Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос  3

 

Понятие о фольклоре. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного  творчества, доступные детям  дошкольного  возраста.

 

Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Классификация материала  русского ф.д. На основе функционально-возрастного  критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым  маленьким детям, входят колыбельные  песни, пестушки, потешки и прибаутки. К заклинательной поэзии восходят самые  древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения  физических упражнений и гигиенических  процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые  с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают  его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так  и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("ладушки", "коза рогатая", "сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором. Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный ф.д. Объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу.

К детскому фольклору относится  произведения, во-первых, созданные  самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией  и потребностями детского возраста.

Детский фольклор создается  как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), гак и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.). Жанровая система детского фольклора—явление довольно подвижное.

Жанры произведений народного  творчества, доступные детям  дошкольного  возраста.:

1)сказка. С ней ребёнок  встречается, начиная с раннего  возраста, слушая сказки, рассказанные  мамой или бабушкой, испытывает  те или иные чувства, переживания.  Как правило, дети радуются  удачам героев, ненавидят то плохое, с чем герои борются. В русской  народной сказке заключено богатое  содержание – и в отношении  насыщенности художественной речи  языковыми средствами выразительности  и развитию творчества самих  дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических  аспектов раскрываемых тем и  идей .

2) пословицы и поговорки.  Пословицы и поговорки, как  и другой жанр устного народного  творчества, в художественных образах  зафиксировали опыт прожитой  жизни во всём его многообразии  и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: «не учи безделью, а учи рукоделью», «ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает»; показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: «пашню пашут – там руками не машут»; возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые приметы, показывающие наблюдательность земледельца: «овсы и льны в августе смотри»; выражают отношение к труду: «делу обучиться – всегда пригодится». Целый пласт пословиц посвящён семье, материнской любви: «нет такого дружка, как родима матушка». В пословицах и поговорках можно найти отголоски того или иного исторического события или целой эпохи: «хотя бы в орде, только бы в добре». Поэтому они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим, приобщения их к истокам родной культуры. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Пословицы учат правилам поведения, моральным нормам, сноровке, то я их использую во всех видах деятельности.

3)загадки. Положительные  эмоции, вызванные процессом отгадывания  и загадывания загадок, формируют  у ребёнка познавательный интерес  к миру вещей и явлений, так  как загадки заключают в себе  широкий круг сведений о различных  предметах и явлениях, событиях  окружающей жизни. Загадка, являясь  формой отражения окружающей  действительности в специфических  для неё, метафорических образах,  запечатлела опыт народа, его  наблюдательность.

4) колыбельная песня. Как  один из древнейших жанров  фольклора, составляет ценную  часть сокровищницы народного  творчества. В ней особым образом,  специфическими средствами выразительности  передаётся дух эпохи. Колыбельные  играют огромную роль в ознакомлении  ребёнка дошкольного возраста  с окружающей жизнью, с традициями  и обычаями, бытом собственного  народа. Колыбельные песни благодаря  своему содержанию и жанровым  особенностям способствуют формированию  умения видеть и понимать красоту  родного языка. После исполнения  песен дети становятся более  спокойными, быстрее засыпают.  В  колыбельных песнях используются  образы, хорошо знакомые детям,  например, образ кота, зайца, собаки, причём, называют их ласково, что  и было мной использовано на  занятиях по развитию речи  и в логопедическом часе при  обучении их образованию однокоренных  слов.

5) русские народные песенки,  пестушки, потешки. Они развлекают  ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть  вызывают ощущение психологического  комфорта, тем самым подготавливая  положительный эмоциональный фон  для восприятия окружающего мира  и его отражения в различных  видах детской деятельности. В  них содержится веками отобранный  и практически проверенный материал, который несёт в себе высшие  гуманистические ценности, они насквозь  пронизаны красотой и любовью.  Образы этих фольклорных произведений  взяты из жизни, конкретны и  содержательны и поэтому могут  служить могучим средством ознакомления  детей с окружающим не только  раннего возраста, но и дошкольного,  средством социализации, приобщения  детей к истокам собственной  культуры.

6)народная музыка. Народные  музыкальные произведения ненавязчиво,  часто в весёлой форме, знакомят  детей с обычаями и бытом  русского народа, трудом, бережным  отношением к природе, жизнелюбием,  чувством юмора. Наиболее распространенное  и доступное средство – песня.  Народная песня как одно из  средств музыкального фольклора  входит как основа русской  музыкальной культуры в жизнь  ребёнка. 

Песенки, потешки могут  существенно помочь воспитателю  привить положительное отношение  к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыграть разными  способами: сопровождать чтение действием  игрушки, использовать пальчиковый  театр, шапочки, маски различных  персонажей. Игрушки должны быть мягкими, легкими, красочными. Используя игрушки  в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

 

Вопрос  4

 

Сказка. Русские  народные сказки, их характерные особенности, воспитательная ценность. Отношение  поэтов и писателей к сказкам

 

Сказка фольклорная —  эпический жанр письменного и  устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных  событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная  проза), включающий в себя разножанровые  произведения, тексты которых опираются  на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) .

Сказка литературная —  эпический жанр: ориентированное  на вымысел произведение, тесно связанное  с народной сказкой, но, в отличие  от нее, принадлежащее конкретному  автору, не бытовавшее до публикации в  устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает  фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт  дидактическое произведение основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная  сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.

Народные сказки делятся  на три группы:

- сказки о животных - самый  древний вид сказки. В них свой  круг героев. Животные разговаривают  и ведут себя как люди. Лиса  всегда хитрая, волк глуп и  жаден, заяц труслив. Значительная  часть сказок о животных занимает  аполог (басня), в которой выступает  не комическое начало, а нравоучительное,  морализующее.

- бытовые сказки - герои  этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире  и борются обычно с барином,  попом, генералом. Они побеждают  благодаря находчивости, уму и  смелости.

- волшебные сказки - герои  волшебных сказок борются не  на жизнь, а на смерть, побеждают  врагов, спасают друзей, сталкиваясь  с нечистой силой. Большинство  этих сказок связано с поиском  невесты или похищенной жены. В экспозиции сказки присутствуют  стабильно 2 поколения — старшее  (царь с царицей и т. Д.) И  младшее — иван с братьями  или сёстрами.  Завязка сказки  состоит в том, что главный  герой или героиня обнаруживают  потерю или недостачу или же  здесь присутствую мотивы запрета,  нарушения запрета и последующая  беда. Здесь начало противодействия,  то есть отправка героя из  дома. Развитие сюжета — это  поиск потерянного или недостающего.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“стали они жить – поживать и добра наживать” или “устроили они пир на весь мир…”).

Герои сказок:

-любимый герой русских  сказок - иван-царевич, иван-дурак,  иван - крестьянский сын. Это бесстрашный,  добрый и благородный герой,  который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает  себе счастье.

-важное место в русских  волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это василиса премудрая, елена  прекрасная, марья моревна или  синеглазка.

-воплощением зла в   русских сказках чаще всего  выступают кощей бессмертный,  змей горыныч и баба яга.

-баба яга - один из  самых древних персонажей русских  сказок. Это страшная и злая  старуха. Она живет в лесу  в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего  она вредит героям, но иногда  помогает.

-змей горыныч - огнедышащее  чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже  очень известный персонаж русского  фольклора. Когда появляется змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто  встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная  девица; добрый молодец, а также сочетания  слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Характерны для русских  сказок краткие и усеченные формы  прилагательных: красно солнце; буйну  голову повесил;- и глаголов: хвать  вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно  употребление имен существительных  и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно  – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё  и в том, что в их запечатлены  лучшие черты русского трудового  народа: свободолюбие, природный разум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная притча, обычно, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что увеличивает  её воспитательное воздействие. Интенсивность  переживаний детей находиться в  тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые  испытывают её герои. Эмоции содействуют  пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные  свойства народной сказки охарактеризовывают её как высокохудожественное произведение для малышей, соответствующее психологическим  особенностям возраста. Сказка говорит  с детьми языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для малыша это не попросту вымысел, фантазия это особая действительность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обыкновенной жизни, лишь в сказочной форме дошкольники сталкиваются с таковыми сложнейшими явлениями и эмоциями, как жизнь и погибель, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому схожее. Форма изображения этих явлений, особенная, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает притча, - это уроки на всю жизнь и для огромных и для малеханьких. Для малышей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой нежданное для взрослых действие на малыша.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"