Методика урока чтение в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;
- дать обобщенную характеристику методам обучения чтения, разработанным отечественными авторами;
- наметить оптимальную методику обучения чтению в условиях современного социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5
1.2 Особенности организации учебной деятельности на уроках чтения в современной школе………………………………………………………………...11
2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19
2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19
2.2 Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе………………...21
2.3 Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение……………………………………………………24
2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В  СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5

1.1 Цели и задачи современной  школы, роль «Литературного чтения»  в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5

1.2 Особенности организации учебной  деятельности на уроках чтения  в современной школе………………………………………………………………...11

2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В  СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19

2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19

2.2 Об особенностях уроков литературного  чтения во 2 классе………………...21

2.3 Знания и умения, которые должны  знать учащиеся начальных классов  по предмету литературное чтение……………………………………………………24

2.4 Формирование умений  младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….34

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.

Однако, в современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте, обнаруживаются явные кризисные явления Как хорошо, когда учащиеся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения: дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать при посещении урока администрацией Большинство детей знают буквы русского алфавита, а часто и буквы других алфавитов; некоторые умеют читать по слогам; отдельные дети владеют навыком медленного чтения словами, наконец, все чаще можно обнаружить хорошо читающих детей – тех, которые уверенно пользуются навыком чтения: самостоятельно читают книги, ориентируются с помощью навыка чтения в окружающей действительности (читают рекламу, объявления и вывески, ярлыки на товарах и т.д.) Все это свидетельствует о том, что дети активно осваивают современную образовательную среду: окружающую их «графическую действительность» Социальная ситуация развития современного ребенка чрезвычайно благоприятна для пополнения его собственного образовательного ресурса Этому способствует большой образовательный потенциал современного социума, в том числе и высокий образовательный уровень родителей, которые часто могут оказать необходимую помощь своим детям в приобретении первоначального навыка чтения.

Но, не смотря на это, в каждый первый класс до сих пор поступают дети, которые вовсе не умеют или плохо читают У них возникают большие сложности в процессе обучения чтению, так как большинство современных школьников овладевают этим навыком еще в детском саду Впоследствии т.н неуспевающие дети обычно не справляются с учебным материалом в старших классах, у них появляются стойкие негативные эмоций, отрицательно влияющие на важные системы жизнедеятельности организма Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике Чтение - сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения Для того, чтобы дети эффективно, без больших затруднений овладели чтением, им необходимо: уметь распознавать звуки речи, правильно их произносить, выделять из речевого потока, устанавливать последовательность звуков в слове, давать им характеристику (гласный звук или согласный, согласный твердый или согласный мягкий), знать буквы и соотносить их с соответствующими звуками речи Поэтому методики и учебные пособия по обучению грамоте должны оцениваться, прежде всего, исходя из того, какие знания о родном языке приобретают дети, развивается ли у них интерес к языку, формируется ли осознание некоторых закономерностей родного языка, новое отношение к речевой действительности, не менее интересной и важной, чем окружающая их жизнь.

Таким образом, на современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности.

Объектом исследования является отечественный опыт теоретического обоснования процесса обучения чтению младших школьников.

Предмет исследования – методы и приемы осуществления процесса обучения чтению младших школьников.

Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.

В соответствии с целью исследования определяются задачи:

- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;

- дать обобщенную характеристику  методам обучения чтения, разработанным  отечественными авторами;

- наметить оптимальную методику  обучения чтению в условиях  современного социума.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и список литературы.

 

1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В  СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Цели и задачи современной  школы, роль «Литературного чтения»  в нравственном воспитании учащихся

 

Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности Что делать, где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов «телеящиков», которые стали для многих наших детей единственным «окном» в мир, его «учат жить» туповатые уродцы, семейка Адамсов и, в лучшем случае, Бэтмэн? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Главная цель, поставленная сегодня перед школой, – образование учащихся Это понятие в государственном «Законе Российской Федерации об образовании» определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…» В связи с этим все школьные предметы входят в «образовательные области», а внеклассная воспитательная работа даже называется «дополнительным образованием» Размышляя над педагогическим содержанием процесса образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательных стандартов пишут: «Образование – это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества».

Прежде всего необходимо разобраться с самим понятием «образование», уяснить его содержание и определить пути и методы получения образования.

Начнем с того, что в педагогике совсем недавно на равных употреблялись три близких понятия:обучение, воспитание и образование Как эти понятия определяются в словаре, обучение – это передача учащимся знаний и навыков; воспитание – формирование навыков поведения, принятых в определенном обществе А вот по поводу образования в словаре говорится следующее: «обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением: медицинское, среднее, специальное и т.д.» Как видим, объяснение и прояснение смысла понятия требуется более всего последнему термину.

Чтобы разобраться в смысле слова «образование», поступим как филологи: вдумаемся и всмотримся в само слово, его корень – «образ», значит, образование – создание образа, как говорят психологи, образа «я» Где человеку найти образцы для формирования своего образа? В церковной педагогике ответ очень четкий: человек формируется «по образу и подобию Божию» А где черпать образцы, если их нет в жизни, особенно в наше безобразное время, когда вместо прекрасного образа Человека часто видишь очередную образину? Ответ очевиден: в Культуре, потому что Культура человечества – это и есть отобранные им же за века образцы эстетических и нравственных представлений человечества, отношений между людьми, норм и правил поведения человека Одно из главных предназначений Культуры – в трансляции культурных и нравственных ценностей следующим поколениям Значит, образование человек приобретает на путях вхождения в Культуру человечества и своего народа А помочь ему в этом должна школа.

Именно школа вводит ребенка в мир Культуры, всерьез и системно знакомит с Искусством В школе детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь Ведь образование – это процесс становления человека Человеком, взращивание в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это – духовная работа самого человека над собой, а школа как образовательный институт общества должна организовать этот труд ума и души ученика по восприятию (в себя принятию), освоению и присвоению (корень этих слов – «свой») общих для всех людей нравственных норм и правил И не только предоставить растущему человеку «материал отличного качества, который вливается в душу» (К.Д.Ушинский), каким являются литература и искусство, но и вооружить его способами освоения этого материала, создания своего личностного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь.

Думая о путях и способах организации этого процесса в рамках всей школьной жизни ребенка, обучения его отдельным предметам, хотелось бы подчеркнуть прежде всего, что образование – это не заучивание кем-то сформулированных моральных заповедей (что мы «проходили» уже в своей советской жизни), а взращивание их в себе И чтобы этот процесс «запустить», чтобы в итоге возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни В процесс этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка, которое и есть воспитание Поэтому образование – это обучение и воспитание вместе взятые Речь идет об образовании в широком смысле слова, как говорил о нем Л.Н.Толстой, – т.е об «образовании обнимающем и воспитании», суть которого – «внимание к собственно человеческому в человеке – духовности, нравственности».

Несмотря на то что осмыслением проблемы воспитания подрастающего поколения человечество занимается с самого начала своего существования, нет более значимой и актуальной в любые времена проблемы, чем эта Особенно важно для нас ее педагогическое осмысление в ХХ веке, самом ближайшем по времени к нашему веку Здесь среди множества педагогических идей и систем выделяется система Л.В.Занкова, автор которой разработал систему общего развития учащихся, т.е развития «ума, чувств и воли» – главных составляющих личностного развития человека.

Л.В Занков в своей работе «О начальном обучении», вторая глава которой так и называется – «Вопросы воспитания», определяет цели, задачи и методы воспитательной работы с учащимися следующим образом: «В целостном процессе общего развития особое место… занимают развитие нравственных чувств, убеждений и воспитание воли» Говоря о путях и средствах действенного и действительного воспитания, педагог выделяет следующее: «знание учащимися моральных норм, организацию содержательной и разносторонней деятельности школьников, практика нравственного поведения» Начальные ступени формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель Но если эта деятельность организована и на уроке, и вне его, «образовывает стройную систему» и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения, – формирование глубоких и нравственных убеждений будет достигнута.

Особое значение Л.В Занков придавал урокам чтения – школьному предмету, главной задачей которого, как он полагал, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся Он считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства» Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах» Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».

Информация о работе Методика урока чтение в современной школе