Лекции по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством). У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр. В основе - мифы, пантеон. Человек в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежка.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

13. Анализ одной  из комедий на выбор.

«Сон в летнюю ночь» (1596). Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож. Впервые в литературе Шекспир наделяет фантастические существа людскими слабостями и противоречиями, создавая характеры. Как всегда, он переслаивает драматические сцены комическими: афинские мастеровые, весьма похожие на английских рабочих, старательно и неумело готовят к свадьбе Тезея и Ипполиты пьесу «Пирам и Фисба», представляющую собой историю несчастной любви, рассказанную в пародийной форме. Исследователей удивлял выбор сюжета для «свадебной» пьесы: её внешняя фабула — недоразумения между двумя парами влюблённых, разрешаемые лишь благодаря доброй воле Оберона и волшебству, насмешка над женскими причудами (внезапная страсть Титании к Основе), — выражает крайне скептический взгляд на любовь. Однако это «одно из самых поэтичных произведений» имеет серьёзный подтекст — возвеличивание искреннего чувства, имеющего под собой нравственную основу

14. Сонеты Шекспира.

Стихотворения Уильяма Шекспира, написанные в форме сонета. Всего их 154 и  бо́льшая часть написана в 1592—1599 годах.

Весь цикл сонетов распадается  на отдельные тематические группы:

1.Сонеты, посвящённые другу: 1—126

А) Воспевание друга: 1—26

Б) Испытания дружбы: 27—99

• Горечь разлуки: 27—32

• Первое разочарование в друге: 33—42

• Тоска и опасения: 43—55

• Растущее отчуждение и меланхолия: 56—75

• Соперничество и ревность к  другим поэтам: 76—96

• «Зима» разлуки: 97—99

В) Торжество возобновлённой дружбы: 100—126

2.Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127—152

3.Заключение — радость и красота  любви: 153—154

В первых 126 сонетах даже нет речи о женщине, а воспевается мужчина, и только в последних 26 появляется и женщина.

Исследователи сонетов распадаются  на два главных направления: одни всё в них считают автобиографическим, другие, напротив того, видят в сонетах  чисто литературное упражнение в  модном стиле, не отрицая, впрочем, автобиографического значения некоторых подробностей. В основе автобиографической теории лежит совершенно правильное наблюдение, что сонеты — не простое собрание отдельных стихотворений. Каждый сонет заключает в себе, конечно, нечто законченное, как цельное выражение одной какой-нибудь мысли. Но если читать сонет за сонетом, то несомненно видно, что они составляют ряд групп и что в пределах этих групп один сонет как бы является продолжением другого.

Так, первые 26 сонетов убеждают какого-то молодого, знатного и очень красивого юношу жениться, чтобы его красота не пропала и продолжала жить в его детях. Ряд сонетов прославляет этого юношу за то, что он оказывает поэту просвещённое покровительство, в другой группе идут горькие сетования на то, что другие поэты завладели покровительством высокого патрона. В отсутствие поэта покровитель завладел его возлюбленной, но он это ему прощает. Обращение к знатному юноше заканчивается в 126-м сонете, после чего начинает фигурировать смуглая дама, с чёрными как смоль волосами и чёрными глазами. Это бездушная кокетка изменила поэту и завлекла его друга. Но кто же такой вельможный юноша и кто бездушная кокетка? Тут-то и начала работать фантазия исследователей и, перемешивая достоверное с полнейшим произволом в буквальном толковании поэтического символизма, дискредитировала значительнейшую часть автобиографической теории.

Сравнительное сопоставление сонетов  Шекспира с сонетами других английских сонетистов с полной очевидностью показало, что множество мотивов, поэтических  мыслей и сравнений Шекспир заимствовал у своих предшественников с той же лёгкостью, с какой он заимствовал и сюжеты своих драм. Правда, как и в драмах, он значительно углубил содержание своих заимствований и придал им такой блеск, что занял первое место в ряду английских сонетистов. Но, во всяком случае, об автобиографичности уже не может быть тут речи. Всего характернее, конечно, что вся знаменитая «чёрная» дама, с её «чёрной» изменой и проклятиями поэта по её адресу, целиком взята из сонетов известного Филиппа Сидни, который в свою очередь взял её у сонетистов французских и итальянских. Но, может быть, сильнее всяких учёных доводов против любовной теории происхождения сонетов Шекспира говорит простое эстетическое чувство.

15. Отражение  кризиса гуманизма в романе  Сервантеса «Дон Кихот».

роман “Дон Кихот”: в 1605 г. опубликована 1 часть, в 1615 2-я. герой — помещик из Ламанчи Алонсо Кихана. Образ многоплановый, это герой комический, мудрый, трагический, вечный. Фабула произведения целиком создание Сервантеса, она не опирается ни на какой-либо известный мотив. В романе представлена широкая картина национальной жизни. Среди других знаменитых образов реализма эпохи. В. по характеру откликов и внелитературной славы к “Дон Кихоту” близок шекспировский “Гамлет”.

Часто высказывалась мысль, что роман Сервантеса — синтез трех жанров испанского романа XVI в.: рыцарского, пасторального и плутовского. Плутовской роман возникает в атмосфере кризиса гуманизма и отказывается от идеализации человека, свойственной э. В. “Дон Кихот”, как и плутовские романы, дает  широкую картину национальной жизни, быта различных слоев общества, реалистически изображая обстоятельства вокруг героя. Существо донкихотской ситуации — в изображении активности натуры, которая не мирится с убожеством жизненных условий и протестует против них, воодушевленная представлением о жизни, достойной человека, о его высоком призвании. “В некоем селе Ламанчском, название которого у меня нет охоты припоминать,  не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке... Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник”. 

Герой не имеет  предков, но мы знаем точно его место жительства (в плутовских романах оно всегда точно указывалось). Герой предстает перед нами в возрасте около 50-ти лет. Его мечта о славе не мотивирована благородным происхождением. Дон Кихот смешон внешне: он не молод, не красив, у него смешные доспехи, смешной конь, забавная возлюбленная, смешной оруженосец. Выражается герой высокопарно, как в рыцарских романах. Внешняя забавность объясняется тем, что автор задумал пародию на рыцарские романы: Сервантес перенес героя рыцарской литературы из фантастической обстановки в повседневную действительность, во всем дон Кихот руководствуется нормами поведения рыцаря. Для того чтобы совершать подвиги и называться странствующим рыцарем, нужно пройти обряд посвящения. Этот эпизод в романе пародийный: никто, кроме самого идальго, всерьез не воспринимает происходящее, герой просто смешон,  и все присутствующие это понимают. Алонсо Кихана  показан как единственный человек, всерьез воспринимающий рыцарство, верящий в необходимость защиты Добра и Справедливости.  Он искренен, доверчив, трогателен в своей беззащитности перед злыми шутками окружающих. Когда герой посвящен в рыцари, он по праву может совершать подвиги. Что же он предпринимает дон Кихот? Герой защищает пастушка Андреса, сражается с ветряными мельницами, готовится биться со львами, участвует в поединке с рыцарем Белой Луны. В истории с пастушком герой поступает благородно, он верит в обещание хозяина не обижать мальчика, в этом проявляется наивность Дон-Кихота, его вера в лучшие начала в человеке. Но история с юным пастухом заканчивается печально: хозяин после отъезда рыцаря жестоко наказывает мальчика. Дон-Кихот доверчив,  простодушен,  честен,  а Хуан Альдудо нет, он даже не стыдится использовать лучшие качества рыцаря, он далеко не так порядочен, как думает Дон-Кихот.

Сервантес показывает, что подвиги  его героя бессмысленны в том  мире и в то время, а спасение мальчика оборачивается новыми побоями в  силу того, что люди, в которых  верит наш герой, слишком злы  и непорядочны. Поэтому даже пастушок Андрес обвиняет своего спасителя. Практически все люди, которых встречает на своем пути герой, смеются над ним, не понимая его благородных стремлений, издеваются над Дон-Кихотом. Некоторые побаиваются его отваги (погонщик волов), практически все его обманывают, потешаются над ним, не воспринимают рыцаря серьезно.

Рыцарь должен был искать приключений  — герой Сервантеса трижды отправляется в путь. Все попытки Дон Кихота совершать подвиги заканчиваются  плачевно: 1) слуги купцов его избивают; 2) на Родину его привозят в клетке; 3) после сражения с рыцарем Белой Луны (бакалавром Самсоном Карраско) герой возвращается домой, вскоре умирает. Перед кончиной он вспоминает свое настоящее имя.

У Дон Кихота всегда были добрые намерения, но он заблуждается, считая рыцарей силой, способной исправить зло в любые времена, идеализирует рыцарство, стремится исправить мир старыми средствами. Его заблуждения обусловлены отсутствием правильного понимания жизни, это порождено современной автору романа действительностью, когда люди не понимали реальности, ее проблем. Дон Кихот подобен испанским королям, которые мечтали о мировом господстве. Это делает героя смешным и внутренне, но мы постоянно ощущаем мудрость героя.

Мы ощущаем его мудрость потому, что он произносит много  мудрых речей (о театре, о поэзии, богословии, нравах), высказывает здравые и глубокие мысли. Часто его умные речи не соответствуют обстановке, несообразность объясняется тем, что автор делает Дон Кихота носителем гуманистических идей (идея всестороннего развития личности, свободы, новое понимание благородства, гуманистическое представление о правителе). Разносторонняя личность, по мнению героя, это странствующий рыцарь, который должен быть борцом за правду,  справедливость.

Безумие Дон Кихота —  в непонимании новых форм жизни, в игнорировании обстоятельств своей деятельности, в отождествлении вечного “истинного рыцарства” человеческой натуры, ее общественной активности с идеализированным и исчезнувшим средневековым институтом. Безумие героя отражает социальные брожения испанского Ренессанса: воспоминания о рыцарской вольнице слились с новыми представлениями о человеке и его месте в жизни. В основе поведения героя лежит представление о том, что человек сам создает свою судьбу, Дон Кихота не останавливает опыт поражений. В образе тощего, слабосильного, но несгибаемого духом чудака воплощен в последний раз и в наиболее резкой форме ренессансный идеал “доблести”, юмористически схваченный с субъективной стороны. Странствующий рыцарь дон Кихот воплощает в романе идеал эпохи — всесторонне развитого человека, слово у него не расходится с делом. Настоящий антипод Дон Кихота — другой страстный любитель рыцарских романов, трактирщик Паломеке.

Источник юмора писателя — объективное  движение времени, но герой Сервантеса не понимает этого движения. Характер безумия как наивная идеализация человека и мира — освобождение мальчика и каторжников. Помешательство героя — прекраснодушная “рыцарская” форма его гуманизма. По мнению литературоведа Льва Пинского, “Пародия на рыцарский роман переросла в последний и самый великий рыцарский роман, а эпос вымершего рыцарства — в памятник гуманизма и первый роман нового времени”.

Через всю реалистическую литературу Возрождения проходит образ шута или безумца, устами которого говорит  сама мудрость. Образ Дон Кихота трагичен, так как 1) его никто не понимает, он никому не нужен; 2) он безумен. Сервантес сделал своего героя безумным, чтобы показать: в Испании того времени только безумец мог поверить в осуществимость принципов гуманизма. В своем романе на примере судьбы Дон Кихота писатель показывает невозможность воплощения идей гуманизма в жизни — кризис гуманизма.

 

16. Анализ центральных  образов романа Сервантеса (Дон  Кихот и Санчо Панса).

Дон Кихот — вечный образ, так как 1) в нем есть многие черты, ценимые всеми народами во все времена — “активное служение идее”, “верность идеалам” 2) ситуация, изображенная в романе, тоже вечная: герой сражается за добро, победить зло не может, но продолжает бороться, вопреки очевидности.

Высшей ценностью для героя  является свобода и честь.

Этот герой схож с образом  Спасителя — Иисуса, который тоже верен своим идеалам до конца, приносит себя в жертву во имя спасения людей. Продолжение этого типа героев стал князь Лев Мышкин из романа Ф. М. Достоевского “Идиот”.

Писатели-романтики открыли в донкихотовской ситуации воплощение вечной противоположности между мечтой и действительностью. Они в идеалистической форме уловили связь сюжета Сервантеса с  дисгармонией буржуазной культуры. И. С. Тургенев считал, что социальная активность Дон Кихота — “высокое начало самопожертвования”. Для русского классика Дон Кихот — воплощение прогресса. Для романтической концепции в целом характерен апофеоз благородного безумия Дон Кихота как высшей мудрости жизни.

Роман Сервантеса подводит итог столетию, которое открывается деятельностью конквистадоров, но заканчивается полным поражением испанского абсолютизма, наиболее реакционного и бессильного в Европе.

Для всех персонажей Дон Кихота, кроме  главного героя, рыцарство является несуразным анахронизмом. В рыцарской мании героя проявляется его отзывчивая, самодеятельная, общественная натура — благородная мудрость.

В романе 669 действующих лиц. Дон  Кихот — сложный психологический  образ. Характер главного героя не столько  меняется, сколько раскрывается, оказывается более глубоким и богатым, чем мы думали. Безумие и мудрость героя уже ясны в первой части романа, но смысл его безумия, то, что это не просто результат чтения рыцарских романов, характер его мудрости выясняется во второй части.

Постоянный спутник Дон Кихота — Санчо Панса, это сложный, многоплановый образ. Он является пародией на оруженосцев из рыцарских романов. Оруженосец — это молодой человек, знатного происхождения, цель которого — стать рыцарем. Санчо мечтает о губернаторстве, ему чужды воинские доблести. Оруженосец во всем противопоставлен своему господину: внешне (толстяк), внутренне (трусоват, не стремится к славе, ценит материальные блага). Санчо одновременно и простак, и хитрец. Это совмещение образов двух типов слуг: неповоротливого деревенщины и ловкого плута, пройдохи. Санчо — образ развивающийся, он изменяется по ходу действия: вначале служит ради наживы, позже он разделяет взгляды Дон Кихота, из простака превращается в мудреца. Мудрость его особая, это народный здравый смысл. Особенно показательны сцены его правления островом Баратория (“Сцена с посохом” во многом напоминает суды царя Соломона). Мудрый Санчо действует не по букве закона, по законам народной мудрости. Когда на первый план в его личности выступает народная мудрость, исчезает противопоставление Санчо и Дон Кихота, возникает двуединый образ — главный герой романа, в котором переплетаются две культурные традиции  эпохи Возрождения — народный взгляд на мир и высокая гуманистическая философия. Оба героя, пролагая себе путь к достойной жизни “донкихотствуют” каждый на свой лад. Основная ситуация романе не в противопоставлении героев друг другу, а в противопоставлении их обоих времени и обществу.

Информация о работе Лекции по "Зарубежной литературе"