Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос  58

В. М. Гаршин. Особенности  творческой манеры.

Все́волод миха́йлович га́ршин (2  февраля 1855, имение приятная долина, бахмутский уезд, екатеринославская губерния, российская империя — 24 марта 1888, санкт-петербург, российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

На литературное поприще  гаршин выступил в 1877 году с рассказом  «четыре дня», сразу создавшим  ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд  рассказов: «денщик и офицер», «аяслярское  дело», «из воспоминаний рядового иванова» и «трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести  себя в жертву за народ» и страхом  перед ненужной и бессмысленной  смертью. Гаршин написал также ряд  очерков, где социальное зло и  несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «красный цветок». Герой его, психически больной, борется  с мировым злом, которое, как ему  кажется, воплотилось в красном  цветке в саду: достаточно сорвать  его и будет уничтожено всё  зло мира. В «художниках» гаршин ставит вопрос о роли искусства в  обществе и о возможности приносить  пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами»  «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «встреча».

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у антона чехова. Сюжеты новелл гаршина  несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом  по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для  гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «происшествие», «художники», «трус», «надежда николаевна»  и др.). Количество действующих лиц  очень ограничено.

Драматизм действия заменён  у гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном  кругу «проклятых вопросов», драматизмом  переживаний, которые и являются основным материалом для гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для  его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений  мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение  предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений  в описаниях.

 

Вопрос  59

Жизнь и творчество д.н. Мамина-сибиряка.

(1852 – 1912)

Родился в верхотурском уезде  пермской губернии.  С 1866 по 1868 учился в екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872. В пермской духовной семинарии. В 1872 г. М. Едет в петербург, где поступает на ветеринарное отделение  медико-хирургической академии. В  поисках заработка он с 1874 становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876, не кончив курса в академии, м. Поступает на юридический факультет петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на урал, где он живет, по большей части в екатеринбурге, до 1891 г., зарабатывая частными уроками и литературным трудом. В 1891 м. Переезжает в петербург. Здесь, а также в царском селе под петербургом он прожил до самой смерти.

 будучи студентом,  м. Начинает свой путь в литературе. В газетах и журналах, рассчитанных на массового читателя («русский мир», «сын отечества», «кругозор»), он печатает рассказы из жизни урала, а в 1876 в «журнале русских и переводных романов и путешествий» роман «в водовороте страстей». Это незрелое юношеское произведение и ранние рассказы («красная шапка», «старцы», «тайны зеленого леса» и др.) Успеха не имели, и в 80 гг. М. Фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни урала.

Главная тема уральских романов  писателя — власть капитала над  душами отдельных людей и над  судьбами целых социальных слоев. Капитал, воплощенный в деньгах, в золоте, в земельных угодьях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романов.

 в 1877 прервал учебу  и уехал на урал. Вернулся в  петербург в 1891 известным писателем:  романы "приваловские миллионы"(1883), "горное гнездо"(1884) и др. Заведовал  отделом художественной литературы  в журнале "мир божий". Жил  в петербурге (1891-93; 1908-12), в царском  селе (1894-99, 1902-1908) и в павловске.

С одной стороны, в его  романах, рассказах и повестях возникает  образ сибири как географического, природного, социально-экономического пространства. С другой стороны, в  творчестве этого писателя, может  быть, впервые в русской литературе складывается "живой образ края".

"открытие родины" у  мамина, несомненно, происходит и  на уровне изображения мира  природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру человека явления.

Все симпатии, вся любовь мамина-сибиряка обращены к русскому трудовому народу. Труд делает человека красавцем, богатырем, героем. Только в труде человек становится человеком, только в трудовой борьбе проявляются в нем и сила, и находчивость, и воля, и незаурядный ум, и крепкая товарищеская спайка.

Особенность в творчестве мамина-сибиряка -- это идея стихийной силы, задавленной, скованной в трудовом человеке, но рвущейся освободиться в моменты острых коллизий. Эта же сила у "хозяев золота", у охотников за богатством, у "дельцов" превращается в преступную страсть власти над людьми, взаимного пожирания, неуемного грабежа и алчного обогащения.

   превосходно выписаны  у мамина-сибиряка чудесные русские женщины.

Своими многочисленными  повестями и романами писатель как  бы внушал читателю: вот этим труженикам, этим сильным и честным людям  принадлежит будущее, в них, в  этих закабаленных, удалых и искусных работниках, хранится и не умрет  никогда любовь к труду и мятежная сила.

   очень своеобразны  произведения мамина-сибиряка, посвященные историческим событиям на урале. Эти повествования волнуют героической романтикой, изумительной цельностью богатырских характеров русских тружеников в их самоотверженной, беспощадной борьбе за свободу.

В своих произведениях  он проникновенно и правдиво отразил  дух русского народа, его вековую  судьбу, национальные его особенности -- мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни, жизнерадостность. Мамин-сибиряк -- один из самых оптимистических писателей своей эпохи.

 

 

Вопрос  60

Жизнь и творчество а. Погорельского. «черная курица, или подземные жители»

 

Антоний погорельский (1787-1836)-- псевдоним алексея алексеевича  перовского. В детстве а. Перовский  получил разностороннее домашнее образование, затем за два с не большим года окончил московский университет. Из университета вышел со званием доктора философии и словесных наук. Во время войны 1812 года перовский был боевым офицером, участвовал в сражениях при дрездене, кульме, служил в саксонии.

Иронический псевдоним «антоний погорельский» связан с названием  имения писателя погорельцы в черниговской губернии и именем святого антония  печерского.

А. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление гоголя, стоял у истоков фантастического  направления в отечественной  литературе. Погорельский внес вклад  в развитие русской литературы и  тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника -- алексея константиновича толстого.

Известность погорельскому  принесли повесть «лафертовская  маковница» (1825), сборник повестей «двойник, или мои вечера в малороссии» (1828), нравоописательный роман «монастырка» (1830--1833). Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования  погорельского делает привлекательными его произведения. Его первая сказочная  повесть «лафертовская маковница» наряду с «черной курицей» включается в сборники для детского чтения. Повесть привлекла внимание пушкина. Его особенно восхитил один из персонажей, существующий то в облике титулярного  советника, то в облике бабушкиного  кота.

 

«черная курица, или подземные  жители»

 

«черная курица» (1828) имеет  подзаголовок «волшебная повесть для  детей». В ней две линии повествования -- реальная и сказочно-фантастическая. Их причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал повесть для десятилетнего племянника. Алешей он называет главного героя. Но в ней ощутимы отголоски не только детства алеши толстого, но и самого автора (тоже алексея). В детстве он на короткое время был помещен в закрытый пансион, страдал от разлуки с домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников -- это не только реалистическая подробность в «черной курице», но и символический знак «памяти детства» автора.

Круглые дырочки в заборе -- единственная связь с внешним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка  пронизывает повесть погорельского. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту  и доверительность.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны с учетом детского восприятия. Ребенку важна в общей картине  деталь, подробность. Оказавшись в царстве  подземных жителей, «алеша со вниманием  стал рассматривать залу, которая  очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном  кабинете пансиона. Панели и двери  были из чистого золота. В конце  залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота. Алеша любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все  было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в сказочных  эпизодах (крошечные зажженные свечи  в серебряных шандалах, кивающие головой  фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых  латах, с пунцовыми перьями на шляпах) сближают два плана повествования, делают естественным переход алеши  из реального мира в волшебно-фантастический.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью  героя к мечтательности, к фантазированию. Он любит рыцарские романы и часто  готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к приему которого с волнением готовятся в пансионе, в его воображении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с блестящими перьями», но, к своему удивлению, вместо «шлема пернатого» алеша видит «просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок». Но автор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему чернушка, будучи министром, является в виде курицы и какую связь имеют подземные жители со старушками-голландками.

Если отвлечься от художественной ткани повествования, его можно  выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую  и в то же время жизненно убедительную, поистине волшебно-сказочную форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Развязка повести -- сцена прощания чернушки с алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка воспринимается читателем как эмоциональное потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе с героем драму предательства. Без преувеличения можно говорить о катарсисе -- возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки погорельского.

«черная курица» легко  воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической  лексики, устаревших оборотов речи. И  в то же время повесть выстроена  стилистически разнообразно. Здесь  есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Органичное сочетание  гуманной педагогической идеи, проникновенного  тона повествования, художественно  выразительной формы, занимательности  для читателя делает повесть погорельского  классическим произведением детской  литературы, равных которому найдется немного в истории не только отечественной, но и зарубежной литературы.


Информация о работе Лекции по "Детской литературе"