и возможностей, заложенных подчас в самом произведении. Так, в «Вишневом саде», следует указать на то, какой предстает перед нами обстановка в речах самих участников происходящих событий (Гаев: Сад весь белый; Варя: Уже взошло солнце... Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья!.. какой воздух! Скворцы поют! и т. д.).
Понятно, что воспроизведение в воображении учащихся конкретной обстановки событий не является самоцелью, а способствует раскрытию идейного содержания произведения.
Учитывая, что у школьников, как правило, отсутствуют зрительные представления о герое драматургического произведения, а процесс понимания образа героя связан со зрительным представлением о нем, надо в процессе анализа произведения по ходу развития действия выяснить, что сообщает автор о внешнем облике героя, что говорят о внешности персонажа другие действующие лица пьесы, что говорит о своей внешности сам герой, какие детали во внешнем облике героя указывают его происхождение и условия жизни, как те или другие черты личности выражаются в его внешности.
Нельзя рассчитывать, что у учащихся сложится полное представление о пьесе и ее героях в результате проведенного в классе текстуального анализа. Необходима последующая работа — синтез материалов, накопленных в процессе целостного анализа, например, обобщение наблюдений над образами героев.
Эта работа в каждом конкретном случае носит специфический характер, но можно указать и ряд общих вопросов, которые выясняются в обобщающей беседе о персонаже: Какова роль данного героя в общем потоке событий драмы? Каким внешне представляется этот герой? В каких сценах он наиболее выразительно и полно себя раскрывает? Известна ли нам его предыстория и как мы о ней узнаем? Какие мысли, взгляды, черты характера обнаруживает герой в диалогах и с кем ведет эти диалоги? Как характеризует героя его отношение к другим действующим лицам? Каков идейный смысл образа.
Необходимо определить подлинный конфликт, лежащий в основе драматургического произведения, чтобы у учащихся не создались ошибочные представления о нем. Так, им может показаться, например, что в пьесе Горького «На дне» конфликт — в столкновении интересов Наташи и Пепла, с одной стороны, и четы Костылевых — с другой. Между тем если б это было так, пьеса завершалась бы в третьем акте и четвертый был бы просто лишним. А конфликт пьесы — в столкновении мировоззрений, и исчезновение Луки, тоже в третьем акте, только подчеркивает продолжение духовной борьбы, борьбы со «спасительной» ложью, которая завершается в четвертом акте жизненной проверкой «утешительства», крахом этой «философии», выявлением бесплодности и вредности распространяемых Лукой иллюзий.
Выявляя основной конфликт пьесы, учитель показывает ученикам, что в существе этого конфликта выражается мировоззрение автора.
1.4. Завершающие уроки
Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля.
Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра.
Но в виду того, что посетить театр и просмотреть спектакль зачастую невозможно. То на завершающих уроках можно по знакомить учащихся с важнейшими фактами из истории русского театра. Об этом писали писали в своих работах методисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, заключающих изучение драматургических произведений.
Беседа о спектакле переходит в рассказ учителя о сценической судьбе пьесы. Незачем излагать всю сценическую историю от постановки «Вишневого сада» во МХАТе до его постановки в «Современнике», важно показать, как различное сценическое интерпретирование может углубить авторский замысел или, наоборот, повредить ему. Следует отметить, как разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы в разное время, как зависят они от задач интерпретаторов.
Хорошо познакомить учащихся с постановкой произведений русской драматургии на сцене, с историей жизни этого произведения в театре, с влиянием, которое творчество русского драматурга оказывало на формирование и становление драматургии.
Подводя беседу о просмотренном спектакле, учитель предложит ученикам примерно такие вопросы: Насколько внешность исполнителей ролей соответствует вашему зрительному представлению о героях? В каких сценах наиболее полно и ярко раскрывают актеры главные черты героев? Какими средствами внешней выразительности актеры обращают наше внимание на эти черты? Какую роль сыграли музыка, декорации и свет в раскрытии замысла произведения? С чем в спектакле мы не можем согласиться? И др.
Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и лирических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных примерах, как варьируются методы и приемы работы, используемые при изучении драматургических произведений, в зависимости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения.
1.5. Вопросы теории литературы
Приступая к изучению драматических произведения учащиеся располагают некоторыми знаниями по теории литературы. Они знакомились с такими понятиями, как образ и образное отражение жизни в художественном произведении, идея и ее воплощение в системе образов, композиция и сюжет литературного произведения. Естественно, что эти знания еще неустойчивы. Их следует постоянно закреплять, углублять, расширяя одновременно круг новых теоретико-литературных понятий.
«Тип» и «типическое отражение жизни» — самые сложные и в то же время очень важные понятия, от правильного усвоения которых зависит успешное изучение всех последующих художественных произведений, предусмотренных программой старших классов.
Впервые ставя перед учащимися проблему типического характера, представляется целесообразным остановить их внимание главным образом только на общем и индивидуальном как диалектическом единстве типического образа. Всестороннее и более глубокое рассмотрение этого вопроса должно осуществляться в процессе изучения образов героев на последующих этапах историко-литературного курса.
Чтобы учащиеся поняли отмеченные выше признаки типического характера, необходимо, во-первых, дать развернутый комментарий к пьесе соотнести содержание драмы с исторической действительностью. Этот вид работы знаком учащимся по «Слову о полку Игореве».
Во-вторых, показать своеобразие драматического рода, определить его отличительные признаки, иначе трудно довести до учеников особенности приемов типизации героев пьесы.
«Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются. Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять...»Эта выдержка из статьи Горького «О пьесах» приводится вовсе не для того, чтобы учитель непременно прочитал ее в классе. Надо донести до учащихся мысли Горького, сравнив пьесу с эпическими произведениями, изученными в курсе литературного чтения (например, с «Песней о вещем Олеге» Пушкина).
Закономерности построения драматического произведения могут быть глубоко поняты учащимися только в процессе умело организованного анализа пьесы. Своеобразие жанра требует особой организации классной работы. Опыт показывает, что учащиеся с интересом изучают пьесу в том случае, когда большая часть ее читается и комментируется в классе. При этом пояснения учителя не должны сводиться только к историческому и лингвистическому комментарию. В процессе чтения накапливается материал для характеристики действующих лиц, ведутся наблюдения за речью героев и ремарками автора, анализируется сюжет и композиция пьесы.
Однако известно, что в драматическом жанре развитие действия приобретает особое значение как для раскрытия характера героя, так и для раскрытия идейной проблематики пьесы. Поэтому, следуя за сюжетом, нужно выяснить, как тот или другой персонаж действует в соответствующей обстановке, как раскрывается его личность в столкновении с другими действующими лицами, в речи и т. д.
При этом весьма важно, чтобы учащиеся сами прослеживали построение пьесы. Ведь они уже знают, что такое композиция художественного произведения и каково ее значение в раскрытии идейного замысла писателя. Правда, они имеют очень смутное представление о композиции именно драматического произведения. Учитель, опираясь на текст, поясняет, что такое экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Учащиеся, как правило, работают с увлечением в классе и дома.
После того как учащиеся проследят развитие сюжета, познакомятся с композицией пьесы, учитель, обобщая накопленный материал, раскроет, анализируя, образы, первые признаки типического характера.
В типическом образе-характере непременно отражается общее и неповторимое, общественное и личное. Этого сплава общего и индивидуального мы не найдем в образах положительных персонажей пьесы. Они построены по правилам классицизма.
Чтобы углубить понятие о типическом образе-характере, целесообразно сравнить приемы изображения отрицательных героев с приемами изображения положительных персонажей в пьесе.
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Наука о литературе, практика преподавания, сама жизнь направляют изучение литературы в сторону такого анализа, при котором творчество писателя раскрывалось бы во всем своеобразии. богащая ум и сердце учащихся, пробуждая их мысль к познанию жизни.
Чтобы вызвать и удержать интерес к литературе как учебному предмету в школе, мы, по мере необходимости, систематически возвращались к уяснению смысла таких понятий как литература, история, жизнь, основной закон жизни, пути познания жизни.
В беседе отмечали, что для развития человека очень важно поиимать,какова действительность, каковы ее качества, насколько она человечна, может ли человек брать у нее истинно человеческое, прививает ли ему эта жизнь, среда хорошие привычки, помогает ли воспитывать в себе человеческие свойства. Подчеркивали, что в этом вечном движении, в борьбе за добрые отношения между людьми каждый из нас очень ответственен. При таком подходе учащиеся воспринимают художественную литературу как «учебник» жизни интерес к ней у них заметно улучшается.
Каждый писатель эту проблему на данном этапе по-своему воссоздает в художественных образах и передает на суд грядущему поколению.
Опираясь на знания, полученные на уроке, и из прочитанных литературоведческих работ, учащиеся говорят, что в основе творчества А. Н. Островского лежит жизненный опыт. Очень важной заслугой А. Н. Островского является умение проникнуть в быт купечества, в историю разных поколении. К следующему занятию учащиеся получили задание — прочитать драму А. Н. Островского «Бесприданница», чтобы чтение пьесы было внимательным, осознанным, учащимся предложено: повторить хотя бы по словарю литературоведческих терминов под редакцией Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева понятие композиции.
А затем при чтении пьесы определить сюжет, найти завязку, следить за развитием действия, улавливать нарастающий драматизм, остановиться на кульминации, дать свою первую оценку произведению в целом.
Только при рассмотрении всех элементов художественного произведения по взаимосвязи, в сцеплении, читатель воспринимает ого как единое целое. «Так на основе «ходов» восприятия и понимания целого произведения и его частей, их органической связи друг с другом, — пишет П. М. Якобсон, — возникает у зрителя все углубляющееся целостное впечатление, которое рождается при достаточно художественной восприимчивости, значительный круг переживаний, устремлений мыслей»[9,74].
Понять идею литературного произведения, — говорит профессор Г. А. Гуковский, это значит понять идею каждого из его компонентов в их синтезе, в их совокупности.
Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского