Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа
Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.
-Определите стилистическую принадлежность слов, выступающих в роли главных членов предложения.
-Дайте характеристику произношения этих предложений с точки зрения использования силы голоса. Почему вы так решили?
4.Беседа
- Для разговорного стиля характерны определённо-личные и неопределённо-личные предложения.
- В текстах художественного стиля для передачи приказа, состояния человека используются безличные предложения.
- Публицистический стиль требует определённо-личных предложений, которые позволяют читателям ощущать свою причастность к событиям.
- К какому стилю относятся наши реплики? Что можно сказать о характере персонажа, произносящего эти реплики? А о характере и положении того, кому они адресованы?
5.Устная работа с предложениями (6,7слайды)
6.Мини – сочинение по речи героя
- С текстом комедии
«Горе от ума» мы уже
с вами работаем не первый
урок. Вы знаете, что работаем
мы только с репликами Чацкого,
Вопросы и задания к написанию мини – сочинения:
Подведение итогов урока:
1.Зачитывание 2-3 сочинений
2.Домашнее задание: выписать из текста комедии « Горе от ума» 5 предложений с однородными подлежащими.
Фрагмент урока № 3 «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах».
Цели:
1.Учебные: развивать и закрепить знания об однородных членах; сформировать пунктуационный навык на более сложном материале.
2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица однородных членов предложения, ТСО.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания
- Назовите мне определенно - личные предложения (неопределенно - личные, безличные)
- Как вы определяли вид односоставных предложений?
- Назовите предложение, в котором однородные сказуемые?
2. Беседа по вопросам:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какой связью соединены однородные члены?
Образуют ли они
словосочетания?
3. Работа с предложениями.
- На доске составлена партитура 2 и 11 предложений, указанных на ваших листочках. Прочитайте их со всеми паузами и соответствующей интонацией.
- Вы, наверное,
заметили, что некоторые слова
выделены жирным шрифтом.
- Спишите данные предложения себе в тетрадочки и подчеркните однородные члены как члены предложения.
4. Практическая работа
- А
теперь давайте попробуем
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
к гвардионцам,
Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам!
[ ]
И не торопиться вписаться в полк шутов.
5. Найди предложение.
- Мы сейчас самостоятельно составляли схемы. А теперь вам необходимо найти предложения, к которым подходят данные схемы и записать их в тетрадь (на доске)
Схемы: [ ] [ ] [ ]
- Какие члены предложения могут быть однородными? (любые)
- Найдите все предложения с однородными дополнениями.
6.Беседа:
- Как вы думаете,
какова роль однородных членов
предложения в характере
- Мы с вами знаем, что способами выражения однородности являются: интонация, союзы, словоформы. Как эти способы помогают в раскрытии образа героя? (при чтении с правильной интонацией реплики того или иного персонажа мы можем сказать о характере героя, его темпе речи)
7.Оценивание
8.Домашнее задание: выписать и составить схемы двух однородных предложений из произведения «Горе от ума».
Фрагмент урока № 4 «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»
Цели:
1.Учебные: развивать понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; отработать пунктуационный навык.
2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица однородных членов предложения.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания:
- Дома вы должны были составить схемы однородных предложений, выписав их из реплик героев произведения «Горе от ума».
2. Беседа по вопросам:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какой связью соединены однородные члены?
Образуют ли они
словосочетания?
- Как осуществляется сочинительная связь при однородных членах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)
- По схемам выведите правило пунктуации:
[ О, О, О ]; [ О и О ]; [ О, и О, и О ]; [ О или О ];
[ О, или О, или О ]; [ О, а О] ; [ О, а О, а О ]; [ не только О, но и О ].
3.Расставим в первых трех предложениях паузы и ударения.
4.Выразительное чтение предложений, с учетом всех особенностей речи героев произведения.
5.Работа с предложениями.
- Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах:
6.[О, О]; 1. [то О, то О ]; 4.[и О, и О, и О, и О ].
- Запишите их в тетрадь.
6.Работа с предложениями на листочке.
- Найдите среди предложений предложения с однородными сказуемыми (подлежащими). Сделаем полный синтаксический разбор и составим схему.
7. Беседа
- Какие союзы используются
при однородных членах в
- Какие сочинительные союзы вы знаете?
- Найдите предложения,
где однородные члены связаны
между собой сочинительными
8.Оценивание
9.Домашнее задание: найти 2 - 3 ССП в произведении «Горе от ума»
Фрагмент урока № 1 «Сложносочиненные предложения»
Цели:
1.Учебные: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «ССП»;
2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал, таблица с ССП.
Ход урока
1.Беседа
- Что такое сложносочиненное предложение?
- Какие виды ССП вы знаете? (соединительные, противительные, разделительные и присоединительные)
- На доске составлена
партитура двух предложений.
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Хоть у китайцев ¦бы нам несколько занять¦
Премудрого у них¦ незнанья иноземцев.║
2.Составьте схему
- Прочитайте выразительно предложенные вам предложения и составьте к ним схемы.
А люди могут обмануться. [ ─ ═], а [ ─ ═ ].
Теряться по свету, забыться и развлечься. [ ═ ], но [ ═ ─ ═ и ═].
3.Беседа
- Найдите ССП соединительные?(8,10)
- Противительные?(1,2,5,7,9,11)
- Что вы можете сказать о данных предложениях?
Фрагмент урока № 6 «Сложноподчиненное предложение. Строение СПП. Схемы СПП. Повторение».
Цели:
1.Учебные: углубить понятие о СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки.
2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, сочетая разные виды работы и ТСО.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица сложноподчиненных предложений.
Ход урока
1.Беседа:
- Что такое ССП? (сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами).
- Что такое СПП? (сложное
предложение, части которого
- Чем отличаются ССП и СПП? (союзами)
- Какие подчинительные союзы вы знаете? (что, чтобы, будто, потому что, хотя, словно, когда, если и т.д.)
- Какие союзные слова
вы знаете? (что, кто, который,
какой, чей, сколько, где,
2.Постановка целей и задач:
- Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать умение находить и определять структуру СПП. А основой нашего урока будет произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума».