Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Фамусов: темп речи неспешный; в образе Фамусова наиболее ярко воплотилась способность скрыть. Выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков; рекомендует себя как образец добродетелей; высказывается ненавистно о просвещении и культуре.

Чацкий: выступает за оценку людей по их нравственным качествам;  высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которые, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам»;  призывает относиться  с уважением к истории страны, национальной культуре, языку;

Скалозуб: являет своей речью тип солдафона, самоуверенного и агрессивного;

9.Оценивание

10.Домашнее задание: просмотреть реплики Чацкого, Фамусова и Скалозуба

 

Фрагмент урока № 8 «Обобщающий урок – творческая мастерская»

Цели:

1.Учебные: закрепить знания о построении предложений; сформировать пунктуационный навык

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, сочетая разные виды работы и ТСО.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал

Ход урока

1. Слово учителя

- Сегодня на  уроке мы с вами закрепим все изучаемые ранее темы по предложению. Попробуем самостоятельно составить реплики художественных героев произведения «Горе от ума».

2. Беседа

- Что такое  словосочетание?

- Что представляет  собой  предложение?

- Правила построения  предложений?

3. Работа с интерактивной  доской

Задание: используя схему и слова в начальной форме составить предложение соответствующее реплике героя.

Схемы

Слова

─  −−  ═ :  ~  −− ,

Что ═  ─ насчет −−, −− , −− ;

Школа, молва, что, я, вас, обрадовать, гимназия, лицей, проект, есть, насчет, всеобщий.

 Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; (Скалозуб)

−·−  ~  ═

И  ═  ═  −·−  −−.

Дышать, шут, и, не торопиться, вольнее, всякий, вписаться, полк, в.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов. (Чацкий)

═  ═  ─ , что −−  −−!

Придумать, я, за, не мог, беда, это, что.

Не мог придумать  я, что это за беда! (Фамусов)

─ ! ─!  ─!  ─!  ─!

Так можно только ═,

Когда ═  ~  −−.

Обморок, испуг, можно, так, ощущать, когда, только, друг, лишаться, единственный, смятенье, гнев, поспешность.

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!

Так можно только ощущать,

 Когда лишаешься единственного друга. (Чацкий)

−−  −·−, когда  ~  ═,

А −·−  −−  ─  ═.

Скучать, мне, когда, смешные, весело, встречать, чаще, я, с ними, а.

Мне весело, когда смешных  встречаю,

        А чаще с ними я скучаю. (Чацкий)

Вот ═  −·−,  ═  −− .

Рыскать, вот, свет, по, баклуши, бить.

Вот рыскают по свету, бьют баклуши. (Фамусов)

−−, о ,  ═  −·−.

Брат, не, оплошно, управлять, именье.

Именьем, брат, не управляй оплошно. (Фамусов)

═  −−  ═.

Бумага, разбирать, идти.

Идем бумаги разбирать. ( Фамусов)

−− , −− нет, −·−.

Досадно, нет, терпернье,мочи.

Терпенья, мочи нет, досадно. ( Фамусов)

═  ─, ─  ═

─, ~  −−  −− ═.

Решить, сестрица, повторяя, который, натвержен, им, из, урок, детство, две, княжны.

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства  натвержен. (Чацкий)


 

4. Беседа

- Что такое крылатые  слова и выражения? (Крылатые слова  – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. ( С.И.Ожегов)

- Вспомните крылатые  выражения, пословицы и поговорки,  используемые в произведении  «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

5. Слово учителя

- Крылатые выражения  ( чтение)

    • А судьи кто? Слова Чацкого: (д.2, явл.5):
    • Ба! знакомые все лица. Слова Фамусова. (д.4, явл.14).
    • В деревню, в глушь, в Саратов! Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):
    • Век нынешний и век минувший. Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
    • Герой не моего романа. Слова Софьи (д. 3, явл. 1):
    • Послушай, ври, да знай же меру! Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).
    • Свежо предание, а верится с трудом. Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
    • Служить бы рад, прислуживаться тошно. Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).
    • Счастливые часов не наблюдают. Слова Софьи (д. 1, явл. 4):

- Комедия рассыпалась  на крылатые выражения, которые  сейчас используются в речи. Это  говорит о великом мастерстве  писателя и индивидуальности  каждого персонажа.

- А как вы думаете,  почему стали крылатыми реплики комедии «Горе от ума»? (каждая фраза несет в себе очень глубокий смысл, который выходит далеко за рамки эпохи.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, для понимания всего произведения в целом, отдельного эпизода, отдельно взятого персонажа нужно тщательно разобрать каждое слово, а иногда  даже и отдельную букву. Как оказалось всего одно предложение, одна фраза, одно слово и даже простая (казалась бы) ремарка может открыть новый никому не ведомый образ, который войдет в наше сознание навсегда и заставит задуматься.

Для того чтобы правильно  понять реплику персонажа, надо приложить  немало труда. При этом любые учебники и пособия играют вспомогательную  роль. Они лишь указывают путь, а  само понимание каждый должен добиваться сам  в упорной работе.

В этой работе мы могли наблюдать полную поочередность изучения речевой характеристики в раскрытии образа героя в драматургических произведениях. Начав изучение с определения драмы и драматургии, и закончив, примерами речевой характеристики и разработками фрагментов уроков русского языка на основе произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» мы прошли очень интересный путь становления и появления нового, оригинального, не похожего на других персонажа, который помог понять нам скрытые проблемы произведения.

Мы научились не просто читать реплики отдельного персонажа, а разбирать их дословно, употребляя все приемы русского литературного языка. Это и интонация, и громкость, и тембр, и жестикулярный аппарат, и составление партитуры предложения и даже написание мини – сочинения по фрагментам из речи героя и многое другое. Взяв во внимание все лингвистические аспекты, мы раскрыли персонаж как отдельную личность, не похожую на других.

Вследствие этого можно  сделать определенный вывод. Сделав, эту работу мы поняли, сколько всего интересного таит в себе даже самый маленький персонаж любого произведения. Автор не просто так дает своему герою вести определенный диалог, он в самой маленькой фразе может высказать все свои мысли по поводу той или иной проблемы, заключенной в произведении.

Разработав и осуществив на практике уроки русского языка  на основе произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» мы можем сказать, что такие уроки способствуют лучшему усвоению и раскрытию образа героя в драматургическом произведению, а так же изучению одного из разделов русского языка «Синтаксис». К урокам были составлены рекомендации по проведению и уточнены все недочеты, которые в дальнейшем необходимо учесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Бабайцева В.В. «Русский язык». – М., 2009.
  2. Грибоедов А.С. «Горе от ума». – С. – Пб., 2000.
  3. Зепалова Т.С. «Восьмиклассники читают драму». – М., 1975.
  4. Изотова Н.В. О своеобразии диалога художественной прозы// Русский язык в школе, 2000, № 6.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения. – М., 1964.
  6. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.А., Клобуков Е.В. Современный русский язык: Учебн. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология». –

3 – е изд., стереотип. – М., Дрофа – 2002.

  1. Михальская А.К. Основы риторики.- М., 1996.
  2. Мурашов А.А. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.
  3. Найденов Б. С. Выразительное чтение пьесы. – «Литература в школе», 1964,№1
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2008.
  5. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород: Ай – Кью, 1992.
  6. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. – С - Пб., 2004.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учеб. пособие. – Изд. 9 - е, испр., М., 2007.
  8. Чернец . Введение в литературоведение. – М., 2004.
  9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. институтов. Изд. 3-е, испр., М., 2001.
  10. Энциклопедический словарь. Культура русской речи. – М., 2005
  11. Энциклопедический словарь юного филолога.- М., 2000.
  12. http//:www.onoma.newmail.ru
  13. http//:www. famili ru
  14. http//:www.a4format.ru
  15. http//:www.metodic – material.ru

Информация о работе Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения