Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа
Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;
- дать обобщенную характеристику методам обучения чтения, разработанным отечественными авторами;
- наметить оптимальную методику обучения чтению в условиях современного социума.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5
1.2 Особенности организации учебной деятельности на уроках чтения в современной школе………………………………………………………………...11
2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19
2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19
2.2 Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе………………...21
2.3 Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение……………………………………………………24
2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Именно на этих теоретических основаниях выстроен наш учебно-методический комплект «Литературное чтение», состоящий из учебников, хрестоматий, методических поурочных разработок и пособия для учителя по методике анализа художественного текста В основу его положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе Для проведения последней в конце каждого учебника помещена пьеса, а в самих учебниках приводится много разнообразных игр Параллельно и в соотнесении с литературным материалом в учебниках помещены репродукции картин художников, обсуждение которых тоже является средством эстетического воспитания и частью системы эстетического воспитания Все тексты, помещенные в учебниках, имеют глубокое нравственное содержание, для выявления которого учащимся предлагается система вопросов и заданий И сами тексты, и задания год от года становятся сложнее и глубже, а степень самостоятельности учеников-читателей – все выше.
Другим основанием нашего комплекта является литературоведческая грамотность и усложняющаяся год от года читательская деятельность учащихся по анализу произведений и глубокому личностному принятию извлеченных из произведений нравственных ценностей Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия Оно является фундаментом нравственных представлений и убеждений учащихся.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Искусство, любое, каждый его вид – литература, живопись, музыка, – создает особыми своими средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность Слушая музыку, глядя на картину, «читая слова» в художественном произведении, человек попадает в плен «добровольной галлюцинации», такими яркими и глубокими бывают вызванные воображением картины жизни, нарисованные художником Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует им или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними Да и взрослый читатель, и даже такой умудренный опытом не только чтения, но и написания произведений, как Л.Н.Толстой, ищет в произведении человека, «похожего на себя», а найдя, соотносит себя, свой характер, поступки, свою жизнь с жизнью и характером героя Поэтому, как говорит Д.С Лихачев, «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке …Человек, много читавший, прожил три жизни…»
Вхождение ребенка в литературу, другими словами – в Культуру, Искусство начинается, или, во всяком случае, должно начинаться, в начальной школе на уроках «Литературного чтения» Конечно, в идеале все это происходит или должно происходить с самого момента рождения ребенка, в семье Первые мелодии, которые слышит ребенок, – это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература, в деле воспитания и образования учащихся Только это можно противопоставить тлетворному влиянию окружающей среды, ТВ, с развращающим влиянием которых за души детей очень трудно бороться.
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие такого текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно-аналитическое Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.
Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка Чем мы можем и должны помочь ученику, что нам надо знать и уметь, как жить самим, чтобы быть образцом для детей? Как работать с детьми на уроке, чтобы ученикам и потом, после школы, захотелось читать замечательные произведения русской и мировой литературы, воспитательный потенциал которых просто трудно переоценить, и читать, вбирая в себя нравственные и эстетические сокровища, понимая, что «чтение есть лучшее учение»?
Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений Но как организовать этот процесс? Чем должны отличаться уроки литературного чтения от других предметов? Что изучают на этих уроках? Какова специфика учебной деятельности учащихся, как ее оценивать и как отслеживать литературное развитие учащихся? Весь опыт моей учительской работы и работы с учителями в качестве методиста убеждает меня в том, что это важнейшие вопросы, решать которые мало кто помогает учителю Основы герменевтики, науки о принципах и способах интерпретации, толкования художественного текста, не читаются в педвузах, методической литературы, помогающей учителю в этом вопросе, почти нет Поэтому одновременно с первым учебником «Литературное чтение» для первого класса я написала пособие для учителя по методике и технологии анализа художественных произведений на уроке Такая помощь особенно нужна педагогу начальной школы, который уникален в том отношении, что ведет все предметы, – и такие, основу которых составляют научные знания: математика, русский язык, природоведение; и такие, которые по сути своей являются искусством: литература, рисование, а иногда и музыка.
Огромную помощь в организации работы с учениками-читателями на уроке литературного чтения учитель начальной школы может почерпнуть из методики преподавания литературы, ведь не важно, в каком классе изучается произведение: принципы и методы анализа будут едины, разница в возрасте учащихся, их жизненном опыте и психических возрастных особенностях Очень точным и емким определением методики работы на уроках «Литературного чтения» и до сих пор могут служить представления М.А Рыбниковой, прекрасной методистки, к сожалению, забытой сегодня, о том, что на уроках литературы «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» Что это значит? И почему именно о таком понимании школьной литературы мы говорим сегодня, почему именно сегодня мы вспоминаем слова М.А Рыбниковой? Да потому, что именно такой подход к предмету литература как к области образования Человека отвечает целям современной школы и помогает нам решать задачи воспитания детей на великих и прекрасных образцах, сохраненных человечеством в искусстве и культуре.
Традиционная школа прекрасно умела учить, передавать знания И ее наработки в этом вопросе нам не надо выбрасывать, как мы делаем очень часто сегодня, необоснованно и необдуманно подчиняясь моде на «инновации» и неуемному зуду реформаторства Вооружить детей прочными знаниями – задача школы и сегодня На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая Но одного этого для развития мало, тем более – для развития личности, ее образования Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, – хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.
Всякое строительство, а значит, и развитие, в том числе личностное, начинается с закладывания фундамента Фундаментом развивающейся личности являются знания того, что до ее прихода в мир выработало человечество, к которому она, эта личность, принадлежит Это и знания, и нравственные ценности, опираясь на которые жило человечество, сохраняясь как вид, т.е оставаясь человечеством Нравственные ценности – это знания с личностным отношением к ним, нравственные понятия, принятые человеком, ставшие его убеждениями, которые, как говорят психологи, есть осмысленные и прочувствованные личностью знания нравственных норм, ставшие основой поведения человека Значит, школа должна не только познакомить детей с общечеловеческими нравственными ценностями, но и организовать педагогический процесс принятия их и закрепления в поступках учащихся «Урок литературы – это обретение детьми системы знаний, методов анализа и этических норм и правил как ориентиров в жизни», – утверждает современный философ и педагог В.А Разумный.
Но эти задачи требуют коренного изменения работы школы, и на наших глазах происходит смена обучающей парадигмы на образовательную Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено, во-первых, соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному освоению учениками, во-вторых, знаниями и умениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению учениками Эта часть педагогической работы сегодня по причинам нравственного, а вернее, безнравственного состояния общества особенно важна.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.
1.2 Особенности организации
Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в Культуру?
На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
– думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.
Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей Л.Н Толстой говорил: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» Значит, читательская работа – воспринять авторское отношение к изображаемому, и тогда нравственные ценности писателя могут стать достоянием читателя Мы говорим – «могут», потому что, для того чтобы это произошло, нужно прежде всего помочь маленькому читателю распознавать эти известные (писателю!) «внешние знаки».
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова Другими словами – сформироватьчитательские умения и навыки, главные из которых:
Информация о работе Методика урока чтение в современной школе