Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге­роев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской харак­теристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Содержание

Введение


Глава 1. Изучение драматических произведений

1.1.Специфика драмы

1.2.Чтение и вступительные занятия

1.3.Анализ драмы

1.4.Завершающие уроки

1.5.Вопросы теории литературы


Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Бесприданнице Островского.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

 

1. Тема «В цыганском  таборе (Лариса и её мать)»-

 

1. Что узнаем мы о  нравственном облике и жизненных  принципах Хариты Игнатьевны  Огудаловой?

 

2. Как относится она  к Вожеватову, Кнурову, Паратову  и Карандышеву? Как меняется её  речь при раз­говоре с разными  людьми? Прочтите и прокомменти­руйте  небольшие отрывки из разговоров  Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

 

- 3. Как Харита Игнатьевна  относится к Ларисе и какую  роль играет в её судьбе? Какую  цель преследует Огудалова, разговаривая  с Ларисой в третьем явлении  второго действия о жизни в  деревне, о Карандышеве?

 

4. С какой целью вводит  Островский в текст вто­рого  действия романсы «Не искушай  меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

 

Нравственный облик Огудаловой, как и других ге­роев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Очевидно, в моло­дости она роскошествовала за счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей до­чери.

 

Жизненная позиция Огудаловой обусловила от­ношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход. К Кну­рову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растеря­лась, право... не знаю, где и посадить пас». Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:

 

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо».

 

И совершенно иная манера держаться и разговари­вать с Карандышевым. С ним Огудалова говорит пре­небрежительно, с явной иронией. Ведь Карандышев — бедный жених. Поживиться от него нечем.

 

Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие силь­ного, богатого человека...» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощ­ряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.

 

Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гар­дероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь.

 

И все это делается за спиной Ларисы. Её судьбу решают без нее.

 

II. Тема «Я любви искала  и не нашла» (Паратов и Ла­риса).

 

1. Кто такой Паратов? Как  характеризуют его дру­гие действующие  лица — Кнуров, Вожеватов, Каранды­шев?

 

2. За что полюбила Паратова  Лариса?

 

3. Каковы нравственные  принципы Паратова? Как они раскрываются  в его взаимоотношениях с Ларисой?

 

Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в восьмом явлении второго действия, в двенадцатом явление третьего действия и в седьмом явлении четвертого действия.

 

4. В чем сходство и  в чем разница между Паратовым  и Печориным?

 

Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно»,—соглашается с ним Вожеватов. Ка­кой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом — выстрелом из пушки.. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.

 

О человеке мы судим прежде всего по его поступ­кам. Как же характеризует Паратова его поведение во время путешествия по Волге и пари, о котором Ла­риса рассказывает Карандышеву?

 

В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. Конечно, в этих поступках есть удаль, лихость, молоде­чество, но нельзя не согласиться и со словами Каранышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам о себе Паратов говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокии Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко расстался он с «Ласточкой», так же легко оста­вил он и Ларису. Обратим внимание на это сближение: «Ласточка»- чайка (перевод имени Ларисы).

 

Жизненная философия Паратова особенно отчетли­во раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею поль­зоваться».

 

По так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?

 

Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное — деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу.

 

Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой — эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщи­нам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин — натура несравненно более глубокая. Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью об­щества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюблённый, торжествующий эгоист. Он при­нимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого. Деньги, по­ложение в обществе, — то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, — составляют цель жиз­ни и определяют линию поведения Паратова.

 

III. Тема «Я вещь, а не  человек» (взаимоотношения Ла­рисы  с Кнуровым и Вожеватовым).

 

1. Чем отличаются Кнуров  и Вожеватов от купцов, изображённых  в драме «Гроза»? Сопоставьте  облик-артистов И. В. Самарина (на  рисунке Шустова) и К. Н. Рыбакова  в роли Кнурова. Кто из артистов  по своему внешнему облику  более соответствует образу пьесы? Какой отпечаток накладывает  общественное по­ложение на характеры, психологию, поведение купцов?

 

2. Как рисует А. Н. Островский  взаимоотношения между купцами?

 

3. Как характеризует Кнурова  и Вожеватова их отношение  к Ларисе? В чём выразились  бездушие, расчётливость и цинизм  этих отношений? (проследить по  тексту четвертого действия).

 

Кну­ров и Вожеватов. В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать па выставку в Париж. Сопоставляя портреты И. В. Самарина и К, Н. Рыбакова в роли Кнурова, мы придем к выводу, что облик Н. Рыбакова более соответствует замыслу Островского. На рисунке Шустова перед нами традиционный облик купца с окладистой бородой, в поддевке. В его внешности есть что-то медвежье, неуклюжее. Рыбаков и роли Кнурова — европеец, джентльмен в пальто и шляпе, с небольшой расчесанной на стороны бородкой, в очках. Кряжистая, хотя и несколько тучная фигура, волевое лицо, жесткий взгляд — во всем чувствуется твердо стоящий на ногах, самоуверенный человек.

 

Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кну­ров замкнут, неразговорчив. «Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними разговаривает, а больше не с кем; ну он и мол-чит»,— говорит о нем Гаврило. Эта характеристика потверждается во втором явлении. Гаврилу и Ивана Кнуров просто не замечает, на их поклоны не обращает никакого внимания, да и с Вожеватовым держится несколько покровительственно и снисходительно. При встрече с Кнуровым Вожеватов почтительно кланяется, Кнуров же ограничивается рукопожатием.

 

Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими купцами. Купцы составляют единый лагерь по отношению к зависимым от них людям. Но внутри этого за внешним благодушием скрывается настороженность и недоверие друг к другу.

 

Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о коммерческих делах, и в частности о покупке парохода Вожеватов дает самые общие, уклончивые ответы. Нравственный облик купцов раскрывается прежде; всего в их взаимоотношениях с Ларисой. Обратим внимание на то, цинизм Кнурова прикрывается маской почтительно и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.—Мне кажется, она теперь; находится в таком положении, что нам, близким лю­дям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её судьбе». Итак, не воспользо­ваться безвыходным положением Ларисы, а «принять участие в её судьбе». Та же фразеология в разговоре Кнурова с Ларисой: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете... Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным ис­полнителем всех ваших желаний и даже капризов...» В такой форме изложено предложение идти к нему на содержание. В этом обращении нет ни одного слова о любви. Это деловое предложение, и высказано оно деловым языком.

 

Кнуров не сомневается в том, что его предложение будет принято. Откуда же такая самоуверенность?

 

Кнуров знает меру власти своей над людьми. «Для меня невозможного мало», — говорит он Ларисе. В царстве чистогана покупаются и любовь, и уваже­ние: «Стыда не бойтесь, осуждений но будет. Есть гра­ницы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что са­мые злые критики чужой нравственности должны бу­дут замолчать и разинуть рты от удивления».

 

Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пе­ние для Вожеватова большое удовольствие, но не более. Он никогда не потеряет голову, «не зарвется», «лиш­него не передаст». Даже в разговоре о самых интим­ных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой и фразеологией дельца, коммерсанта. Свои чувства Вожеватов подчиняет трезвому расчету.

 

Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживаются в четвертом дей­ствии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — ...мы с тобой с детства зна­комы, почти родные; что мне делать—научи!» И слышит в ответ: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь».

 

Почему же Вожеватов отказался ей помочь? Во-первых, потому, что здесь каждый за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес, во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Это верность законам корпорации. Честное сло­во —марка купца. Нарушившим его нет веры, нет кредита.

 

Таковы рыцари нового времени, для которых ка­питал стал богом, коммерция — содержанием жизни, нормы морали—средством выгодного предпринима­тельства. И не замечают они, как обкрадывают себя, как пуста, бессодержательна их жизнь.

 

Здесь можно провести аналогию с сегодняшним днем. Ученикам можно дать мини – сочинение на эту тему. Самое главное для учителя в этой ситуации, чтобы дети не остались безучастными к этой проблеме, так как и в нашем нынешнем обществе всем зависит от того положения, которое занимает человек. Деньги и власть – составляющие основы современного общества.

 

IV. Тема - «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).

 

1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Во­жеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими  героями?

 

2. Как складываются взаимоотношения  Карандышева и Ларисы? Проследите  по тексту драмы (четвер­тое явление  первого действия; шестое явление  второго действия; одиннадцатое, тринадцатое, четырнадцатое явления третьего  действия; десятое — одиннадцатое  явления четвертого действия).

 

3. В чем сложность образа  Карандышева? Какие, чувства он у  вас вызывает?

 

Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни. это человек с болезненным самолюбием и крайне светолюбивый. Мелкий чиновник с небольшим достат­ком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает настав­ления. Его любимое присловие—«Что за...» («Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь» ;Что за фамильярность с молодым человеком» «...Что за ребячество!»). Заметим, однако же, что речь Карандышова резко меняется, в зависимости от того, к кому он обращается. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Формы разговорной речи «вот что», «приезжайте-ка», небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу. Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом из­менении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холоп­ская, чиновничья натура.

 

Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним заговорить.

 

Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, — «сквозь слезы» говорит он Ларисе. — Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен».

 

Средством самоутверждения является для Каран­дышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела «отличить золото от мишуры».

 

Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за самоуверенностью скрывается внутренняя робость незащищенность. Конечно, претензии Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым из­девательством над ним хозяев жизни.

 

Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карапды-шев завидовал и перед кем хотел «повеличаться», для него страшная катастрофа. В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, ко­торые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человечен ского достоинства, и бессильная злоба. Карандышов ре­шает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы; узнаем в четвертом действии.

Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского