Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитием собственного литературного творчества детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема
1.1. Понятие литературного развития младших школьников…………..6
1.2. Назначение художественной литературы и критерии литературного развития младших школьников…………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня литературного развития
2.1. Исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………………..…..25
2.2. Система методов и приемов, направленных на изучение художественных произведений………………………………………………….36
Выводы………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………..47
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.docx

— 101.04 Кб (Скачать файл)

Все сказанное позволяет  сделать методические выводы о том, что надо понимать под анализом художественного  произведения в начальных классах:

  1. анализируя художественное произведение, в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором. В литературоведении различают образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж;
  2. в начальной школе при анализе эпических произведении внимание читателя сосредоточивается прежде всего на образе-персонаже. Термин образ не употребляется, используются слова герой произведения, действующее лицо, персонаж;
  3. в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики, т.е. такие, в которых лирический герои сосредоточен на переживаниях, вызванных внешними картинами, поэтому очень важно, не разрушая зарождающегося эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить созданный живописный образ-пейзаж к ребенку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для этого полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарем) произведения;
  4. важно донести до читателя авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям;
  5. при анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить осмысливать формальные компоненты.

Методические выводы из всего  сказанного могут быть такими:

- при анализе произведения нужно разводить понимание того, о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;

- должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;

- при  анализе произведения  внимание детей должно  привлекаться к структуре произведения;

- нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;

- при анализе произведения должны учитываться и данные методической науки. В частности, учителю надо иметь в виду учение о типе правильной читательской деятельности, диктующее необходимость думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения, а также не забывать о принципе продуктивного многочтения, который предполагает обращение к перечитыванию фрагментов текста, важных для уяснения идеи произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

Итак, мы провели эксперимент на базе 4 класса ГКОУ для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, «Михайловский детский  дом».

Суть эксперимента доказать, что изучение художественных произведений способствует литературному развитию младших школьников.

В начале нашего эксперимента мы провели  самостоятельную работу, направленную на решение следующих задач:

1. Выявление у учащихся четвертых классов умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения.

2. Выявление у учащихся умения ставить вопросы к тексту произведения.

3. На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия художественных произведений учащимися.

Мы увидели, что все учащиеся справились с заданием, но на низком уровне развития находились очень многие учащиеся (имели констатирующий уровень развития).

На контрольном этапе, после  проведения системы уроков, дети показали хорошие знания материала и достаточно высокий уровень литературного развития.

Итак, можно сказать, что знакомство с художественными произведениями проходило в хорошем темпе, было встречено детьми очень положительно. На уроках учащиеся вели себя активно, высказывали различные мнения, спорили по ходу событий и поступков, интересовались темой и активно выполняли задания.

Мы считаем, что изучение художественной литературы способствует повышению гармоническому развитию личности, расширяет жизненный опыт ребенка, помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Заключение

 

 

В результате проведенной работы изучена  методическая, педагогическая и психологическая  литература по теме исследования; рассмотрены  теоретические и методологические аспекты работы над художественными произведениями, в том числе, педагогическая ценность чтения художественных произведений в начальной школе; психологические особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками; этапы работы над художественными произведениями; выделены особенности методики работы над художественными произведениями; проведен качественный и количественный анализ результатов исследования, в том числе, выявлены уровни восприятия художественных произведений младшими школьниками, описаны результаты.

Анализ психолого-педагогической, методической, научной и специальной  литературы позволил сформулировать следующие  выводы:

1. Художественные произведения  несут в себе большой развивающий  и воспитательный потенциал. Исследователями  определены психологические особенности  восприятия художественного произведения  младшими школьниками. 

2. Чтение и адекватное  восприятие художественных произведений  способствует всестороннему гармоническому  развитию личности ребенка;

3. На различных этапах  обучения уровень восприятия художественных произведений младшими школьниками изменяется.

4. Чтение и адекватное  восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет  кругозор учащихся и обогащает  их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного  воздействия на учащихся; в-третьих,  способствует обогащению и развитию  языка учащихся.

5. Для выявления уровней восприятия художественных произведений у учащихся четвертых классов был проведен констатирующий этап. Он включал в себя письменные ответы на вопросы к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно, они не способны полноценно воспринимать произведения различных жанров. С целью повышения уровня восприятия художественных произведений была проведена система уроков.

6. Результаты проведения контрольного этапа дали положительные результаты. Многие учащихся поднялись с констатирующего уровня на уровень «героя», а учащиеся, находившихся на уровне «героя», поднялись в своем развитии на более высокий уровень.

7. Сравнение результатов первого  и второго этапов доказывает, что разработанная методика чтения и анализа художественных произведений на уроках литературы в начальной школе, взятая за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественных произведений младшими школьниками.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении методических условий, способствующих литературному развитию младших школьников при изучении художественных произведений достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Андреева Т.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы [Текст] / Т.Н. Андреева// Просвещение. - Тверь, 2000. – С. 106-109.
  2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество [Текст]: Вопросы литературы/ В.Ф. Асмус. – М. 1999. – С. 23.
  3. Ачкасова Г.Л. «Видеть», «слышать» и переживать художественное слово [Текст]: Литература в школе/ Г.Л. Ачкасова. – М. 1999. – С. 37-39.
  4. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет [Текст]/ Л.И. Беленькая// Вентана – Граф. – М., 2001. – С. 98-103.
  5. Биричевская Т.Б. Развитие литературного творчества младших школьников [Текст]: Начальная школа/ Т.Б. Биричевская. – М. 2001. – С. 86-89.
  6. Большакова Т.В. Сочини сказку…: О творческих заданиях в процессе изучения детской литературы [Текст]: Начальная школа/ Т.В. Большакова. – М. 2002. – С. 88-91.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи у детей [Текст]/ А.М. Бородич// Просвещение. – М., 2000. – С. 35-47.
  8. Бунеев Р.Н. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1–4 классов Общеобразовательной школы [Текст]: Начальная школа/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. 2001. – С. 4-12.
  9. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения [Текст]: Начальная школа/ М.П. Воюшина. – М. 2004. – С. 39-44.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]/ Л.С. Выготский// Просвещение. – М., 2002. – С. 54-63.
  11. Джежелей О.В. Курс «Чтение и литература» и его программное обеспечение [Текст]: Начальная школа/ О.В. Джежелей. – М. 2002. – С. 31-43.
  12. Жабицкая Л.Г. Психологическое исследование критериев литературного развития [Текст]: Вопросы психологии/ Л.Г. Жабицкая. – М., 2000. – С. 89-100.
  13. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества [Текст]: Начальная школа/ А.Г. Калюкина. – М., 2000. – С. 44-48.
  14. Кубасова О.В. Развития воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст]: Начальная школа/ О.В. Кубасова. – М., 2001. – С. 26-31.
  15. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст]/ Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская// Знание. – М., 2000. – С. 105-115.
  16. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников [Текст]/ Г.Н. Кудина// Знание. – М., 2001. – С. 56-60.
  17. Кудина Г.Н. Психолого-педагогические принципы преподавания литературы в начальной школе [Текст]: Вопросы психологии/ Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. – М., 2000. – С. 59-65.
  18. Кудреватова О.Н. Резервы расширения круга детского чтения [Текст]: Начальная школа/  О.Н. Кудреватова. – М., 2000. – С. 107-110.
  19. Локалова Н.В. Стадии овладения учениками литературным текстом: Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа [Текст]: Начальная школа/ Н.В. Локалова. – М., 2001. – С. 75-80.
  20. Львов М.Р. Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений [Текст]: Начальная школа/ М.Р. Львов. – М., 2000. – С. 47-50.
  21. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская// Академия. – М., 2002. – С. 148-157.
  22. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике [Текст]/ В.Г. Маранцман// Образование. – СПб., 2000. – С. 3-12.
  23. Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы [Текст]: Литература в школе/ Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина. – М., 2001. – С. 29-42.
  24. Михайлова Н.А. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества [Текст]: Начальная школа/ Н.А. Михайлова. – М., 2001. – С. 48-53.
  25. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения [Текст]/ Н.Д. Молдавская// Педагогика. – М., 2000. – С. 67-70.
  26. Мусаева В.И. Развитие читателя школьника и его читательская деятельность [Текст]: Вестник науки/ В.И. Мусаева. – М., 2003. – С. 141-146.
  27. Нестеренко И.А. О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников [Текст]: Дошкольное воспитание/ И.А. Нестеренко. – М., 2000. – С. 74-80.
  28. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками [Текст]/ О.И. Никифорова// Просвещение. – М., 2000. – С. 83-87.
  29. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения [Текст]: Начальная школа/ Е.В. Никонович. – М., 2005. – С. 35-38.
  30. Новлянская З.О. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития [Текст]: Искусство в школе/ З.О. Новлянская. – М., 2002. – С. 35-40.
  31. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников [Текст]: Начальная школа/ Э.Д. Пфляумер. – М., 2003. – С. 25-29.
  32. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству [Текст]/ З.И. Романовская// Педагогика. – М., 2000. – С. 48-50.
  33. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]/ М.А. Рыбникова// Учпедгиз. – М., 2000. – С. 28-32.
  34. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст]/ Т.В. Рыжкова// Академия. – М., 2007. – С. 93-100.
  35. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников [Текст]/ Т.С. Троицкая// Академия. – М., 2004. – С. 21-35.
  36. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст]: Начальная школа/  Н.Л. Штурбина. – М., 2002. – С. 67-72.
  37. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения [Текст]/ В.Б. Эдигей// Вентана – Граф. – М., 2001. – С. 75-79.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1

Результаты ответов на вопросы по определению уровней восприятия произведений различных жанров

Классы

Количество учащихся, проявляющих  учение в

Верной и неоднозначной  оценке героя

Определении последствий поступков

Наблюдении динамики отношения

Определении мотивов поступков

Обобщение прочитанного

Экспериментальный

88%

84%

80%

80%

80%

Контрольный

80%

84%

92%

88%

80%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ответы детей на констатирующем этапе эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Ф.И. ученика

Эмоциональный фон

Воображение

Осмысление содержания

Осмысление формы

Уровень литературного  развития

1. Седов Саша

-

-

+

-

Констатирующий

2. Черноризов Руслан

+

+

-

+

Констатирующий - уровень «героя»

3. Каратунов Леша

+

+

+

+

Уровень «героя» - «идеи»

4. Шаймин Валера

-

+

+

-

Констатирующий

5. Денисов Даниил

+

+

+

+

Уровень «героя»

6. Петриченко Борис

-

+

-

-

Констатирующий

7. Грунин Леша

-

+

-

+

Констатирующий - уровень «героя»

8. Коньков Валентин

+

-

+

-

Констатирующий - уровень «героя»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Ответы детей на контрольном  этапе эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Ф.И. ученика

Эмоции

Воображение

Осмысление содержания

Осмысление формы

Уровень литературного  развития

1. Седов Саша

+

+

+

-

Констатирующий - уровень «героя»

2. Черноризов Руслан

+

+

+

+

Уровень «идеи»

3. Каратунов Леша

+

+

-

+

Уровень «героя»

4. Шаймин Валера

+

-

+

-

Уровень «героя»

5. Денисов Даниил

+

+

+

+

Уровень «идеи»

6. Петриченко Борис

-

+

+

-

Уровень «героя»

7. Грунин Леша

+

-

+

+

Уровень «героя»

8. Коньков Валентин

+

+

+

-

Уровень «героя»


 


Информация о работе Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе