Методика урока чтение в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;
- дать обобщенную характеристику методам обучения чтения, разработанным отечественными авторами;
- наметить оптимальную методику обучения чтению в условиях современного социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5
1.2 Особенности организации учебной деятельности на уроках чтения в современной школе………………………………………………………………...11
2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19
2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19
2.2 Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе………………...21
2.3 Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение……………………………………………………24
2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить следующий факт.

Известно, что и в І классе учащиеся могут самостоятельно выполнять простейшие задания, например, выборочно читать Однако учителю постоянно приходится диктовать учащемуся способы работы: «Прочитай эту часть рассказа», «Отметь начало и конец предложения, которое нужно выделить для ответа на вопрос», «Прочитай его вслух» и т.д При этом учитель и весь класс участвуют в работе и во время ответа ученика направляют и дополняют его ответ

Другое дело, если учитель, рассматривая с учениками последовательность работы над текстом, обращает их внимание на вопросы к тексту и предлагает им предварительно ознакомиться с ними (если первичное ознакомление с текстом уже проведено) Такой подход делает последующее чтение текста более целенаправленным, так как отмечаются места, в которых можно найти тот или иной ответ

Прослеживая подробно порядок работы, учащиеся с помощью учителя составляют правило действия Например, правило для выработки умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту может иметь такой вид (Некоторые устные пояснения находятся скобках.)

Задание: ответить на вопросы.

 Прочитать вопросы (вопросы следует знать заранее, для того чтобы целенаправленно читать текст).

 Прочитать рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

 Найти в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить, например, галочкой).

 Проверить себя: закрыть книгу и ответить для себя на все вопросы.

Первичное чтение и анализ текста проводятся вместе с учителем до самостоятельной работы Систематическое использование указанного правила приводит к формированию у детей прочного и осознанного умения отвечать на вопрос Это наиболее простое умение, и в то же время именно с него начинается анализ содержания текста Затем можно перейти к следующему правилу, вырабатывающему умение составлять план текста.

Для обучения детей этому умению целесообразно предложить им такое правило.

Задание: составить план рассказа.

 Перечитать весь рассказ (наметить для себя, его части).

 Разделить рассказ на части, отметив начало и конец каждой части точкой или галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

 Перечитать первую часть, выделяя в ней главное (отметить важные места в тексте или выписать их в тетрадь).

 Озаглавить эту часть (выразить главное в этом предложении и записать свой заголовок в тетради).

 Эту же работу выполнить при чтении следующих частей.

 Проверить себя, прочитать план, просмотреть рассказ, убедиться в том, отражает ли план главное (не упущено ли основное, не повторяются ли заголовки, помогают ли заголовки вспомнить содержание рассказа)

Для обучения умению пересказывать (полно, кратко) можно использовать можно использовать примерно такие правила.

Задание: подготовить подробный пересказ небольшого рассказа.

 Перечитать рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

 Наметить его основные смысловые части (картины).

 Подобрать заголовки к частям (своими словами или словами из текста)

 Пересказать весь рассказ по плану при закрытой книге.

 Проверить себя по книге, бегло рассмотрев рассказ.

В данном задании не раскрыты действия по составлению плана, так как они уже известны учащимся (отработаны заранее).

Задание: составить сжатый пересказ по плану.

 Перечитать текст.

 Составить план (определить части, выделить в них главные предложения, озаглавить их).

 Рассказать о главном, о котором говорится в каждой части.

 Пересказать рассказ сжато, используя план; отразить самое главное и части.

 Проверить, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главное Сравнить подробный и сжатый пересказы (если они ранее были составлены).

Каждое новое задание и порядок его выполнения целесообразно вводить через несколько уроков В этом случае умения будут формироваться ступенчато: если первое умение уже почти сформировано, то последнее только еще вводится Отработка же их проходит параллельно, взаимосвязано, чтобы ни одно из них не было утрачено.

Чередование заданий на уроках зависит от объема, характера текста и степени знакомства с ним.

Для творческого подхода и продумывания логики выбора действий полезно вводить своеобразную дидактическую игру по карточкам В игре используются проблемные ситуации Делается это так Через 1-2 урока после введения соответствующего «порядка работы» детям раздаются карточки В них предлагается деформированная последовательность действий по изучаемым видам заданий Формулировка действий несколько изменена, чтобы главное внимание обращалось на смысл действий Перед каждым пунктом надо обозначить цифрой последовательность выполнения названного действия и вычеркнуть ненужный, лишний для этого задания пункт.

Если каждый урок чтения требует от ученика максимальной активности и самостоятельности от детей, то отпадает необходимость в специальной подготовке к обобщающим урокам, так как они готовятся к подобным занятиям в процессе текущих занятий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М.А Рыбникова), а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст

В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться» Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения В связи с этим возникает необходимость его совершенствования Современная начальная школа ориентирована на воспитание личности, характеризующееся творческим отношением к деятельности, критичностью мышления и самостоятельностью.

Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания - убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

 Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

 Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Литературное чтение в современной школе: сборик статей / Сост В.А Лазарева М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  2. Занков Л.В Избранные педагогические труды О начальном обучении М., 1999.
  3. Лавлинский С.П Технология литературного образования М., 2003.
  4. Российское образование в ХХI веке: новые рубежи М., 2001.
  5. Толстой Л.Н Антология гуманной психологии М., 1997.
  6. Щедровицкий Г.П Очерки по философии образования М., 1993.
  7. 1 Абизова Н.Н Литературное чтение 2 класс // Начальная школа Казахстана - 2005 - №4 - С 50-54
  8. 2 Активизация методов преподавания русского языка и литературы: сборник статей - Ленинград, 1960 - 184 с.
  9. Беленко И.Н Детские рисунки на уроках чтения Начальная школа - 1978 - №10 - С 41-44.
  10. Буряк В.К Самостоятельная работа учащихся: кн для учителя - М.: Просвещение, 1984 - 64 с.
  11. Веригина Н.А Формирование у студентов умения работать над изобразительно-выразительными средствами языка на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник КАСУ- 2005 -№2
  12. Вьюшина М.П Анализ художественного произведения //Начальная школа - 1989 - №5 - С 16-20.
  13. Гаврилычева Г Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников - 2008 - №5 - С 24 -27
  14. Гаркунова И.Л Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения // Обучение чтению младших школьников: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1981 - 143 с.
  15. Голенкина К.Т Активизация методов преподавания чтения и письма в начальных классах // Активизация методов преподавания русского языка и литературы: сборник статей - Ленинград, 1960 - С 6-32.
  16. Голенкина К.Т Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения в 1-2 классах// Начальная школа - 1970 - №7 - С 7-11
  17. Голубева Т.С Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения Начальная школа - 1971 - №3 - С 16-20.
  18. Граблева В.Н Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа - 2000 - №11.
  19. Гужова И.В Уроки литературного чтения в начальной школе [Текст] / Гужова И.В // Начальная школа - 2003 - №2 - С 89-102
  20. Гуковский Г.А Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике - Тула: Автограф, 2000.
  21. Давлюдова М.С Литературное чтение [Текст]: 4 класс // Начальная школа Казахстана - 2003 - № 10 - С 41-43.
  22. Джуанышбеков Н Какое литературное образование нам нужно?// Білім - Образование - 2001 - №1 - С.85-86

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Приложение

 

Тема: «Три друга»

 

Казахская народная сказка.

Тип урока: предметный урок.

Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора - сказкой.

Задачи: - отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения;

способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению;

воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

Методические приёмы: - самостоятельная работа учащихся в парах;

иллюстративно - наглядный;

работа с книгой;

словесный;

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», слоговые таблицы, сюжетные и предметные картинки, карточки с заданиями, таблицы для работы в парах, картинки с изображением настроения, аудиозапись.

План.

 Организационный момент.

 Актуализация знаний.

 Сообщение темы и  цели урока.

 Работа по теме урока.

 Домашнее задание.

 Рефлексия.

ХОД УРОКА

 Организационный момент.

Я рада вам, ребята, я рада видеть гостей в нашем классе, я рада свету, солнцу.

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «Пять»!

 Актуализация знаний.

Что такое «Устное народное творчество»? (УНТ - произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом)

Что такое сказка?

Какое определение сказки вы нашли в словарях?

Какими словарями вы пользовались?

Какие виды сказок вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые)

С чего начинается сказка? (с присказки, зачина)

Чем заканчивается? (концовкой)

Самостоятельная работа.

«Найди пару» (Соединить стрелками)

Из какой сказки зачин и концовка?

 Сообщение темы и  цели урока.

Послушайте музыку.

В исполнении какого инструмента звучит музыка? (домбра)

Информация о работе Методика урока чтение в современной школе