Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге­роев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской харак­теристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Содержание

Введение


Глава 1. Изучение драматических произведений

1.1.Специфика драмы

1.2.Чтение и вступительные занятия

1.3.Анализ драмы

1.4.Завершающие уроки

1.5.Вопросы теории литературы


Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Бесприданнице Островского.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

 

Каждый докладчик рассматривал взаимоотношения Ларисы с тем или иным героем и таким образом раскрывал одну из сторон жизненной драмы бесприданницы. Обобщить эти сведения можно при работе с домашними сочинениями по Островскому.

 

 

2.3. Конспекты уроков по  изучению пьесы А.Н. Островского

 

Тема «Трагедия одиночества» по пьесе АН.Островского «Беспри­данница».

 

Эпиграф: «В такой пьесе, как "Бес­приданница", подкупает не только мысль художника — мысль нравствен­ная и гуманная. В ней сама глубь жиз­ни, желание постичь ее загадку, кос­нуться... доброго и дурного в людях». В.Лакшин.

 

Учащиеся переносятся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». С нее, по словам автора, открывается новый вид

 

произведения. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, ко­гда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Ос­тровский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям? А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! отчего вы не умерли до написания "Поздней любви"»...

 

Но почему так трогает эта «неудав­шаяся пьеса», почему не отпускает, за­ставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы?»

 

Обычно название пьес Островского — поговорки, пословицы, то есть фра­зы со смыслом («Правда хорошо, а сча­стье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и [.п.). Даже в «I ро­зе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданниц;!? По но време­на Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, ко­торой не требуется приданое.

 

Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? А загадки продолжаются. Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Ла­риса — единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии говоря­щие (огудать — обмануть, Лариса — чайка, кнур — кабан и т.д.) и героиня не вписывается в этот круг лиц, глав­ное то, что она — чайка.

 

Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть? (На доске эскиз де­корации к драме.) Читая ремарку, на­ходим художественные детали, кото­рые нас настораживают. Да, свобода, пространство, воля, но... за решеткой, там, вдалеке. А здесь... кофейня, здесь музыка, цыгане, вино, шум. И в этом мире живет героиня. Что мы о ней знаем? В чем необходимость ее появ­ления? Что делает Лариса в то время, когда все разговаривают... о ней?

 

Но самое неожиданное — ее первые слова. Когда человек приходит, логич­но сказать «здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются сло­ва «до свидания». Почему? Анализируя I действие, приходим к выводу, что ге­роиня стоит на пороге жизни, она ухо­дит, но куда? С кем она прощается? Слова «я на распутье» доказывают это. Какие же пути у Ларисы?

 

Первый путь, несомненно, путь к Паратову. Анализируя I действие, 4-е явление, отвечаем на вопросы: Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для нее идеалом? А поскольку идеал — совершенное воплощение какой-ли­бо мечты, попытаемся понять, о чем мечтает Лариса.

 

Почему же разговор о Паратове за­канчивается разговором о смерти? Оче­видно, потому, что это путь не на во­лю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти, может быть, духовной. Но это лишь догадки. Может быть, мы ошибаемся? Всмотримся в Паратова попристальней.

 

Учащиеся отвечают на вопросы: Как появляется Паратов? Что мы можем ск;п;|[ ь о нем по тому, как он сюда до­бирался? Почему, взяв с собой Робин­зона, он не взял Непутевого — купече­скою сына? Чем является для него Ро­бинзон? Знает ли Паратов слово .жаль?

 

По это не все. У Паратова два лица — две маски. Одна для всех, напоказ, а дру­гая видна не всем, но Лариса ее видит.

 

Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. О чем свидетельствуют здесь многото­чия? Паратов думает. Но, когда человек думает, он может притворяться? Сое­диним эти фразы. Что получим?

 

«Что ж... Бог с ней...! Замуж... выхо­дит... Все-таки на душе у меня полегче стало...»

 

Совсем другой человек перед нами, и этого-то человека смогла разглядеть лишь Лариса. Но почему лишь она? В чем ее отличие ото всех? Анализируем II действие, 3-е явление: Куда рвется Лариса? Почему ее не привлекают по­дарки? О чем она мечтает? Сравните мечты Ларисы и окружающих ее лю­дей. В чем разница? Почему Лариса по­ет во время разговора? Что главное в этой жизни для нее?

 

В ходе разговора звучит романс «Амулет» Лунева и Козловой. В сердце героини живет любовь. О ней мечтает

 

Лариса, любовь для нее все (по мнению Островского, любовь спасет мир), но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает, вернее, начинает пони­мать, вот почему ей так страшно, бес­покойно, необыкновенно тяжело.

 

Анализируя разговор с матерью (II действие, 6-е явление), пытаемся по­нять, чего боится Лариса. Ведь Пара­тов-то еще не появился! А боится она вот этого одиночества.

 

Может быть, все-таки она нужна Паратову?

 

Анализируем II действие, 8-е явле­ние. Это очень странная встреча. Во­просы возникают сразу: Почему нет приветствия? Нет ремарок, почему? Почему Лариса позволяет думать о се­бе «что угодно»? Почему все же при­знается в любви? Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему ее любовь?

 

Любовь Ларисы для Паратова — уте­шение его гордости. Но не этого ждет Лариса. Однако решается с ним ехать, почему? Анализируем III действие, 12-е явление.

 

Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Звучит романс «Все кончается однажды» В.Захарова. Лариса «пьет сладкий яд желанного обмана...» И ка­ков же финал пути к Паратову? (IV действие, 7-с явление.) А финал — в глазах Паратова. «В глазах, как на небе, светло... я сама о себе подумаю...!»

 

Да, Лариса надумает, ведь у нее есть еще один путь. С Карандышевым.

 

Анализируя пьесу, отвечаем на воп­росы: Каков Карандышев? (II действие, 6-е, 9-е явления.) Почему Лариса соби­рается все же выйти за него замуж? По­любит ли Карандышев Ларису? (111 действие, 11-е явление.)

 

Видим, что здесь тоже нет любви, здесь лишь право владельца на собствен­ность. Этого Лариса не может принять.

 

Значит — к Кнурову? Каков же Кну­ров? Любит ли Ларису? (II действие, 8-е явление.) В их разговоре нет ни слова о любви! ...Никому не нужна лю­бовь одинокой чайки...

 

Вот сейчас произносит Лариса мо­нолог о смерти. Ей остается смерть. Допета печальная песня Ларисы, пре­рван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, мечется она по этой жизни, полной жестокости, не сберег Ларису амулет счастья. Трагедия героини — трагедия одинокой души.

 

Тема урока «Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского « Бесприданница»»

 

Искушение не есть зло, но — добро. Оно хороших делает еще лучше. Это горнило для очищения золота... Св. Иоанн Златоуст

 

Цели и задачи урока. Исследуя ос­новные мотивы драмы, доказать, что мо­тив искушения является лейтмотивом. Соотнести финальную сцену «Беспридан­ницы» с христианским пониманием иску­шения. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произ­ведения и литературно-критической статьей. Повторить некоторые литерату­роведческие понятия. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия.

 

Оборудование урока. Материалы для подготовки домашнего задания по груп­пам (фрагменты статей о «Бесприданни­це» Ю.Лебедева и В.Вишневской, тексты стихов Е.А.Боратынского «Разуверение» и Медведева «Нет, не любил он...»), видео­кассета с фрагментом фильма Э.Рязанова «Жестокий романс».

 

Звучит романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды». Желатель­но «живое» исполнение.

 

— Мы продолжаем знакомство с од­ним из лучших творений Островского. На прошлом уроке речь шла об истории соз­дания, тематике произведения, основных его мотивах. Что у вас, читателей конца XX века, вызвало больше всего вопросов? Возможно, пьеса эта показалась вам дос­таточно простой?

 

— В литературе об Островском и дра­ме «Бесприданница» основные споры воз­никают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы киноре­жиссером Эльдаром Рязановым тоже вы­зывает вопросы именно по поводу фина­ла. Сравним текст Островского и финальную сцену фильма. (Смотрим фрагмент финала фильма «Жестокий ро­манс».)

 

— Что у Рязанова осталось за кадром?

 

— Насколько значим финал в музы­кальном, литературном произведении?

 

— Два современных критика так тол­куют последние слова Ларисы (высказы-вания записаны на доске):

 

«Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения

 

и любви есть какое-то святотатство» (В.Я.Лакшин).

 

«Сознание спасительной силы христи­анской любви звучит в прощальных сло­вах Ларисы...» (Ю.В.Лебедев).

 

— Кто из них, по-вашему, ближе к за­мыслу Островского? (Возможна неболь­шая дискуссия.)

 

— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Остров­ского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких? (Со­циальный и духовный.)

 

— Можно ли трагедию Ларисы объяс­нить социальными причинами? (Да.)

 

— Позволит ли нам социальный ана­лиз драмы понять последнюю сцену? (Нет.)

 

— Значит, нужен другой путь. Рус­ский религиозный философ начала XX века Николай Бердяев заметил, что «вся наша литература XIX века ранена христи­анской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира». Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского окажется бо­лее плодотворным? На прошлом уроке вы обратили внимание, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнитель­ные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы.)

 

— Мы назвали эти мотивы: мотив про­странства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиноче­ства.

 

— Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяе­ва? (Мотив искушения.)

 

— Обозначим тему нашего урока: Мо­тив искушения в драме Островского «Бес­приданница». Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мо­тива. Как вы объясните значение слова искушение? (Соблазн.)

 

— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?

 

— Какие соблазны захватили героев драмы Островского? Где начинает звучать мотив искушения? Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Во­жеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.

 

— Каков характер этих соблазнов? (Это соблазны материального порядка.)

 

— Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с ге­роиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему все говорят только о ней?

 

— Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Веро­ятно, в ней должно быть что-то, что близ­ко всем?

 

— Однако красота Ларисы имеет неко­торый изъян. Какой? (Это красота теряю­щей веру души. Она оторвана от реально­сти.)Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить?

 

— Кнуров в доме Огудаловых. Вслу­шайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» Случайно ли здесь местоимение что?

 

— То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается краси­вой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения. Дополняет его и другой мотив — мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Рас­скажите о своих наблюдениях.

 

— Деньги, блеск, драгоценности — ими искушают Ларису. А она соблазняет­ся .?

 

— Чем же соблазняется героиня?

 

— Почему?

 

— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль

 

искусителя?

 

— Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова.)

 

- Их сходство значительно? (Нет, оно лишь внешнее. Паратов  — мелкое по­добие Печорина.)

 

- Но почему Лариса так  идеализиру­ет Паратова?

 

- Кульминация драмы —  Лариса поет романс на слова  Боратынского. Случаен ли у Островского  тот романс?

 

— Вы познакомились с фрагментами статьи Инны Вишневской. В ней идет речь об исполнении роли Ларисы великой русской актрисой В.Ф.Комиссаржевской. С этим исполнением в истории русского театра связана целая легенда. Но нас сего­дня интересует другое. Вера Федоровна вместо «Не искушай...» пела другой попу­лярный романс на слова Медведева «Нет, не любил он». Вы сравнили эти два тек­ста. Что изменилось в трактовке главной героини?

 

Человек с темной, с черной душой. Кто это? (Дьявол.)

 

— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?

 

— Но это вновь искушения материаль­ного порядка. Ни о чем, кроме любви, ду­ша Ларисы не мечтает. Мотивы, которые мы увидели в драме, сходятся, переклика­ются с мотивом искушения. Значит, это центральный мотив? (Да, это лейтмотив.)

 

— Значит, и тема нашего урока транс­формируется в иную: «Искушение — лейтмотив драмы Островского "Беспри­данница"». — Паратов — идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах — как на небе светло»?

 

— Какой библейский сюжет возникает в ва­шем сознании, когда мы говорим об иску­шении? (Христос в пустыне искушается дьяволом.)

 

— Говорят ли герои драмы Островско­го о Боге?

 

— Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искуше­ний и соблазнов. А как православие опре­деляет искушение? (Это испытание веры.)

 

— Обратимся к словам Иоанна Злато­уста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Уместна ли в этом смысле послед­няя реплика Ларисы «Я люблю вас всех»?

Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского