Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

3.Выразительно чтение:

- Мы с вами продолжаем изучать раздел русского языка «Синтаксис» по произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума». Вы уже умеете составлять партитуру предложений, а теперь давайте попробуем с помощью уже составленной партитуры записать предложение по диктовку так как оно написано у автора.

Берем же побродяг, и в  дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей  всему учить, всему —

И танцам! и пенью! и  нежностям! и вздохам!

4.Беседа:

- Посмотрите, пожалуйста, все ли здесь предложения СПП? (да)

- Давайте обратим внимание  на структуру данных предложений.  Из чего, вообще состоит СПП? (из  главной и придаточной частей)

- Как обозначается  придаточная часть на схеме? (скобками)

5.Коллективная работа:

- Давайте запишем в  тетрадь число, классная работа  и первое предложение. (1 ученик у доски). Сделаем полный синтаксический разбор данного предложения, составим схему, а для начала прочитаем его с выражением.

    • Не мог придумать я, что это за беда! (повест., воскл., распр., сложн., СПП с прид. изъяснения)                           

                                   [    гл.   ],  (что….).

- Как называется придаточная  часть, отвечающая на такой  вопрос? (придаточная  изъяснения)

- Найдите, другие предложения с придаточной изъяснения.

    • Не мог придумать я, что это за беда!
    • Скажи – ка, что глаза ей портить не годится,

         И в чтеньи прок – от не велик:

    • Вот попрекать мне станут, 
      Что без толку всегда журю.
    • Спросили бы, как делали отцы?
    • Однако братец, ваш мне друг и говорил,

         Что вами выгод тьму по службе получил.

    • Прощенья просит у него,

         Что раз о ком – то пожалела!

    • Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут

 Воспоминания  об том, что невозвратно!

- Какие виды придаточных  вы знаете еще? (определительные  и обстоятельственные)

- Найдите в данных  предложениях СПП  с придаточной определительной.

    • Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

         Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,

         Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?

                                                   [            ],  но [   сущ.   ],  ( чтоб……).

- А теперь, поробуйте   найти предложения с придаточной  обстоятельственной.

- На какие группы  делятся придаточные обстоятельства? (причины, места, образа действия, времени, цели)

    • Ненадобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

                                              [    гл.     ], ( когда….).

    • Берем же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших  дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

                                                                            [   гл.   ], ( чтоб….).

    • Где чудеса, там мало складу.

                                                 (где…), [   гл.   ]

    • Когда же надо подслужиться,

          И он сгибался вперегиб:

          На куртаге ему случилось обступиться.

                                                                    (когда…), [   гл.   ] : [   ].

    • И говорит, как пишет!

                                  [    гл.     ], ( как….).

    • Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!

         Так можно только ощущать,

         Когда  лишаешься единственного друга.

                                                                     [    гл.     ], ( когда….).

    • Мне весело, когда смешных встречаю,

         А чаще с ними я скучаю.

                                                   [    гл.     ], ( когда….), а [       ].

- Обратите внимание, где  находится в предложении главная  часть. Всегда ли главная находится  в начале предложения? (нет)

- Найдите предложение,  где придаточная часть стоит перед главной.

    • Где чудеса, там мало складу.
    • Когда же надо подслужиться,

          И он сгибался вперегиб:

          На куртаге ему случилось обступиться.

- А может ли, по  вашему мнению, придаточная находится  внутри главной?

- Найдите предложение,  где придаточная находится внутри главной части.

    • Но между тем кого охота заберет,

       Хоть в раболепстве самом пылком,

       Теперь, чтобы смешить народ,

       Отважно жертвовать затылком?

                                             [   ….  ] ,( хоть….,  (чтобы….) …. )?

- Сколько здесь придаточных  частей? (две)

- Какими союзами соединены? (хоть, чтобы)

Вывод:

- После разбора данных  предложений можем сделать вывод,  что в СПП могут быть две  и более придаточных частей. Придаточные  части могут стоять как в  начале, так и в конце и в середине СП предложения.

6.Беседа

- Что нового вы узнали  о СПП?

- Прочитайте, пожалуйста , еще раз данные предложении.  Как вы думаете, каким героям  принадлежат эти реплики?

- Что мы можем сказать  о человеке, которому принадлежат  эти реплики?

7.Оценивание

8.Домашнее задание: сделать синтаксический разбор двух предложений из произведения.

 

Фрагмент урока № 7 «Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных.  Подчинительные союзы и союзные слова»

Цели:

1.Учебные: закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении; дать представление о видах связи; научить различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные:  воспитывать любовь к предмету через литературное произведения.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица сложноподчиненных предложений.

Ход урока

1.Слово учителя

- О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, на прошлом уроке мы работали над строением СПП, а остальное вы повторили дома.

- Какие выводы  мы можем сделать?

Выводы:

    • Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.
    • В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.
    • Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
    • В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.
    • Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.
    • В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.

2. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных  вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных  слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.

Рассуждаем  так. Союзные слова являются членами  предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

3.Сравнительная работа.

Давайте сравним:  (два предложения записано на доске; 1 ученик работает у доски все  остальные в тетрадях)

  1. А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет, который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

В данном случае «который» -  союзное слово: оно  является членом предложения,  выполняет роль подлежащего; к нему можно поставить вопрос, можно заменить словом «он».

  1. Зачем мне прямо не сказали,

Что все проведшее вы обратили в смех?!

 «Что»  - союз, так как не является членом предложения, выполняет связующую роль.

4. Работа с предложениями.

- Прочитайте, пожалуйста, у вас на листочках все предложения и ответьте на такой вопрос: где здесь использованы автором союзы, а где союзные слова?

Союзы: 2,6,3,4

Союзные слова: 7,8,10

5. Разбор предложений.

- Теперь давайте выпишем  два предложения. Одно с союзом, а другое с союзным словом и сделаем полный синтаксический разбор.

Союзное слово: Решили две  княжны, сестрицы, повторяя

                                Урок, который им из детства натвержён.

                                                       [         ], (который…..).

Союз: Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

           Где  оскорбленному есть чувству уголок!..

                                                                        [         ], (где…).

6. Устная работа.

- Найдите на листке  предложения, которым подходят данные схемы:

10 .  [        ], (который…), (чтоб…..).                  13. [       ], (кого…).

7. Конструирование предложений.

- Составьте предложения по данным схемам:

    • [ ], (которые...).
    • [ ], (где...)?
    • [там.., (где...),...].
    • Чтобы (),[].

Примеры предложений:

    • Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
    • Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живете?
    • Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката.
    • Чтобы много знать, необходимо много читать.

8.Беседа

- Мы с вами плодотворно  работали с предложениями   из произведения А.С.Грибоедова  «Горе от ума». Разобрали  и  односоставные предложения, и  предложения с однородными членами  предложения, и с обращением, и  закончили сложноподчиненными предложениями.  Мы уже с вами знаем, что это все речи трех героев пьесы. Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: что мы теперь можем сказать о речи героя и самом герое,  поработав с его репликами? (ответы учащихся по каждому герою)

Информация о работе Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения