Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге­роев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской харак­теристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Содержание

Введение


Глава 1. Изучение драматических произведений

1.1.Специфика драмы

1.2.Чтение и вступительные занятия

1.3.Анализ драмы

1.4.Завершающие уроки

1.5.Вопросы теории литературы


Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Бесприданнице Островского.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

 

В подготовке к работе над драмой «Бесприданница» исполь­зуем литературоведческие работы: В. И. Сорокин «Теория литературы», В. В. Виноградов «Сюжет и стиль», Г. А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др., книгу Н. Я. Мещеряковой «Изучение стиля писателя в средней школе».

 

Подходим к конкретному рассмотрению мастерства А. Н. Ост­ровского в пьесе «Бесприданница». Сначала передаем краткое содержание драмы, определяем идейно-тематическую основу в характерах. Называем тему, определяем сюжетную линию, оста­навливаем внимание на основных компонентах пьесы.

 

Этой работе отведено три занятия. В беседе останавливали внимание на таких вопросах:

 

1. Назвать социальные типы  широкого и глубокого обобще­ния, отметить их личные свойства, выделить их ведущие черты  и доказать, что ведущая черта  главенствует, но не поглощает  другие.

 

2. При анализе пьесы  выделить характеры сильного  драма­тизма и комизма. Как подан  автором лиризм, возвышенные чув­ства  героини?

 

3. Обратить внимание на  своеобразие языка действующих  лиц.

 

4. Доказать, что в пьесе  Островский направил сатирический  огонь на паразитизм дворянства. Определить авторскую пози­цию.

 

5. Отметить стилистическое  единство всех компонентов.

 

В методической литературе указано много путей работы над творчеством Островского. Мы считаем, хорошо идти вслед за автором, что дает возможность тщательного наблюдения над стилем, над мастерством драматурга и в частности над мастер­ством психологического анализа.

 

Отмечаем: все сюжетные линии пьесы подчинены главной теме произведения — драме человеческой личности в бесчело­вечном обществе.

 

Начинаем с экспозиции. Она помогает учащимся ознакомить­ся со всеми действующими лицами. Девятиклассники уже здесь могут определить их социальное положение.

 

Действие происходит в большом городе па берегу Волги. Го­родской бульвар, на бульваре кофейная. Иван — слуга в кофей­ной. Гаврило — содержатель кофейной. Учащиеся отмечают, что устами Гаврилы и Ивана Островский обрисовывает неторо­пливо идущую жизнь провинциального города на Волге..

 

В беседе шли от фактов, от литературного текста и критиче­ских статей к выводам. Для верности брали опорную строчку, характерную цитату, целое действие. Один и тот же вопрос фор­мулировали по-разному в зависимости от активности класса.

 

В беседе учитель направлял учащихся обращать внимание на реплики действующих лиц, на манеру поведения.

 

Так учащиеся всматриваются в текст «Бесприданницы» и замечают, как по-разному здороваются люди в пьесе Островско­го в зависимости от того, что собой представляют те, с кем здо­роваются. Учащиеся понимают, что поведение героев жизненно-психологичсски объяснено.

 

На занятиях была постоянная связь урока с внеклас­сным чтением. Сопоставляя изучаемую на уроках «Грозу» с драмой «Бесприданница», учащиеся улавливали идейное един­ство. Быт здесь осмысляется эстетически и становится явлением интеллектуальной жизни. Запечатленный в драмах разный быт «Грозы» и «Бесприданницы», два различных этапа жизни купе­чества с их интеллектуальной, моральной и художественно-стилевой сущностью.

 

Островский дает художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, служащих выражением одной идеи. При этом он не забывает и об их глубоко-личных свойствах.

 

Учащиеся отмечают проблему традиции, стилевой переход от «Грозы» к «Бесприданнице». В «Грозе», говорят они, показа­на предреформенная действительность. Грозна была власть Ди­ких и Кабаних... Но время идет, меняются условия, меняются люди в образе жизни и поведении. На смену невежественным Диким и Кабанихам возникал и формировался новый тип дель­ца, буржуа — это делец, миллионщик Кнуров, Вожеватов и дво­рянство, приспосабливающееся к условиям капитализма (Пара­тов, Огудалова).

 

Внимательно читавшие пьесу учащиеся отмечают; что Ост­ровский сатирически разоблачает этот сорт людей. Останавли­ваем внимание учащихся на мастерстве Островского создавать образы-персонажи, живых людей в зависимости от времени. Вспоминаем характеры Кабапихи и Дикого из «Грозы», сравни­ваем с Кнуровым, Огудаловой из «Бесприданницы». Учащиеся находят в тексте нужные подтверждения, приходят к убежде­нию, что образы эти индивидуализированы, у каждого своя воля, свой характер, свой взгляд па жизнь.

 

Такой поиск помогает учащимся глубже понять и объяснить ощущаемые различия между Огудаловой и Кабанихой в отноше­нии к жизни, в умонастроении. Учащиеся понимают, староза­ветную, дикую, невежественную Кабаниху сменила сметливая Огудалова. От угловатой и хамской фигуры Дикого отличается Кнуров и Вожеватов в социальных устремлениях, в культурном отношении. Кнуров читает иностранные газеты, покупает ори­гинальные картины лучших художников.

 

Обращаем внимание на своеобразие языка действующих лиц. Первым условием художественности в изображении того или иного типа Островский считает «верную передачу его образа выражения, т. е. языка и даже склада речи, которым определя­ется самый тип речи» .

 

Создавая речевые стили действующих лиц своих пьес, Ост­ровский всегда творчески преображал, домысливал речь их со­циальных прототипов, но с глубоким эстетическим тактом, со­блюдая меру.

 

Островский не нарушал, не изменял речевого своеобразия определенного социального типа, а лишь художественно сгущал, подчеркивал его.

 

Активные, старательные учащиеся вчитываются и вслуши­ваются в речи героев, всматриваются в бытовой и духовный мир литературных характеров и понимают, что в пьесах Островского своеобразно говорят не только представители одного и того же класса — в силу их социально-групповых, типических и индивидуальных различий, а также и того времени, к которому они относятся. Так, например, язык купца Дикого резко отличается от языка промышленников Кнурова и Вожеватова. Для языка Дикого, замечают учащиеся, характерна просторечная основа, морфологическая и фонетическая неправильность, эмоциональ­ность, крикливость в словосочетании (учащиеся находят приме­ры в тексте).

 

Язык Кнурова, Вожеватова литературный, по при этом для каждого из них свойственны индивидуальные речевые особенности. Кнуров не рядовой купец, он делец большого масштаба. У него дела в Москве, в Петербурге, он читает иностранные га­зеты, ездит за границу, покупает картины известных художни­ков. Речь миллионера Кнурова,— этого замкнутого в своей надменности «идола», крайне сдержанна, немногословна, бесстрастна, суха, почти лишена просторечии и образности (уча­щиеся находят примеры в тексте). Вожеватов разговорчив, боек, умен, не лишен юмора. По его сущность, сущность дельца «Я хотя молод, а не зарвусь, лишнего не передам», — говорит он Кнуропу. Речь Вожеватова, выражая присущую ему жи­вость, более широкую связь с простыми людьми, отличается не­посредственностью, обилием просторечных, образных выражений, поговорок, пословиц (все это подтверждается примерами из текста).

 

Как видим, это новые черты воплощаются в психологической окраске, в языковых формах, стилевых построениях, в характе­рах. В Кнурове, Вожеватове, Паратове Островский выводит в широком, крупном плане их характеров, ведущие черты. Разби­раем, анализируем эти образы, убеждаемся, что ведущая черта не поглощает другие и потому не превращает образ Кнурова, Вожеватова или Паратова в однолинейные схемы. Они сохраня­ют живость реальных людей, обладают разностью чувств и по­ступков.

 

Учащиеся понимают, что характер в пьесах возникает не только как типизация и обобщение особенностей жизни, но является также и выражением определенного идеологического и психологического отношения автора к миру.

 

Работая над пьесой Островского, ученики понима­ют закономерный переход от Диких к Кнуровым, от купцов к дельцам. Пьеса посвящена изображению узкого круга — про­винциальных дворян и дельцов, приспособившихся к европей­скому образу жизни «чистая публика». Драма «Бесприданни­ца» отражает конкретно-исторические условия, породившие Кнуровых, Вожеватых, Паратовых.

 

Судьба Ларисы не стоит в центре их интересов. Они решают ее среди своих обыденных дел. Женщина этого круга была в стороне от практической деятельности своего класса. Она могла проявить себя только в любви и семейных отношениях. У Лари­сы нот других интересов, кроме интересов любви.

 

Последовательная мотивировка изображаемого сочетается у Островского с требованиями стройности и строгой соподчиненности всех частей пьесы ее теме, идее, сюжету.

 

Отражая сложную диалектику жизни, Островский строит свою пьесу просто. Здесь нет ничего лишнего, без необходимости задерживающего развитие действия. Все линии пьесы подчине­ны главной теме произведения драме человеческой личности в бесчеловечном обществе.

 

 

Драматическое положение женщины в буржуазной семье, в буржуазном обществе становится в этот последний период твор­чества драматурга главной его темой, и с особой трагической силой тема эта выражена, конечно, в драме «Бесприданница». Островский открыл совершенно новое и страшное в «человеке», показав так просто в тинах «образованных» людей их бесцере­монную пошлость и отсутствие стыда.

 

Здесь торжествуют «идолы» Кнуровы, Вожеватовы, Парато­вы с их цинизмом, волчьей хваткой.

 

Главная мысль пьесы — состязание Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова за Ларису проходит через всю пьесу, начиная с экспозиции. Пьеса начинается и кончается в кофей­ной на бульваре.

 

Работа над пьесой «Бесприданница» носила поисковый, ис­следовательский характер. Наблюдаем за жизненным процес­сом, за внутренним миром Ларисы, через конкретные столкнове­ния юной героини с разными людьми в разных обстоятельствах. Образ Ларисы лиричен, переживания се различны, они зависят от того, чем они вызваны. Учащиеся улавливают, как нарастает в ее душе необычайная острота лирического конфликта при воспоминании о Паратове. Лариса не скрывает от Карандышева, что продолжает любить Сергея Сергеевича.

 

Островский ведет развитие конфликта путем резкого столк­новения противоположностей и дает много оттенков в настрое­нии героини.

 

«Я все чувства потеряла... давно точно во сне вижу, что кру­гом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда... Там спокойствие, тишина... Я, по крайней мере, душой отдохну... Пусть там и дико, и глухо, и холодно, для меня после той жиз­ни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Мечется несчастная Лариса... Мелкий чиновник Карандышев, униженный чуждым ему обществом разбогатевших ха­мов, гордится женитьбой на красавице Ларисе, медлит с отъездом в природу, он хочет уязвить ненавистное ему общест­во. Умная Лариса говорит ему: «Вы только о себе. Все себя лю­бят Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели». Карандышеву нужно шумной свадьбой ознаменовать свое торжество над высокомерными богачами.

 

Идя от этих переживании, мы пытаемся найти ту художествен­ную логику, которая подсказала Островскому выразительные средства для отражения этого переживания, благодаря которым оно и воспринимается нами как живая картинка человеческой духовной жизни. Для выражения чувств героини Островский использует эмоционально-окрашенную речь. Эмоциональность достигается особым подбором слов, определенной интонационно-синтаксической их организацией. Горький назвал Островско­го «чародеем слова».

 

Учащиеся читают 3 действие, явл. 11, 12 и далее 4 дейст.

 

явл. 5, 7, 8. Наблюдают над словесно-образным материалом Ост­ровского, улавливают авторскую мысль, авторское отношение к героине. Сцены глубокого драматизма, огромного скопления эмоциональной энергии (явл. 9, 11) убеждают, что Островский не просто наблюдатель, не просто судья своего времени — это человек, сознающий ответственность за все, что происходит в его стране, в его эпоху.

 

Одна за другой следуют короткие сцены — объяснение Ла­рисы с Вожеватовым, Кнуровым, Карандышевым. Какая драма­тическая энергия в каждой из них. Но как бережет в ней автор любовь к жизни. Учащиеся перечитывают последние страницы пьесы, хотят

 

понять мятущуюся, страдающую, но сохраняющую чувство соб­ственного достоинства Ларису, улавливают, как Островский хочет, чтобы Лариса устояла, не сломилась, как когда-то Кате­рина. Островский хочет, чтобы искру своей доброй живой души она передала другому поколению горящей.

 

Но слишком в затруднительной ситуации находится ге­роиня. Совсем недавно радость переполняла ее сердце. Она думала, что выстрадала взаимную любовь. И такой резкий, неожиданный переход от радости к трагическому накалу горестных чувств.

 

Учащиеся отмечают, Островский тонко раскрывает внутрен­ний мир Ларисы и тем самым выражает свои раздумия над жизнью, эти раздумия ведет через свое сердце к читателю.

 

Учащиеся читают явл. 9 дейст. 4.

 

В Карандышеве любовь принимает уродливую форму, осквер­няется чувством мести. В тот момент, когда Лариса решает «пойти к хозяину», принять условия богача Кнурова, выстрел Карандышева приносит ей избавление в смерти.

 

Умирая от пули Карандышева, Лариса не теряет самообла­дание. Она не хочет чтобы его обвинили в убийстве. Всю вину в своей смерти она берет на себя.

 

Учащиеся читают: «Это я сама... сама... Я не хочу мешать никому. Живите! Живите все:.. Я ни на кого не обижаюсь... Вы все хорошие люди...»

 

В беседе учащиеся подчеркивают, что Островский, народный писатель России, умел передать в пьесе даже самую трагиче­скую ситуацию в оптимистических тонах. Пьеса эта написана зрелым мастером, прошедшим большой путь в искусстве и на­копившим громадный опыт. Критики, исследователи этого про­изведения пьесу сравнивают с симфронией, настолько это произ­ведение внутренне музыкально, соразмерно в своих частях, гар­монично по построению, точно выверено по нарастающему ритму действия. Все линии пьесы подчинены главной теме про­изведения — драме человеческой личности в бесчеловечном об­ществе.

 

 

2.2. Тематическое планирование  по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

 

Обзорное изучение «Бесприданницы» основан на самостоятельной работе учеников над пьесой В.П.Медведев предлагает учителю, разбив класс на группы, предложит им подготовить сообщения о героях пьесы и их взаимоотношениях. По каждой теме можно дать план или поставить ряд вопросов, на которые ученики ответят в своих сообщениях. На уроке одни ученики выступают как докладчики, другие как их оппоненты.

Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского