Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.
Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1.Специфика драмы
1.2.Чтение и вступительные занятия
1.3.Анализ драмы
1.4.Завершающие уроки
1.5.Вопросы теории литературы
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
Заключение
— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру? (Дискуссия.)
— Кто же из двух критиков ближе к истине? (Варианты ответов.)
— Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.
Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции.
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовите небольшое сочинение к следующему уроку.
Кто-то остался недоволен, как мы разрешили спор двух критиков. А может, не так и противоречивы их позиции? Приведите свои аргументы.
Без сомнения, интерес к «Бесприданиице» Островского во многом вызван оригинальной экранизацией пьесы Эльдаром Рязановым. По оригинальности можно говорить уже потому, что восприятие молодыми зрителями героев фильма, с одной стороны, ставит в тупик, с другой — подтверждает не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение примеряет великие произведения к собственному опыту.
На вопрос, кто из героев «Бесприданницы» вызнал наибольшие симпатии, десятиклассница уверенно заявила Кнуров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы: Кнуров - человек основательный, надежный, с таким в жизни не пропадешь. Конечно, это идет от фильма. Кнуров-Петренко действительно у Рязанова привлекателен. И вполне подходит под определение «нового русского» в самом лучшем смысле.
Да, социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального, а духовного порядка. Только так можно рассматривать и не понятный современному читателю финал «Бесприданницы». Островский, как и вся русская классика XIX века, верен христианской традиции, поведение, поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия. Это и определило тему урока в Х классе. Он — второй, на первом шел разговор об эпохе, истории создания, героях (прекрасный материал для него опубликован Ю.Лебедевым в 4-м и 5-м номерах журнала за 1996 год).
Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историк) Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь ее — это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального порядка Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка. Осознание этого приходит слишком поздно. Искушение добро, через него укрепляется вера. Эта христианская истина открывается Ларисе в минуту гибели, и только потому последние слова прощения и .любви она обращает к тем, кто ее только что предал.
Подобное исследование это попытка вслед за Островским проникнуться мыслью о бережном отношении к таланту.
Литература
Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.
Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского