Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.
Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1.Специфика драмы
1.2.Чтение и вступительные занятия
1.3.Анализ драмы
1.4.Завершающие уроки
1.5.Вопросы теории литературы
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
Заключение
1. Тема «В цыганском таборе (Лариса и её мать)»-
1. Что узнаем мы о
нравственном облике и
2. Как относится она
к Вожеватову, Кнурову, Паратову
и Карандышеву? Как меняется её
речь при разговоре с разными
людьми? Прочтите и прокомментируйте
небольшие отрывки из
- 3. Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в её судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в третьем явлении второго действия о жизни в деревне, о Карандышеве?
4. С какой целью вводит
Островский в текст второго
действия романсы «Не искушай
меня без нужды...» и «Матушка-
Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется её общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Очевидно, в молодости она роскошествовала за счет своих поклонников, под старость же торгует красотой и обаянием своей дочери.
Жизненная позиция Огудаловой обусловила отношение к поклонникам Ларисы. К каждому из них она находит свой подход. К Кнурову она относится крайне предупредительно: «На чем записать такое счастье! Благодарна, Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. Я так рада, растерялась, право... не знаю, где и посадить пас». Она во всем соглашается с Кнуровым, угодливо повторяет его слова:
С Паратовым Огудалова ведет непринужденную, дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Молодец мужчина» «Экой сокол!» «Ах ты, проказник!» Весьма характерна и ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо».
И совершенно иная манера держаться и разговаривать с Карандышевым. С ним Огудалова говорит пренебрежительно, с явной иронией. Ведь Карандышев — бедный жених. Поживиться от него нечем.
Её отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...» Хитрая Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет, поощряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Она невольно улыбается, прекрасно понимая замысел коварного старика.
Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это те 30 сребреников, за которые она продает свою дочь.
И все это делается за спиной Ларисы. Её судьбу решают без нее.
II. Тема «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса).
1. Кто такой Паратов? Как
характеризуют его другие
2. За что полюбила Паратова Лариса?
3. Каковы нравственные
принципы Паратова? Как они раскрываются
в его взаимоотношениях с
Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в восьмом явлении второго действия, в двенадцатом явление третьего действия и в седьмом явлении четвертого действия.
4. В чем сходство и в чем разница между Паратовым и Печориным?
Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно»,—соглашается с ним Вожеватов. Какой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом — выстрелом из пушки.. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.
О человеке мы судим прежде всего по его поступкам. Как же характеризует Паратова его поведение во время путешествия по Волге и пари, о котором Лариса рассказывает Карандышеву?
В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. Конечно, в этих поступках есть удаль, лихость, молодечество, но нельзя не согласиться и со словами Каранышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам о себе Паратов говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокии Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко расстался он с «Ласточкой», так же легко оставил он и Ларису. Обратим внимание на это сближение: «Ласточка»- чайка (перевод имени Ларисы).
Жизненная философия Паратова особенно отчетливо раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться».
По так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?
Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное — деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу.
Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой — эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщинам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин — натура несравненно более глубокая. Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюблённый, торжествующий эгоист. Он принимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого. Деньги, положение в обществе, — то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, — составляют цель жизни и определяют линию поведения Паратова.
III. Тема «Я вещь, а не человек» (взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым).
1. Чем отличаются Кнуров
и Вожеватов от купцов, изображённых
в драме «Гроза»? Сопоставьте
облик-артистов И. В. Самарина (на
рисунке Шустова) и К. Н. Рыбакова
в роли Кнурова. Кто из артистов
по своему внешнему облику
более соответствует образу
2. Как рисует А. Н. Островский взаимоотношения между купцами?
3. Как характеризует Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе? В чём выразились бездушие, расчётливость и цинизм этих отношений? (проследить по тексту четвертого действия).
Кнуров и Вожеватов. В отличие от других они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать па выставку в Париж. Сопоставляя портреты И. В. Самарина и К, Н. Рыбакова в роли Кнурова, мы придем к выводу, что облик Н. Рыбакова более соответствует замыслу Островского. На рисунке Шустова перед нами традиционный облик купца с окладистой бородой, в поддевке. В его внешности есть что-то медвежье, неуклюжее. Рыбаков и роли Кнурова — европеец, джентльмен в пальто и шляпе, с небольшой расчесанной на стороны бородкой, в очках. Кряжистая, хотя и несколько тучная фигура, волевое лицо, жесткий взгляд — во всем чувствуется твердо стоящий на ногах, самоуверенный человек.
Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. «Как же ты хочешь, чтобы он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними разговаривает, а больше не с кем; ну он и мол-чит»,— говорит о нем Гаврило. Эта характеристика потверждается во втором явлении. Гаврилу и Ивана Кнуров просто не замечает, на их поклоны не обращает никакого внимания, да и с Вожеватовым держится несколько покровительственно и снисходительно. При встрече с Кнуровым Вожеватов почтительно кланяется, Кнуров же ограничивается рукопожатием.
Диалог Кнурова и Вожеватова дает возможно судить о взаимоотношениях между самими купцами. Купцы составляют единый лагерь по отношению к зависимым от них людям. Но внутри этого за внешним благодушием скрывается настороженность и недоверие друг к другу.
Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о коммерческих делах, и в частности о покупке парохода Вожеватов дает самые общие, уклончивые ответы. Нравственный облик купцов раскрывается прежде; всего в их взаимоотношениях с Ларисой. Обратим внимание на то, цинизм Кнурова прикрывается маской почтительно и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий.—Мне кажется, она теперь; находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в её судьбе». Итак, не воспользоваться безвыходным положением Ларисы, а «принять участие в её судьбе». Та же фразеология в разговоре Кнурова с Ларисой: «Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете... Я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов...» В такой форме изложено предложение идти к нему на содержание. В этом обращении нет ни одного слова о любви. Это деловое предложение, и высказано оно деловым языком.
Кнуров не сомневается в том, что его предложение будет принято. Откуда же такая самоуверенность?
Кнуров знает меру власти своей над людьми. «Для меня невозможного мало», — говорит он Ларисе. В царстве чистогана покупаются и любовь, и уважение: «Стыда не бойтесь, осуждений но будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления».
Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие, но не более. Он никогда не потеряет голову, «не зарвется», «лишнего не передаст». Даже в разговоре о самых интимных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой и фразеологией дельца, коммерсанта. Свои чувства Вожеватов подчиняет трезвому расчету.
Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживаются в четвертом действии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — ...мы с тобой с детства знакомы, почти родные; что мне делать—научи!» И слышит в ответ: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь».
Почему же Вожеватов отказался ей помочь? Во-первых, потому, что здесь каждый за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес, во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Это верность законам корпорации. Честное слово —марка купца. Нарушившим его нет веры, нет кредита.
Таковы рыцари нового времени, для которых капитал стал богом, коммерция — содержанием жизни, нормы морали—средством выгодного предпринимательства. И не замечают они, как обкрадывают себя, как пуста, бессодержательна их жизнь.
Здесь можно провести аналогию с сегодняшним днем. Ученикам можно дать мини – сочинение на эту тему. Самое главное для учителя в этой ситуации, чтобы дети не остались безучастными к этой проблеме, так как и в нашем нынешнем обществе всем зависит от того положения, которое занимает человек. Деньги и власть – составляющие основы современного общества.
IV. Тема - «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).
1. Кто такой Карандышев?
Как держится он с Во
2. Как складываются
3. В чем сложность образа Карандышева? Какие, чувства он у вас вызывает?
Карандышев вырос в мещанской среде, он с детства испытывал на себе унижения со стороны сильных мира сего. Однако, осуждая их нравы, их поведение, Карандышев, в то же время мучительно завидует им и сам претендует на положение хозяина жизни. это человек с болезненным самолюбием и крайне светолюбивый. Мелкий чиновник с небольшим достатком, Карандышев из кожи лезет, чтобы показать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Его любимое присловие—«Что за...» («Что за странная фантазия пить чай в это время? Удивляюсь» ;Что за фамильярность с молодым человеком» «...Что за ребячество!»). Заметим, однако же, что речь Карандышова резко меняется, в зависимости от того, к кому он обращается. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Формы разговорной речи «вот что», «приезжайте-ка», небрежная расстановка слов в предложении придают обращению Карандышева непринужденность и даже фамильярность. Он как бы похлопывает Вожеватова по плечу. Иначе он беседует с именитым купцом Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев барски высокомерен. В этом изменении оттенков обращения невольно и незаметно для самого Карандышева раскрывается его низкая, холопская, чиновничья натура.
Карандышев смешон и жалок. Над ним явно издеваются и купцы и слуги, а Кнуров просто игнорирует Карандышева и даже закрывается газетой, когда тот пытается с ним заговорить.
Взаимоотношения Карандышева и Ларисы были рассмотрены в первом варианте урока. Заметим лишь, что женитьба на Ларисе для Карандышева средство самоутверждения и в то же время средство поднять свой престиж в глазах окружающих. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь, — «сквозь слезы» говорит он Ларисе. — Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен».
Средством самоутверждения является для Карандышева и званый обед и тост в честь Ларисы за этим обедом: Карандышев благодарит Ларису за то, что та предпочла его всем другим своим поклонникам, сумела «отличить золото от мишуры».
Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Постепенно мы начинаем понимать, что за самоуверенностью скрывается внутренняя робость незащищенность. Конечно, претензии Карандышева стать вровень с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым нелепы, и все же мы с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни.
Бегство Ларисы за Волгу с теми, кому Карапды-шев завидовал и перед кем хотел «повеличаться», для него страшная катастрофа. В конце третьего действия раскрывается целая гамма чувств и настроений, которые владеют теперь его душой: это и растерянность, и глубокая горечь, и чувство оскорбленного человечен ского достоинства, и бессильная злоба. Карандышов решает мстить своим обидчикам. Чем кончается этот бунт маленького, униженного жизнью человека, мы; узнаем в четвертом действии.
Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского