Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:27, дипломная работа
Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитием собственного литературного творчества детей.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема
1.1. Понятие литературного развития младших школьников…………..6
1.2. Назначение художественной литературы и критерии литературного развития младших школьников…………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня литературного развития
2.1. Исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………………..…..25
2.2. Система методов и приемов, направленных на изучение художественных произведений………………………………………………….36
Выводы………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………..47
Приложения
Все сказанное позволяет сделать методические выводы о том, что надо понимать под анализом художественного произведения в начальных классах:
Методические выводы из всего сказанного могут быть такими:
- при анализе произведения нужно разводить понимание того, о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;
- должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;
- при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения;
- нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;
- при анализе произведения должны учитываться и данные методической науки. В частности, учителю надо иметь в виду учение о типе правильной читательской деятельности, диктующее необходимость думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения, а также не забывать о принципе продуктивного многочтения, который предполагает обращение к перечитыванию фрагментов текста, важных для уяснения идеи произведения.
Выводы
Итак, мы провели эксперимент на базе 4 класса ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Михайловский детский дом».
Суть эксперимента доказать, что изучение художественных произведений способствует литературному развитию младших школьников.
В начале нашего эксперимента мы провели самостоятельную работу, направленную на решение следующих задач:
1. Выявление у учащихся четвертых классов умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения.
2. Выявление у учащихся умения ставить вопросы к тексту произведения.
3. На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия художественных произведений учащимися.
Мы увидели, что все учащиеся справились с заданием, но на низком уровне развития находились очень многие учащиеся (имели констатирующий уровень развития).
На контрольном этапе, после проведения системы уроков, дети показали хорошие знания материала и достаточно высокий уровень литературного развития.
Итак, можно сказать, что знакомство с художественными произведениями проходило в хорошем темпе, было встречено детьми очень положительно. На уроках учащиеся вели себя активно, высказывали различные мнения, спорили по ходу событий и поступков, интересовались темой и активно выполняли задания.
Мы считаем, что изучение художественной литературы способствует повышению гармоническому развитию личности, расширяет жизненный опыт ребенка, помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Заключение
В результате проведенной работы изучена
методическая, педагогическая и психологическая
литература по теме исследования; рассмотрены
теоретические и
Анализ психолого-
1. Художественные произведения
несут в себе большой
2. Чтение и адекватное
восприятие художественных
3. На различных этапах обучения уровень восприятия художественных произведений младшими школьниками изменяется.
4. Чтение и адекватное
восприятие художественных
5. Для выявления уровней
6. Результаты проведения
7. Сравнение результатов первого и второго этапов доказывает, что разработанная методика чтения и анализа художественных произведений на уроках литературы в начальной школе, взятая за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественных произведений младшими школьниками.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении методических условий, способствующих литературному развитию младших школьников при изучении художественных произведений достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Результаты ответов на вопросы по определению уровней восприятия произведений различных жанров
Классы |
Количество учащихся, проявляющих учение в | ||||
Верной и неоднозначной оценке героя |
Определении последствий поступков |
Наблюдении динамики отношения |
Определении мотивов поступков |
Обобщение прочитанного | |
Экспериментальный |
88% |
84% |
80% |
80% |
80% |
Контрольный |
80% |
84% |
92% |
88% |
80% |
Приложение 2
Ответы детей на констатирующем этапе эксперимента
Констатирующий этап эксперимента | |||||
Ф.И. ученика |
Эмоциональный фон |
Воображение |
Осмысление содержания |
Осмысление формы |
Уровень литературного развития |
1. Седов Саша |
- |
- |
+ |
- |
Констатирующий |
2. Черноризов Руслан |
+ |
+ |
- |
+ |
Констатирующий - уровень «героя» |
3. Каратунов Леша |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уровень «героя» - «идеи» |
4. Шаймин Валера |
- |
+ |
+ |
- |
Констатирующий |
5. Денисов Даниил |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уровень «героя» |
6. Петриченко Борис |
- |
+ |
- |
- |
Констатирующий |
7. Грунин Леша |
- |
+ |
- |
+ |
Констатирующий - уровень «героя» |
8. Коньков Валентин |
+ |
- |
+ |
- |
Констатирующий - уровень «героя» |
Приложение 3
Ответы детей на контрольном этапе эксперимента
Контрольный этап эксперимента | |||||
Ф.И. ученика |
Эмоции |
Воображение |
Осмысление содержания |
Осмысление формы |
Уровень литературного развития |
1. Седов Саша |
+ |
+ |
+ |
- |
Констатирующий - уровень «героя» |
2. Черноризов Руслан |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уровень «идеи» |
3. Каратунов Леша |
+ |
+ |
- |
+ |
Уровень «героя» |
4. Шаймин Валера |
+ |
- |
+ |
- |
Уровень «героя» |
5. Денисов Даниил |
+ |
+ |
+ |
+ |
Уровень «идеи» |
6. Петриченко Борис |
- |
+ |
+ |
- |
Уровень «героя» |
7. Грунин Леша |
+ |
- |
+ |
+ |
Уровень «героя» |
8. Коньков Валентин |
+ |
+ |
+ |
- |
Уровень «героя» |