Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Экзаменационные ответы по детской литературе
Уфимский педагогический колледж №1
Уфа/ россия, 54 ст, 2012
Вопрос 1
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Виды (жанры) детской литературы
- сказка
- стихотворение
- повесть
- поэма (баллада)
- рассказ
- роман (приключенческие, исторические, семейно-бытовые, сказочные).
- фэнтези
Характерные черты детской литературы
-детям отводится главная роль.
-по тематике соответствует детскому возрасту.
-относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
-простой язык.
-много диалогов и действия, мало описаний.
-много приключений.
-счастливый конец (победа добра над злом).
-часто имеет своей целью воспитание.
Специфика детской литературы. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т.д.
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку.
Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответственной. Он должен быть правдив со своим читателем, но правда здесь особого рода – художественная, что означает убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла. Только в этом случае детская книга может выполнять свою главную задачу – воспитывать человека нравственного.
И во взрослой, и в детской
книге главное – это
Легче всего ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе. Может он воспринимать и произведения с более сложным содержанием, даже некоторые психологические тонкости в подтексте.
К характерным признакам литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Правда, им доступны самые простые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почувствовать смешное в самих себе, зато легко представить смешное положение, в которое попадают другие – герои книг.
К характерным признакам литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Правда, им доступны самые простые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почувствовать смешное в самих себе, зато легко представить смешное положение, в которое попадают другие – герои книг.
Сказка обязательно
В бытовых сказках говорится
об отношении социальных классов. Разоблачение
лицемерия правящих классов - основная
черта бытовых сказок. Эти сказки
отличаются от волшебных тем, что
вымысел в них не носит ярко
выраженного
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . К. Слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .
« путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .
Вопрос 2
Основные требования к произведению для дошкольников. Роль иллюстрации в книге для маленьких детей. Основные требования к иллюстрациям для детей
Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного народного творчества для детей.
Объективные критерии: произведения устного народного творчества должны отражать традиции фольклора, здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности. Оно должно характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем.
Субъективные критерии должны учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, интересы детей. Исходя из этих положений, тематика произведений устного народного творчества должна быть подобрана так, чтобы она была близка миру представлений детей.
В дошкольной педагогике разработаны
требования к художественным произведениям
(в том числе и устного
В «программе воспитания в
детском саду» помещены списки литературы
для каждой возрастной группы, в
которых представлены устное народное
творчество (сказки, песенки, потешки),
произведения русских, советских и
зарубежных писателей. Весь рекомендуемый
материал равномерно распределен по
кварталам учебного года с учетом
воспитательно-образовательной
Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.
Выделяется ряд требований и к произведениям устного народного творчества: высокая художественная ценность; идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей); знакомые персонажи; ярко-выраженные черты героя; понятные мотивы поступков; небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей; доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе.
Отбирая литературу для детей,
нужно помнить, что моральное, нравственное
воздействие литературного
педагог подбирает
художественные произведения в
зависимости от конкретных
Активное воздействие иллюстрированной книги на формирующийся эстетический вкус ребенка, на его воображение и фантазию ставит перед художником высокие творческие задачи. При иллюстрировании детских книг основным художественным методом является образное раскрытие содержания, использование метафорических средств, так как образность лежит в природе детского мышления. Образные средства стимулируют развитие воображения у детей, формируют их эмоции, воспитывают культуру восприятия.
Принципы оформления и
иллюстрирования книг в первую очередь
обусловлены возрастными
Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.
Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Велика роль книжной иллюстрации
и в раскрытии идейно-
Основным художественным
средством искусства
Цвет в детской книге играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Изображенные на иллюстрациях вещи и явления не должны терять конкретность и узнаваемость. Понимание у ребенка младшего возраста часто достигается путем узнавания того, о чем идет речь в тексте, через иллюстрацию, ее наглядность. Изображение служит основой рассказа.
Необходимо учитывать и такую характерную черту детского сознания, как анимизм , - ребенок воспринимает реальность как одушевленную и живую. «одеяло убежало, улетела простыня...»; «злой огонь ревет и пышет, двух пожарных сбросил с крыши...» - эти слова воспринимаются ребенком не как метафора, образ, а как живая действительность.
Присутствие цвета в иллюстрациях
и оформлении книги - одно из главных
требований, предъявляемых к книгам
для дошкольников. У цветного изображения
шире эмоциональные, познавательные и
декоративные возможности, цветная
иллюстрация легче