Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

 есенинский образ возникает  на основе ощущения окружающего  мира.

В духовном облике в поэзии есенина ослепительно выявились  черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь есенина тесно связана  с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — есенина с русскими крестьянами.

Природа у есенина —  не застывший пейзажный фон: она  живет, действует, горячо реагирует  на судьбы людей и события истории. Она — любимый герой поэта. Она все пора влечет есенина к  себе.

В поэзии есенина появляются новые черты, рожденные революционной  действительностью. Стихи есенина  отражают все противоречия раннего  периода становления советов  в стране. Буйный революционный пафос  в начале 20-х годов, когда в  жизнь проводилась новая экономическая  политика, сменился пессимистическими  настроениями, которые отразились в  цикле «москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в  жизни, чувствует растерянность  и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности.

 

Вопрос  56.

Возвращенные  имена. Творчество а. Вербицкой, л. Чарской для детей

 

Анастасия алексеевна вербицкая (1861—1928) — русский прозаик. С 1894 полностью  обратилась к литературному творчеству, выступала по вопросам женской эмансипации  и печаталась в журналах «жизнь», «начало», «русское богатство», «мир божий». С 1899 сама издавала свои многочисленные романы, содействовала публикации и  других феминистских произведений. Писать начала в 1883 г. В «рус. Курьере», где одно время вела политический отдел. В 1887 г. Была помещена в «русской мысли» ее большая повесть «разлад». Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в «русском богатстве», «жизни», «начале», «мире божием», «рус. Вед.», «сев. Курьере», «живописном обозрении», «образовании» и др. Отдельно вышли «сны жизни» (сборник рассказов, 3 изд., 1899—1902), «освободилась» (м., 1902), «преступление марьи ивановны» (м., 1902, сборник рассказов), «первые ласточки» (м., 1900; переделка «разлада», 2 изд., м., 1902), «вавочка» (2 изд., 1900—1902), «история одной жизни» (м., 1903), «счастье» (м., 1905, сборник рассказов), «мотыльки» (м., 1905, сборник рассказов).

В. — писательница «идейная». Она отстаивала общественную самостоятельность  женщины и ее право располагать  своим сердцем. Вместе с тем, она  предъявляла женщинам требование никогда  не зависеть от мужчины и жить исключительно  своим трудом. Её социалистическая антицаристская позиция обеспечила ей определённую поддержку в соответствующих  кругах.

Романом «ключи счастья» (1909), где открыто подана тема сексуальной свободы женщины, вербицкая завоевала сомнительную славу исключительной популярности у массового читателя. В новом романе вербицкая опять рассказывает "сказку о золушке" - талантливейшей, незаурядной натуре с тонким художественным чутьем - марии ельцовой. В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. В половой сфере.

После октябрьской революции 1917 г. Вербицкая не играла больше роли в литературе, а её бульварные романы были заклеймены как устрашающий  пример буржуазного распада.

Наркомпрос решил сжечь  весь склад книг вербицкой «за  порнографию, юдофобство и черносотенство». Но писательница потребовала гласного суда над собой, после чего заведующий госиздатом в. Воровский создал комиссию из 12 литераторов-коммунистов, которые в течение трех месяцев изучали 33 книги вербицкой и, в конце концов, признали их безвредными. Вербицкой было обещано передать книги в рабочие клубы и читальни.

После убийства в. Воровского, в 1924 г. Вербицкая снова попала в  список запрещенных писателей и  ее книги изъяли из всех магазинов  и библиотек.

 

Ли́дия алексе́евна чурилова (19 января 1875, санкт-петербург, российская империя — 18 марта 1937, ленинград, ссср) — русская писательница, актриса.

Лидия алексеевна поступила  на драматические курсы при императорском  театральном училище в петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она  поступила в петербургский александринский  императорский театр, в котором  прослужила до 1924 г.

Стеснение в средствах  подтолкнуло лидию алексеевну к  писательскому делу: в 1901 г. Она пишет  повесть «записки маленькой гимназистки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале  для детей «задушевное слово» под сценическим псевдонимом  начинающей писательницы — л. Чарская.

«записки маленькой гимназистки» принесли чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно —  школьниц.

Однако, несмотря на невероятную  популярность книг чарской среди  детей и юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентиментальность. В самом деле, многие персонажи  чарской обрисованы схематично, одни и те же ситуации кочуют из книги  в книгу.

После октябрьской революции  чарскую практически перестали  печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские  взгляды» — всё говорило не в  пользу писательницы.  Повести чарской  изымались из библиотек как «не  соответствующие идейным и педагогическим требованиям», учителя не рекомендовали (а то и запрещали) школьникам читать её книги.

В 1924 году она ушла из театра, жила на актёрскую пенсию.

Бо́льшая часть произведений чарской посвящена школьной жизни (в основном ее книги — о воспитанницах закрытых школ-пансионов), любви, девичьей дружбе («записки институтки», «белые пелеринки»). Также одна из излюбленных тем писательницы — приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей («лесовичка», «сибирочка»). Ею было написано множество книг и рассказов по истории россии («смелая жизнь», «газават», «так велела царица»).

После революции повести  и рассказы чарской практически  не печатались.

В повестях чарской всегда счастливый конец, их герои очень  добры, честны, отзывчивы, много плачут, произносят громкие слова, пылко  проявляют свои чувства.

Критиков раздражала экзальтированность героинь чарской. Однако они забывали о специфической среде, в которой  они находились. Эти книги показывают жизнь, ограниченную одной площадкой, достаточно глухими стенами - закрытого  женского учебного заведения. Так полно  об этой жизни чарская сказала  первая, и читателю открылось то, чего он совсем не предполагал. Грубая одежда, скудная пища, строгий распорядок дня, дортуар, в котором размещалось  сорок детей, и девочка, попавшая сюда из дома, далеко не сразу могла  принять обычаи и традиции, навсегда установившиеся здесь.

Она писала о  доброте, любви  к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий.

Герои книг чарской, обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Во всех книгах лидии чарской заметна воспитательная, нравоучительная цель. Другое очень важное для чарской качество - умение терпеть несправедливости и непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете побеждают они, их душевная красота и обаяние.

 

Вопрос  57

С. П. Аксаков  - мастер  реалистической прозы «детские годы багрова внука». Анализ сказки аленький цветочек

 

Аксаков задумал книгу, которой  еще тогда не было ни в русской, ни в мировой литературе. Задача состояла в том, чтобы создать  «историю ребенка» и чтобы это  была книга для детей и для  взрослых. Блестяще справился автор  с этой задачей, книга была высоко оценена современниками и завоевала  любовь читателей всех возрастов.

Природа никогда не играет в произведениях аксакова декоративной роли, она – чрезвычайно активный элемент повествования. Она наставница серёжи, она влияет на формирование его души. В отношениях с ней  во многом раскрываются характеры и  других персонажей, например, матери и  отца.

 радость открытия мира  вот сквозная внутренняя тема  этого произведения. Важное его  достоинство состоит в том,  что писателю удалось передать  поэзию детского восприятия жизни,  он раскрыл процесс «созидания»  человеческой души.

 

 серёжа во всём верил  матери, считал её умнейшим и  справедливейшим человеком. Но  почему она так равнодушна  к природе? Юному багрову кажется,  что кроме его отца, никто из  господ по-настоящему не любит  природу. А это, подозревает  мальчик, признак их душевной  черствости.

Эта книга близка «семейной  хронике» по идейной проблематике, композиции, стилю, языку. Вторая часть  трилогии представляет собой такое  же широкое эпическое полотно, столь  же подробно и достоверно воссоздающее эпоху, атмосферу помещичьего быта, крепостнических отношений.

Но есть в этом произведении и новая тема, существенно отличающая его от предшествующего. Героями «семейной хроники» были старшие члены семьи багровых — ее первое и второе поколения. В этой части трилогии продолжают действовать те же персонажи, но в центре оказывается уже третье поколение багровых — маленький сережа багров. Его жизнь от младенчества до девятилетнего возраста прослежена пристально и подробно. Сложный процесс формирования детской души — такова центральная тема новой книги аксакова. Эта тема давно привлекала к себе внимание писателя.

«детские годы багрова-внука» и «семейная хроника» — это произведения, написанные в одном ключе — идейном и художественном. Обстоятельно и подробно выписывает аксаков в обоих произведениях мельчайшие детали крепостнического быта. Повествование ведется с характерными повторами, с той наивной непосредственностью и иллюзией недостаточной художественной отделки, какая присуща изустному рассказу. Все это вместе с безыскусной разговорной речью и создает своеобразие и обаяние аксаковского стиля.

 

Анализ аленький цветочек

 

Почти в каждой  сказке все начинается с описания  семьи, которая живет в мире знакомом и привычном. В этой сказке  семья  состоит из 4 человек:  отец  и 3 сестры. У всех  народов, во всех философских  системах цифра  имеет  смысл и  играет важную роль. Цифра 1 – это  символ первичности, центр равновесия и цели, символ  создателя  –  представляет  отца. Число 3 – символ устойчивости и нерасторжимости. Семья  купца – это образ устойчивого  мира, в  котором есть центр и  равновесие.

        отец  берет на себя  роль помощника   любимой дочки, которая выросла  и  которой  надо выйти  замуж. Роль отца напоминает  и свадебная традиция: на  церемонии   именно он провожает  дочь  к жениху, передавая ему право  вести её дальше по жизни,  заботясь и оберегая.

     отец, путешествуя  и подвергаясь опасностям в  море  жизни (крушение кораблей),  готов пожертвовать  своей жизнью  ради дочки (проститься с любимыми  дочерьми и вернуться к чудовищу). Но  купеческая дочка (меньшая  и последняя, видимо, оставшаяся  раньше всех без матери,  и  дороже  всех  отцовской душе) не  принимает жертвы и  сама  отправляется к чудовищу.  Эта   жертва нужна ей самой  —  это её плата за переход  на  более высокую ступень   развития.

     чудовище олицетворяет  нижний  мир, животную стихию  человека,  это образ страсти,  которая приручает дочку к  себе, давая сначала послушать  себя, а потом посмотреть на  себя.  Таким образом,  красавица   заглядывает  в «пропасть»  животного начала человека.  Душа её  жалеет эту сущность за её безобразие и не в состоянии  отрицательно (отвращение или предательство) противостоять  ей.

     что  же  это за сила,которая  помогла дочери купца  побороть  свой  страх  и  расколдовать принца? Любовь – да, но до неё  – жалость!

     на один  день  зверь отпускает дочь  от себя, предупреждая о своей  смерти, если дочь не вернется  к нему. Так  проверяется её  твердость выбора идти дальше  по  своему  пути и не сойти  с него.  Купеческую дочь обманом  удерживают дома сестры, которые  здесь олицетворяют её тень  или эго.   

     дочь купца  успевает вернуться, то есть  ещё раз делает  выбор идти  вперед. Называя зверя «милым  другом», она получает награду  –  это не только счастливый  брак с принцем-мечтой, это обретение  целостности  на пути  к   самости. 

     метафора  этой  сказки видится в аналогии  судьбы главной героини с судьбой  художника, и даже целой страны.  Аленький цветочек  здесь олицетворяет  красоту и гармонию мира, которую  ищет художник.  Роль отца  перейдет, видимо,  к  меценату –   «отцу родному». Страшное «чудовище»  художника представляется  миром  бессознательного. Оно не только  питает фантазию и вдохновение   творца, но требует от него  самоотверженности:  отказа от  спокойной  защищенной  жизни,  стойкости в физических и материальных  лишениях, силы духа в жизненных  и творческих испытаниях.  «через тернии  к звездам» --  путь настоящего  художника.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"