Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкопись, обезличенный светский язык.  В то же время он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаической, восходящей к «высокому штилю» книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с’ художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Это имело принципиальное значение.

Возьмем, для примера, героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, городничего, Расплюева - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них дает совершенно точное представление о своем классе, о своей эпохе.

В изображении барской Москвы первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу. Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно  настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.[16] 

Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Чацкий как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

 

3.2. Комическое в речи  героев

 

В драматургических произведениях, в частности в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума», само название уже комично. Несоответствие языкового уровня, сюжетного и уровня характера является основой комического произведения.

В языковом уровне герои  используют нелепицы, оговорки, имитацию дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная или иностилевая, например, «ученая речь». В сюжетном уровне могут быть недоразумения: одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия. В характере могут отражаться противоречия между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным.[19]

Помимо несоответствий, автор использует комические приемы в речи, которые мы и используем в фрагментах уроков. Примеры вы можете наблюдать в данной таблице.

 

Комический приём

Примеры

«смешенье языков» (французского с нижегородским). 
Французские слова в русском написании. 
Коверканье французских слов.

  • «Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!»
  • «Да не в мадаме сила»
  • «Что? к фармазонам в клоб?»
  • «Да от ланкарточных взаимных обучений»

Коверканье или неправильное понимание литературных слов.

  • «Куда как чуден создан свет! 
    Пофилософствуй – ум вскружится; 
    То бережёшься, то обед: 
    Ешь три часа, а в три дни не сварится!»
  • «Вот фарсы мне как часто были петы…»

Имитация акцента

  • «Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу, 
    Когда-нибудь я с пала та в могилу».

Смысловые нелепицы

  • Армейский юмор Скалозуба:
  • «Мы с нею вместе не служили»
  • «Я князь-Григорию и вам 
    Фельдфебеля в Вольтеры дам, 
    Он в три шеренги вас построит, 
    А пикнете, так мигом успокоит». 
    (2 человека – в 3 шеренги).

Гипербола

Молчалин в стремлении «угождать всем людям без изъятья», доходит до угождения «собаке дворника, чтоб ласкова была»

Алогизм

    • «По-христиански так, он жалости достоин; 
      Был острый человек, имел душ сотни три»

Доведение до абсурда

  • «Покойница с ума сходила восемь раз»
  • «Шампанское стаканами тянул 
    Бутылками-с, и пребольшими, 
    Нет-с, бочками сороковыми»

 

 

3.3. Разработки уроков для изучения характеристики речи героев

 

 В программе  по русскому языку для 9 класса не предполагается изучение синтаксиса на примере текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в рамках программы. В учебниках русского языка для 9 класса  разрозненно  в упражнениях используются  предложения из  разных текстов в рамках одной темы и одного упражнения.

Привлечение материалов из текстов художественных произведений для анализа и наблюдения   на уроки русского языка программа не требует.

Был проведен анализ реплик Чацкого, Скалозуба и Фамусова с точки  зрения структуры предложений и выбраны наиболее интересные с нашей точки зрения для работы на уроках. Уроки проходили в школе – интернате г. Великие Луки в 9 классе.

       Было дано 8 уроков  по темам: «Предложения с обращениями», «Простые односоставные предложения», «Однородные члены предложения», « Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «СПП с разными видами придаточных», « Обобщающий урок – творческая работа».

В классе было 16 учеников. Вводное занятие показало, что подобная работа  для учеников  является абсолютно новой.  Навыков работы с синтаксическим материалом, основанным на репликах персонажей драматургического произведения, ученики не имели.

 

Фрагмент урока № 1 «Предложения с обращением»

Цели:

1.Учебные:  закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обращение»; отработать пунктуационный навык при обращении.

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление,  интонационное  разнообразие устной речи с обращениями.

3.Воспитательные: воспитывать  любовь к предмету через литературные произведения; обратить внимание на этические  нормы при употреблении обращений в речи.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал, таблица с обращениями.

Ход урока

1.Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с предложениями из драматургического произведения А.С.Грибоедова  «Горе от ума».

На доске написаны реплики героев и их партитура. Давайте прочитаем их с паузами , логическими ударениями и соответствующей интонацией.

2.Предложения с обращением. Партитура предложений.

  • А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?
  • Ба!

  Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!

  • Нам, Алексей Степаныч, с вами

  Не удалось сказать двух слов.

  • Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
  • Друг! Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
  • А ты, сударыня. Чуть из постели прыг, с мужчиной!
  • Ах! батюшка, сон в руку!
  • Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем.
  • Ты, Филька, ты прямой чурбан,

  В швейцары произвел ленивую тетерю,

  Не знает ни про что, не чует ничего.

  • Сергей Сергеич, к нам сюда – с.

 

  • А кто,│ любезный друг,│ велит тебе ¦ быть праздным?║
  • Ба!║

  Друг старый,│ мы давно знакомы,│ вот судьба!║

  • Нам,│ Алексей Степаныч,│ с вами

  Не удалось сказать двух слов.║

  • Забыт ¦ шум лагерный,│ товарищи и братья?║
  • Друг!│ Нельзя ли для прогулок ¦ подальше выбрать ¦ закоулок?║
  • А ты,│ сударыня,│ чуть из постели ¦ прыг, ¦ с мужчиной!║
  • Ах! ║ батюшка,│ сон в руку!║
  • Петрушка,│ вечно ты с обновкой, ¦ с разодранным локтем.║
  • Ты, │Филька, │ ты прямой чурбан, │

  В швейцары произвел ¦ ленивую тетерю, ¦

  Не знает ни про что, ¦ не чует ничего.║

  • Сергей Сергеич,│к нам ¦ сюда – с.║

3.Составление  партитуры предложений.

- А теперь  попробуйте сами составить партитуру к данным на доске предложениям:

  1. Ты здесь, сударь, к чему?
  2. Матушка, не довершай удара.
  3. О господи! Помилуй грешных нас!
  4. Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их.

4.Беседа по  лексическому наполнению речи.

- Как вы думаете, какая здесь лексика? (Диалектная/литературная; русская/иноязычная; активный/пассивный запас.)

- Есть ли  среди данных предложений устойчивые  выражения?  (Любезный друг;  нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок; что за комиссия, создатель,  быть взрослой дочери отцом.)

- К кому мы можем обращаться с речью?  (К конкретному лицу и неодушевленному предмету.)

5. Работа над предложениями.

- Найдите  предложения, где  стоят знаки  препинания при обращении. Какие  это знаки?  Спишите данные предложения и обозначьте обращение буквой «о». Найдите обращения, стоящие в начале, в середине и в конце предложения. Попробуйте составить схемы.

  • Сергей Сергеич, запоздали.
  • А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!
  • Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!
  • Именьем, брат, не управляй оплошно.
  • Ведь экая шалунья ты, девчонка.

-  Какой  знак  еще ставится, кроме запятой? (!)

6.Выберите предложение к схемам:

[ … , О , …].      1,3,7, 9,10,11,12,14,15,16,17,18,19,22,26,27.

[О! ……..].          2,8,25.

[ О, …….].          13,17,20,23.

[ …… , О].          4,5,24.

- Есть ли среди реплик предложения, которые соответствовали бы этим схемам?

7.Устная работа

- У нас  здесь только обращения к конкретному  лицу, т.е. к одушевленному предмету.

- К какому  неодушевленному предмету могли  бы обратиться данные герои? (книги,  природа, дом и т.д.)

- Попробуйте  составить обращение к неодушевленному  предмету (2 - 3 предложения).

Еще раз прочитайте предложения. Почему  в роли обращений  выступают то имена собственные, то нарицательные? Когда мы выбираем собственное имя? А нарицательное? Как такой выбор характеризует говорящего? А что можно сказать об адресате речи?

8.Беседа

- Много ли обращений в пьесе  (конечно обращений очень много, т.к. действие происходит на сцене и герои взаимодействуют)?

- Как вы  думаете, какому герою принадлежат  эти реплики? (в основном Фамусову)

- К каким   героям комедии он обращается? А кто они? (это и друг семьи,  и слуга, и дочь, и другие).

9.Домашнее задание: выписать из реплик Фамусова по 5 предложений с обращением.

 

 Фрагмент урока № 2 «Односоставные предложения»

Цели:

1.Учебные:  выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом - сказуемым, главным членом - подлежащим; сформировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.

2.Развивающие: развивать умение использовать  односоставные  предложения в  речи для передачи нужной  интонации, развивать логическое мышление.

3.Воспитательные:  воспитывать любовь к предмету через литературные произведения и литературное слово, принимая за основу драматическое произведение.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица односоставных предложений, слайды - презентации.

Ход урока

1.Повторение двусоставных и односоставных предложений.

Рассказать об односоставных и двусоставных предложениях, используя предложенные схемы: (схемы на доске)

[  -  = ]     двусоставное предложение

[  ­   ]      

                      Односоставные  предложения 
        [   =   ]

2.Группы односоставных  предложений (слайд 1)

- Найдите среди данных  предложений односоставные предложения с главным членом – подлежащим (1, 2, 5, 10, 15, 16, 17,19,22). Чем выражен главный член предложения?

- Найдите среди данных  предложений односоставные предложения с главным членом – сказуемым (3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 18, 20, 21). Чем выражен главный член предложения?

- На какие три вида  делятся односоставные предложения  с главным членом сказуемым?  Подпишите по одному примеру  на доске (слайды 2,3,4)

3.Партитура  предложений.

- Составьте партитуру  7, 20 и 10 предложений:

    1. Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!║
    2. Слепец!│ я в ком искал награду всех трудов!│

       Спешил!│ летел!│ дрожал!│ вот счастье,¦ думал близко.║

    1. В деревню,│ в теплый край.║

- А теперь  с выражением прочтите эти  предложения со всеми паузами.

-Определите  способ выражения главного члена  предложения.

Информация о работе Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения