Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.
Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1.Специфика драмы
1.2.Чтение и вступительные занятия
1.3.Анализ драмы
1.4.Завершающие уроки
1.5.Вопросы теории литературы
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
Заключение
Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе с домашними сочинениями по Островскому.
2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н. Островского
Тема «Трагедия одиночества» по пьесе АН.Островского «Бесприданница».
Эпиграф: «В такой пьесе, как "Бесприданница", подкупает не только мысль художника — мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях». В.Лакшин.
Учащиеся переносятся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». С нее, по словам автора, открывается новый вид
произведения. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям? А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! отчего вы не умерли до написания "Поздней любви"»...
Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы?»
Обычно название пьес Островского — поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и [.п.). Даже в «I розе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданниц;!? По но времена Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.
Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? А загадки продолжаются. Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса — единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии говорящие (огудать — обмануть, Лариса — чайка, кнур — кабан и т.д.) и героиня не вписывается в этот круг лиц, главное то, что она — чайка.
Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть? (На доске эскиз декорации к драме.) Читая ремарку, находим художественные детали, которые нас настораживают. Да, свобода, пространство, воля, но... за решеткой, там, вдалеке. А здесь... кофейня, здесь музыка, цыгане, вино, шум. И в этом мире живет героиня. Что мы о ней знаем? В чем необходимость ее появления? Что делает Лариса в то время, когда все разговаривают... о ней?
Но самое неожиданное — ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания». Почему? Анализируя I действие, приходим к выводу, что героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? Слова «я на распутье» доказывают это. Какие же пути у Ларисы?
Первый путь, несомненно, путь к Паратову. Анализируя I действие, 4-е явление, отвечаем на вопросы: Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для нее идеалом? А поскольку идеал — совершенное воплощение какой-либо мечты, попытаемся понять, о чем мечтает Лариса.
Почему же разговор о Паратове заканчивается разговором о смерти? Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти, может быть, духовной. Но это лишь догадки. Может быть, мы ошибаемся? Всмотримся в Паратова попристальней.
Учащиеся отвечают на вопросы: Как появляется Паратов? Что мы можем ск;п;|[ ь о нем по тому, как он сюда добирался? Почему, взяв с собой Робинзона, он не взял Непутевого — купеческою сына? Чем является для него Робинзон? Знает ли Паратов слово .жаль?
По это не все. У Паратова два лица — две маски. Одна для всех, напоказ, а другая видна не всем, но Лариса ее видит.
Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия? Паратов думает. Но, когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?
«Что ж... Бог с ней...! Замуж... выходит... Все-таки на душе у меня полегче стало...»
Совсем другой человек перед нами, и этого-то человека смогла разглядеть лишь Лариса. Но почему лишь она? В чем ее отличие ото всех? Анализируем II действие, 3-е явление: Куда рвется Лариса? Почему ее не привлекают подарки? О чем она мечтает? Сравните мечты Ларисы и окружающих ее людей. В чем разница? Почему Лариса поет во время разговора? Что главное в этой жизни для нее?
В ходе разговора звучит романс «Амулет» Лунева и Козловой. В сердце героини живет любовь. О ней мечтает
Лариса, любовь для нее все (по мнению Островского, любовь спасет мир), но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает, вернее, начинает понимать, вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.
Анализируя разговор с матерью (II действие, 6-е явление), пытаемся понять, чего боится Лариса. Ведь Паратов-то еще не появился! А боится она вот этого одиночества.
Может быть, все-таки она нужна Паратову?
Анализируем II действие, 8-е явление. Это очень странная встреча. Вопросы возникают сразу: Почему нет приветствия? Нет ремарок, почему? Почему Лариса позволяет думать о себе «что угодно»? Почему все же признается в любви? Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему ее любовь?
Любовь Ларисы для Паратова — утешение его гордости. Но не этого ждет Лариса. Однако решается с ним ехать, почему? Анализируем III действие, 12-е явление.
Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Звучит романс «Все кончается однажды» В.Захарова. Лариса «пьет сладкий яд желанного обмана...» И каков же финал пути к Паратову? (IV действие, 7-с явление.) А финал — в глазах Паратова. «В глазах, как на небе, светло... я сама о себе подумаю...!»
Да, Лариса надумает, ведь у нее есть еще один путь. С Карандышевым.
Анализируя пьесу, отвечаем на вопросы: Каков Карандышев? (II действие, 6-е, 9-е явления.) Почему Лариса собирается все же выйти за него замуж? Полюбит ли Карандышев Ларису? (111 действие, 11-е явление.)
Видим, что здесь тоже нет любви, здесь лишь право владельца на собственность. Этого Лариса не может принять.
Значит — к Кнурову? Каков же Кнуров? Любит ли Ларису? (II действие, 8-е явление.) В их разговоре нет ни слова о любви! ...Никому не нужна любовь одинокой чайки...
Вот сейчас произносит Лариса монолог о смерти. Ей остается смерть. Допета печальная песня Ларисы, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, мечется она по этой жизни, полной жестокости, не сберег Ларису амулет счастья. Трагедия героини — трагедия одинокой души.
Тема урока «Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского « Бесприданница»»
Искушение не есть зло, но — добро. Оно хороших делает еще лучше. Это горнило для очищения золота... Св. Иоанн Златоуст
Цели и задачи урока. Исследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушения является лейтмотивом. Соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения и литературно-критической статьей. Повторить некоторые литературоведческие понятия. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия.
Оборудование урока. Материалы для подготовки домашнего задания по группам (фрагменты статей о «Бесприданнице» Ю.Лебедева и В.Вишневской, тексты стихов Е.А.Боратынского «Разуверение» и Медведева «Нет, не любил он...»), видеокассета с фрагментом фильма Э.Рязанова «Жестокий романс».
Звучит романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды». Желательно «живое» исполнение.
— Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского. На прошлом уроке речь шла об истории создания, тематике произведения, основных его мотивах. Что у вас, читателей конца XX века, вызвало больше всего вопросов? Возможно, пьеса эта показалась вам достаточно простой?
— В литературе об Островском и драме «Бесприданница» основные споры возникают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы кинорежиссером Эльдаром Рязановым тоже вызывает вопросы именно по поводу финала. Сравним текст Островского и финальную сцену фильма. (Смотрим фрагмент финала фильма «Жестокий романс».)
— Что у Рязанова осталось за кадром?
— Насколько значим финал в музыкальном, литературном произведении?
— Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы (высказы-вания записаны на доске):
«Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения
и любви есть какое-то святотатство» (В.Я.Лакшин).
«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы...» (Ю.В.Лебедев).
— Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (Возможна небольшая дискуссия.)
— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких? (Социальный и духовный.)
— Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да.)
— Позволит ли нам социальный анализ драмы понять последнюю сцену? (Нет.)
— Значит, нужен другой путь. Русский религиозный философ начала XX века Николай Бердяев заметил, что «вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира». Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского окажется более плодотворным? На прошлом уроке вы обратили внимание, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы.)
— Мы назвали эти мотивы: мотив пространства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества.
— Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? (Мотив искушения.)
— Обозначим тему нашего урока: Мотив искушения в драме Островского «Бесприданница». Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мотива. Как вы объясните значение слова искушение? (Соблазн.)
— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
— Какие соблазны захватили героев драмы Островского? Где начинает звучать мотив искушения? Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.
— Каков характер этих соблазнов? (Это соблазны материального порядка.)
— Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с героиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему все говорят только о ней?
— Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней должно быть что-то, что близко всем?
— Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? (Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности.)Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить?
— Кнуров в доме Огудаловых. Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» Случайно ли здесь местоимение что?
— То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения. Дополняет его и другой мотив — мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Расскажите о своих наблюдениях.
— Деньги, блеск, драгоценности — ими искушают Ларису. А она соблазняется .?
— Чем же соблазняется героиня?
— Почему?
— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль
искусителя?
— Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова.)
- Их сходство значительно? (Нет, оно лишь внешнее. Паратов — мелкое подобие Печорина.)
- Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
- Кульминация драмы — Лариса поет романс на слова Боратынского. Случаен ли у Островского тот романс?
— Вы познакомились с фрагментами статьи Инны Вишневской. В ней идет речь об исполнении роли Ларисы великой русской актрисой В.Ф.Комиссаржевской. С этим исполнением в истории русского театра связана целая легенда. Но нас сегодня интересует другое. Вера Федоровна вместо «Не искушай...» пела другой популярный романс на слова Медведева «Нет, не любил он». Вы сравнили эти два текста. Что изменилось в трактовке главной героини?
Человек с темной, с черной душой. Кто это? (Дьявол.)
— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?
— Но это вновь искушения материального порядка. Ни о чем, кроме любви, душа Ларисы не мечтает. Мотивы, которые мы увидели в драме, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. Значит, это центральный мотив? (Да, это лейтмотив.)
— Значит, и тема нашего урока трансформируется в иную: «Искушение — лейтмотив драмы Островского "Бесприданница"». — Паратов — идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах — как на небе светло»?
— Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении? (Христос в пустыне искушается дьяволом.)
— Говорят ли герои драмы Островского о Боге?
— Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов. А как православие определяет искушение? (Это испытание веры.)
— Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы «Я люблю вас всех»?
Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского