Методика урока чтение в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск оптимальной технологии обучения чтению младших школьников в условиях современного социума, обоснование применения рациональных приемов и методов обучения чтения в современной начальной школе.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
- раскрыть сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению;
- дать обобщенную характеристику методам обучения чтения, разработанным отечественными авторами;
- наметить оптимальную методику обучения чтению в условиях современного социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………….5
1.1 Цели и задачи современной школы, роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся……………………………………………….5
1.2 Особенности организации учебной деятельности на уроках чтения в современной школе………………………………………………………………...11
2 МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..19
2.1 Специфика уроков литературного чтения……………………………………19
2.2 Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе………………...21
2.3 Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение……………………………………………………24
2.4 Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДИКА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Итак, каким же должен быть урок, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся? Прежде всего скажем, что это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство И цель работы на этом уроке – развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст Мы специально обращаем на этот аспект внимание учителя начальной школы, так как именно ему приходится преподавать все школьные предметы, каждый из которых имеет свою логику изучения и свое основание И на уроке литературного чтения содержание работы учителя, логика этой работы, методика, его результаты – тоже другие См схему на с 9.

Мы видим, что содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся Учитель работает не репродуктивными, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е внутренне активные методы обучения «на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и т.п.), как советовала М.А Рыбникова Результаты учебной деятельности учащихся – во внутренних личностных духовных изменениях, освоении и присвоении эстетических и нравственных ценностей учениками-читателями Причем сущность этих результатов такова, что они могут проявиться при отстраненном контроле.

Остановимся особо на некоторых интерактивных формах организации специфической деятельности учащихся на уроке литературного чтения, в частности, на рисунке, чтобы прояснить наши позиции по отношению к этому известному и вполне законному методическому приему, используемому в начальной школе как «устное словесное рисование».

На наших уроках дети много рисуют, причем именно на уроке, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и особенно при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия Именно через рисунки детей к произведениям учитель может получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу Мы попросили однажды детей нарисовать Синюшкин колодец из сказа П.П Бажова и получили шесть рисунков, где был изображен посреди двора обыкновенный сруб с журавлем Это означало, что учащиеся подменили авторский образ своим, а ведь это один из серьезнейших дефектов восприятия художественного произведения, как говорит психолог О.И Никифорова, и показатель того, что ученик-читатель не осознает образной природы искусства и не умеет «вызвать» работу своего воображения и представить адекватный художественный образ И, кроме того, если читатель не вошел в художественное пространство, дальнейшая работа над ним, восприятие авторской идеи, системы образов, интерес к способам их изображения не приведут к желаемым результатам.

В процессе многолетнего осмысления этого методического приема мы выяснили, что с помощью рисунков детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения Например, мы попросили детей нарисовать главного, а точнее, заглавного героя сказки А.П Платонова «Неизвестный цветок» И с грустью выяснили, что почти половина наших учеников-читателей не поняли авторской идеи сказки, поскольку нарисовали не вырастающий на скудной почве, пробивающийся через сор и камни трудолюбивый Цветок, а просто красивый, безликий, обычный цветок То есть мысль писателя о труде души человека по самотворению, о терниях, через которые приходится пробиваться, о том из «какого сора», на каком «пустыре» может вырасти прекрасное создание, будь то стихи, цветок или человек, эта великая истина не была воспринята читателями А ведь учитель добросовестно прочитал произведение, по вопросам учебника проанализировал, как говорится, «прошел» его по программе, но, по сути дела, прошел мимо него.

Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее В этом воспитательный смысл игры В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли Конечно, и в соревновательных играх происходят те же процессы, но в них нет вхождения в ситуацию жизни другого человека, проигрывания различных нравственных ситуаций, поисков выхода, необходимости организации взаимодействия с другими – того, что требуют условия ролевой игры.

Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А.Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их Они могут быть очень простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую Например, мы использовали для проверки знаний учащихся по объемной и сложной теме «Мифы» игру «Литературный футбол» Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е удар прямо в «ворота», т.е вопрос вратарю Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения Мы проводили игру «Мой любимый бог и герой мифа», где дети не только представляли греческих и русских богов и героев, но и инсценировали мифы об амазонках и Костроме и Купале.

Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя», как говорят представители очень перспективного направления современной трансперсональной психологии (К и Н.Роджерс) У каждого человека, утверждают они, есть «внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству Дети естественным образом любопытны и творчески… Они учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя» Очень важны сегодня следующие мысли ученых: «Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить Перекрыть этот процесс – значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом …Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами… беспощадной критикой того, что мы делаем» Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках – необходимое, особенно сегодня, направление педагогической деятельности Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребенка его литературное творчество на уроке и дома Конечно, думать, что всех учеников можно, например, научить писать стихи, не стоит Но призвать их попытаться создать свое лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение, увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития? «…Стихи – продолженье мое и начало», – как сказал поэт А М.А Рыбникова подарила нам, учителям литературы, такую замечательную методическую формулу: «От маленького писателя – к большому читателю», где обозначила и главный принцип, и путь развития не только читательского, но и личностного Работа над развитием творческих способностей учащихся ведется на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь Мы имеем в виду и сами тексты, и степень самостоятельности, и уровень «творческости», креативности, как сегодня говорят Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «голому, неукрашенному», как определи сами дети, нехудожественному тексту Это – подражание мастерам, «работа по образцу» Например, после того, как дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения Или дописать рассказ, который прочитан без окончания Особенно хороши в этом смысле миниатюры В.А Сухомлинского.

Затем степень самостоятельности ученика-читателя увеличивается Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они еще не могут Эта работа – тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета (по В.Я Проппу – функции См его работу «Морфология сказки»), а затем придумывали свои сюжеты Много очень интересных видов творческих работ детей над сказкой учитель найдет в книге Дж Родари «Грамматика фантазии» А затем – собственно творчество учащихся, когда они сочиняют стихи и рассказы, создают самые настоящие творческие проекты, как, например, после чтения «Мехового интерната» Э.Н Успенского дети должны были придумать свою школу, с любыми учениками: зверушками (были собачьи и кошачьи и даже пингвинья школы), птицами (попугаячья) и людьми (автор этого проекта отобрал из своего класса 12 человек, которых бы он хотел учить) Авторы проекта должны были, кроме того, создать макет школы, нарисовать класс и «рассадить» своих учеников по партам, а также написать «конспект» любого урока.

Вопрос, очень важный при решении образовательных задач, – как оценивать результаты учебной деятельности учащихся в рамках развивающего урока В традиционной школе, где цель урока – передача знаний учащимся, все очень просто: учитель рассказал новый материал, закрепил, т.е повторил то, что рассказывал, дети прочитали текст, пересказали его, ответили на вопросы учителя, заучили – и все: чем ближе к тому, о чем рассказывалось, тем выше оценка А как «замерить» литературное или, что еще труднее, нравственное развитие? Тем более что под развитием понимается не только количественное накопление знаний и умений, но главным образом – качественные внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способности самостоятельного решения задач Как оценить самостоятельный анализ художественного произведения, где мнения читателей могут не совпадать и расходиться с учительским? Как оценивать сочиненную учениками сказку или рассказ? К сожалению, этот важнейший вопрос о критериях литературного развития, способах выявления его уровня и оценки самостоятельной и творческой работы учащихся сегодня еще до конца не проработан.

Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод:

1) показателем литературного развития  учащихся являются их собственные  навыки анализа художественных  произведений разных литературных родов при знании основных литературоведческих понятий, определенных стандартами начального литературного образования;

2) качественными показателями уровня  восприятия художественного произведения  можно считать, на наш взгляд, умение учеников-читателей увидеть картину, нарисованную автором в произведении, адекватно авторскому замыслу, включиться в резонансное сопереживание и понять авторскую идею;

3) оценивая самостоятельный анализ  произведений учащимися, мы считаем  низким, вторым, уровнем («тройка»), если ученик хорошо пересказывает текст, думая в основном над тем, что в нем происходит и кто и как действует; третьим («четверка») – если ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие; высоким, четвертым («пятерка»), когда ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и высказывает свое личное отношение к тому, о чем говорит Конечно, все это – на уровне возможностей ученика начальной школы и в соответствии с требованиями стандартов начального литературного образования.

Еще труднее «замерить» результаты нравственного развития учащихся, да еще в таком возрасте Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учитель начальной школы очень близок и открыт детям – общаясь с ними, он сохраняет и культивирует в себе детскость и творческость, без чего нельзя работать с детьми этого возраста И, самое главное, он видит учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях учащихся гораздо точнее и серьезнее, чем слова.

Информация о работе Методика урока чтение в современной школе