Методика урока чтение в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;
- дать обобщенную характеристику методам обучения чтения, разработанным отечественными авторами;
- наметить оптимальную методику обучения чтению в условиях современного социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5
1.2 Особенности организации учебной деятельности на уроках чтения в современной школе………………………………………………………………...11
2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19
2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19
2.2 Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе………………...21
2.3 Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение……………………………………………………24
2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов

Анализ текста

Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.

Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т.д.

Обобщение результатов анализа

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Возможные методические приемы: выразительное чтение произведения, драматизация, различные виды пересказа, сочинение по изученному произведению, создание выставки рисунков и выставки книг и т.д.

Кроме традиционных уроков по изучению литературного произведения, необходимо введение уроков работы с книгой, как учебной, так и художественной Урок работы с учебной книгой (учебником) обязательно проводится в начале года как вводный урок к курсу литературного чтения.

 

2.3 Знания и умения, которые должны  знать учащиеся начальных классов  по предмету литературное чтение

 

Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения Какие же специфические читательские умения необходимы для полноценной деятельности настоящего читателя?

Каждая программа по литературному образованию младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть учащийся при работе с художественным текстом При этом методисты зачастую не разграничивают общечитательские умения, необходимые для восприятия и понимания любого текста (научного, делового, публицистического и в том числе художественного), и специфические умения, которые нужны для полноценного восприятия художественного текста В перечень умений включаются, например: умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение делить текст на части и пересказывать его и т.д Все это затрудняет как работу педагога-практика, так процесс формирования квалифицированного читателя в начальной школе.

Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

Полноценное восприятие художественного произведения - это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Принципы анализа художественного произведения - это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.

Виды анализа текста - разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

Приемы анализа текста - это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.

Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений

В соответствии со структурой учебной деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы: ориентировки (планирования), исполнения, контроля, оценки.

С другой стороны, процесс усвоения знаний, базирующийся, в основном, на чтении учебных текстов, включает в себя восприятие, понимание, осмысление и обобщение, практические действия, применение.

Таким образом, читательские умения могут быть определенным образом соотнесены как с читательской деятельностью, так и с процессом усвоения знаний.

Следовательно, по указанным двум основаниям можно построить классификацию учебно-читательских умений, чтобы выделить необходимые для работы с художественным и научно-познавательным текстом.

В процессе работы мы рассмотрели читательские знания, умения и навыки с позиций структуры учебной деятельности, выделив ориентировку в тексте, исполнительские умения, умения корректировки и контроля, умения оценки своего чтения Так, например, к умениям ориентировки относятся ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой и т.д Это общие умения При непосредственной работе с текстом каждое из частных умений имеет ориентировочное действие, например: ориентировка в выделении смысловых частей текста, в предметном содержании с выделением опорных слов в тексте и т.д.

К исполнительским умениям мы относим способы действия, то есть микроумения, составляющие последовательные операции, например воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину: выделение объектов, слов, их характеризующих, воссоздание во внутренней речи, словесное воспроизведение и т.д.

Умения корректировки и контроля - это умения прочитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту, точность формулировок плана и т.д.

Оценку мы использовали как метод работы Оценка употреблялась в форме самооценки и внешней оценки, высказанной учениками Оценивались точность ответов по содержанию текстов, самостоятельность суждений о героях, степень освоения того или иного способа действия» а также оценка количественного и качественного показателей собственно чтения.

Оценка и контроль осуществлялись как в устной, так и в письменной форме с помощью разработанных критериев и параметров.

Таким образом, предметные и учебные умения формировались во взаимосвязи Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.

Ниже приведена таблица 1, в которой умения, необходимые для работы с художественным текстом, помечены знаком "*", с научно-познавательным текстом - "**" Общие для этих двух групп умения подобных знаков не содержат.

Следует, однако, иметь в виду, что выделенные этапы усвоения информации, содержащейся в научно-познавательном или художественном тексте, не существуют изолированно Уже первичное восприятие текста сопровождается элементами понимания И, в какой-то мере, осмысления Иногда трудно провести границу между пониманием, осмыслением и обобщением прочитанного.

Кроме того, указанные в соответствующих рубриках таблицы умения не являются жестко фиксированными В зависимости от методических целей они могут использоваться и в других структурных компонентах учебной деятельности школьников и на других этапах усвоения прочитанного.

Полагается, что данная таблица поможет организовать работу по формированию соответствующих умений, которая подробно рассматривается в последующих разделах.

В процессе овладения читательскими знаниями, умениями и навыками и способами их формирования у учащихся развивается интерес к чтению, т.е., по сути дела, повышается мотивация не только самого чтения, но и учения в целом.

Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.

Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

 

2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом

 

Одним из важнейших требований современного обучения является вооружение учащихся умениями самостоятельно работать, учиться, способами действия, воспитание у них самостоятельности как черты личности.

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции К.Д Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

Многие умения, которые предлагаются программой, являются общими и для художественных и для научно-познавательных произведений Это умения ответить на вопросы, найти смысловые части текста, составить план, подробно и кратко пересказать текст Указанные умения являются и речевыми, так как с их помощью ученик овладевает приемами связного, логического рассказывания.

Другие умения, такие, как умение нарисовать словесную картинку к тексту, составить рассказ о герое, найти слова, характеризующие то или иное событие, персонаж, рисующие художественное описание, являются специфическими для работы с художественным произведением.

Каждое из названных выше умений формируется на основе уже ранее приобретенного, более простого умения.

Так, умение составить план включает в себя такие частные умения, как определение смысловых частей текста, основного содержания каждой из них, основных мыслей Определение главной мысли, в свою очередь связано с различием основного и второстепенного в тексте Чтобы составить план, необходимо в заголовках четко и кратко отразить основное содержание прочитанного отрывка и показать свое отношение к нему.

Подробный и сжатый пересказы также содержит умения, требующие большой мыслительной работы, знания текста и его языковых особенностей Готовясь, например, к сжатому пересказу, следует выбрать из текста только главное, существенное и передать это существенное обобщенно, своими словами Нельзя пропускать те смысловые вехи, без которых последующий пересказ станет непонятным Все, это требует осуществления операций анализа, синтеза, обобщения.

Умение составить план и умение кратко пересказать текст имеют много общего, но к краткому пересказу целесообразно переходить после того, как отработано первое умение.

В практике школы учащиеся используют эти умения, но учитель не всегда показывает им способы действия, а если и показывает, то не доводит необходимые способы действия до автоматизма Это приводит к тому, что в действительности ученики не самостоятельно выполняют предложенное задание, а с помощью учителя, им некогда проконтролировать свой ответ, к тому же у них нет определенных ориентиров правильного выполнения задания

В І классе это правомерно, а во ІІ классе учеников надо смелее ориентировать на самостоятельную работу, которая начинается с анализа текста.

В І-ІІІ классах анализ текста проводится в совместной работе с учителем Он руководит самостоятельной работой детей Совместная работа ученика и учителя - это подготовительный этап к самостоятельной работе учащихся Приемы совместной работы учителя и ученика на уроке и сами уроки подробно изложены в методических руководствах к учебным книгам для чтения, в методиках

В урок чтения, наряду с работой над текстом, осуществляемой в процессе упражнений под руководством учителя, необходимо включать специальные обучающие задания для целенаправленного и сознательного формирования умений самостоятельно работать Сначала обучающие задания займут относительно много времени на уроке, но в дальнейшем оно окупится за счет активной и рациональной работы детей, овладевших умениями в данном случае не путем проб и ошибок, а путем прямого, целенаправленного формирования умений Этот путь возможен при использовании специально разработанных правил (указаний, памяток и др.), включающих определенные действия Действия, названные в правилах, должны учитывать содержание той деятельности, которая необходима для самостоятельного выполнения задания по тексту Правила состоят из достаточно простых конкретных действий, расположенных в определенной последовательности В процессе овладения умениями происходит укрупнение и слияние действий Детальные правила постепенно сменяются такими, в которых указываются более обобщенные действия.

Работа с применением правил более эффективна, так как вырабатывает у детей умение подходить к выполнению любого задания осмысленно, отыскивать новые методы работы, быть постоянно внимательными к процессу своей деятельности, планировать и рационализировать ее.

Многие творческие процессы можно раскрыть детям, показать им приемы деятельности, чтобы не заставлять их работать интуитивно, терять время там, где имеется ключ к успешному решению вопроса В то же время необходимо избегать навязывания правил, предлагать их безоговорочной и готовой форме Правило, или порядок работы (это название сообщается детям), более близко детям, если они составляют его сначала вместе с учителем

Информация о работе Методика урока чтение в современной школе