Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

-Определите  стилистическую принадлежность  слов, выступающих в роли главных  членов предложения.

-Дайте характеристику  произношения этих предложений  с точки зрения  использования  силы голоса. Почему вы так  решили?

4.Беседа

- Для разговорного стиля характерны определённо-личные и неопределённо-личные предложения.

- В текстах художественного стиля для передачи приказа, состояния человека используются безличные предложения.

- Публицистический стиль  требует определённо-личных предложений, которые позволяют читателям ощущать свою причастность к событиям.

- К какому стилю относятся наши реплики? Что можно сказать о характере персонажа, произносящего эти реплики? А о характере и положении того, кому они адресованы?

5.Устная работа с предложениями (6,7слайды)

6.Мини – сочинение по речи героя

- С текстом комедии  «Горе от ума»  мы уже   с вами работаем не первый  урок. Вы знаете, что работаем  мы только с репликами Чацкого,  Фамусова и Скалозуба. А теперь  попробуйте написать мини –  сочинение по речи любого из  героев.

Вопросы и задания  к написанию мини – сочинения:

  1. Какие виды  предложений мы с вами вспомнили на прошлых уроках? (предложения с обращениями, односоставные предложения)
  2. Какой вывод вы можете сделать,  проработав с данными предложениями?
  3. Найдите интересные и яркие слова в предложениях.
  4. Обратите внимание на знаки препинания и перечислите, какие знаки препинания использует автор?
  5. Какие особенности вы увидели в репликах Чацкого (Фамусова, Скалозуба)?
  6. Составьте по одному предложению с обращением, используя лексику и знаки препинания, которые вы нашли в предложениях.
  7. Составьте одно односоставное предложение по той же  структуре.
  8. Напишите мини – сочинение в стиле выбранного вами героя.

Подведение  итогов урока:

1.Зачитывание 2-3 сочинений

2.Домашнее задание:  выписать из текста комедии « Горе от ума»  5 предложений с однородными подлежащими.

 

Фрагмент урока № 3 «Однородные члены предложения. Понятие об      однородных членах».

Цели:

1.Учебные: развивать и закрепить знания об однородных членах; сформировать пунктуационный навык на более сложном материале.

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица однородных членов предложения, ТСО.

Ход урока

1.Проверка домашнего  задания

- Назовите мне определенно -  личные предложения (неопределенно - личные, безличные)

- Как вы определяли  вид односоставных предложений?

- Назовите предложение,  в котором однородные  сказуемые?

2. Беседа по вопросам:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какой связью соединены однородные члены? Образуют ли они 
словосочетания?

3. Работа с предложениями.

- На доске  составлена партитура 2 и 11 предложений,  указанных на ваших листочках. Прочитайте их со всеми паузами и соответствующей интонацией.

- Вы, наверное, заметили, что некоторые слова  выделены жирным шрифтом. Скажите,  пожалуйста, являются  ли выделенные слова однородными членами? (да)

- Спишите данные  предложения себе в тетрадочки и подчеркните однородные члены как члены предложения.

4. Практическая работа

- А  теперь давайте попробуем составить  схемы следующих предложений  (один ученик у доски, остальные  в тетрадях).

    • Я вас обрадую: всеобщая молва,

          Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

                                                 [                   ]

    • К любимцам, к гвардии, к гвардейским,

               к гвардионцам,

         Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам!

                                          [                                      ]

    • Вольнее всякий дышит

          И не торопиться вписаться в полк шутов.

                                                            [              ]

5. Найди предложение.

- Мы  сейчас самостоятельно составляли схемы. А теперь вам необходимо найти предложения, к которым подходят данные схемы и записать их в тетрадь (на доске)

Схемы:  [               ]                        [                 ]                    [               ]

- Какие члены предложения  могут быть однородными? (любые)

- Найдите все предложения  с однородными дополнениями.

6.Беседа:

- Как вы думаете,  какова роль однородных членов  предложения в характере персонажей? ( придает яркое, точное отношение героя к тому или иному явлению)

- Мы с вами знаем, что способами выражения однородности являются: интонация, союзы, словоформы. Как эти способы помогают в раскрытии образа героя? (при чтении с правильной интонацией  реплики того или иного персонажа мы можем сказать о характере героя, его темпе речи)

7.Оценивание

8.Домашнее задание: выписать и составить схемы двух однородных предложений из произведения «Горе от ума».

 

 

Фрагмент урока № 4 «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»

Цели:

1.Учебные: развивать понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; отработать пунктуационный навык.

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица однородных членов предложения.

Ход урока

1.Проверка  домашнего задания:

- Дома вы  должны были составить схемы  однородных предложений, выписав их из реплик героев произведения «Горе от ума».

2. Беседа по вопросам:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какой связью соединены однородные члены? Образуют ли они 
словосочетания?

- Как осуществляется сочинительная связь при однородных членах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)

- По схемам  выведите правило пунктуации:

[ О, О, О ];   [ О и О ];    [ О, и О, и О ];    [ О или О ];

[ О, или О, или О ];    [ О, а О] ;    [ О, а О, а О ];   [ не только О, но и О  ].

3.Расставим в первых трех предложениях паузы и ударения.

4.Выразительное чтение предложений, с учетом всех особенностей речи героев произведения.

5.Работа с предложениями.

- Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах:

6.[О, О];      1. [то О, то О ];        4.[и О, и О, и О, и О ].

- Запишите их в тетрадь.

6.Работа с предложениями на листочке.

- Найдите среди предложений предложения с однородными сказуемыми (подлежащими). Сделаем полный синтаксический разбор и составим схему.

    • Вот рыскают по свету, бьют баклуши.

                                                        [                 ].

    • То флейта слышится, то будто фортопьяно.

                                                         [                 ].

7. Беседа

- Какие союзы используются  при однородных членах в предложении? (сочинительные)

- Какие сочинительные  союзы вы знаете?

- Найдите предложения,  где однородные члены связаны  между собой сочинительными союзами? (1, 2, 3, 4, 13,15.)

8.Оценивание

9.Домашнее задание: найти 2 - 3 ССП в произведении «Горе от ума»

 

Фрагмент урока № 1 «Сложносочиненные предложения»

Цели:

1.Учебные:  закрепить  знания, умения и навыки учащихся по теме «ССП»;

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные:  воспитывать  любовь к предмету.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал, таблица  с ССП.

Ход урока

1.Беседа

- Что такое сложносочиненное предложение?

- Какие виды ССП вы знаете? (соединительные, противительные, разделительные и присоединительные)

- На доске составлена  партитура двух предложений. Найдите  ошибки и исправьте их при чтении и написании.(на доске)

 

  1. Мне в петлю лезть, а ей смешно.
  2. Ах! если рождены мы все перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

 

  1. Мне в петлю лезть,│ а ей смешно.║
  2. Ах!║ если рождены ¦ мы все перенимать,│

  Хоть у китайцев ¦бы нам несколько занять¦

  Премудрого у них¦ незнанья иноземцев.║

2.Составьте схему

- Прочитайте выразительно  предложенные вам предложения  и составьте к ним схемы.

  1. Чины людьми даются,

А люди могут обмануться. [ ─  ═], а [ ─  ═ ].

  1. Он рад, но мы не рады.  [ ─  ═], но [ ─  ═ ].
  2. Вчера был бал, а завтра будет два. [ ═ ─], а [ ═  ─].
  3. Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься. [ ═ ], но [ ═  ─ ═ и ═].

3.Беседа

- Найдите  ССП   соединительные?(8,10)

- Противительные?(1,2,5,7,9,11)

- Что вы можете сказать  о данных предложениях?

  1. Оценивание
  2. Домашнее задание: найти в произведении «Горе от ума» по 2 СПП и запишите их в тетрадь, повторить теорию.

 

Фрагмент урока № 6 «Сложноподчиненное предложение. Строение СПП. Схемы СПП. Повторение».

Цели:

1.Учебные: углубить понятие о СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки.

2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, сочетая разные виды работы и ТСО.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица сложноподчиненных предложений.

Ход урока

1.Беседа:

- Что такое ССП? (сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами).

- Что такое СПП? (сложное  предложение, части которого соединены  подчинительными союзами).

- Чем отличаются ССП  и СПП? (союзами)

- Какие подчинительные  союзы вы знаете? (что, чтобы, будто, потому что, хотя, словно, когда, если и т.д.)

- Какие союзные слова  вы знаете? (что, кто, который,  какой, чей, сколько, где, откуда, как, отчего и т.д.)

2.Постановка целей и задач:

- Сегодня на уроке  мы с вами будем отрабатывать  умение находить и определять структуру СПП. А основой нашего урока будет произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Информация о работе Лингвистические аспекты речевой характеристики героя драматургического произведения