Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести
Объектом исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина»
Цель работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести

Задачи исследования:

1.изучить историю создания повести;
2.исследовать образ Петербурга в повести

Содержание

Введение 3

Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8

1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15

Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18

( на материале первых двух частей повести)

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе                                                 8                    

1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького          15

Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького    18

            ( на материале первых двух частей повести)                                      

Заключение                                                                                                             25                                                                                      

Список  использованной литературы                                                                 27                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Петербург притягивает к себе внимание своей удивительной историей.   Несомненно, этот город играет особую роль в русской культуре. Поэты всегда очень тонко чувствовали необычность Петербурга. Во все времена, прежде всего, пытались запечатлеть яркие детали внешнего облика города и его внутренней непростой сути. С самого момента своего возникновения  Петербург стал восприниматься не только как конкретный город, новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего, с одной стороны, а с другой стороны - как город – мертвец, город, проклятой ошибки..  

       Подробному и внимательному изучению романа А.М.Горького "Жизнь Клима Самгина" положили начало публикации первых глав произведения на страницах журнала "Красная новь" (1927 год) и затем выход первой книги романа отдельным изданием в том же году. Основные направления, по которым развивалось исследование романа, были выработаны за истекшие десятилетия в многочисленных трудах исследователей.          

       Вопросы о связях горьковского произведения с современной романистикой, его месте в литературном контексте 20-х годов уже затрагивались, однако этот анализ был сосредоточен в основном на отдельных аспектах содержания романа. Кроме того, изучение творчества Горького не было лишено определенных общих недостатков, характерных для исследования русской литературы после 1917 года. Это проявилось в "канонизации" Горького как классика социалистического реализма в 40-е годы; в 80-90-с годы эта "канонизация" обернулась тотальной и чаще всего несправедливой дискредитацией.  

     В осмыслении проблематики "Жизни Клима Самгина" следует выделить, на наш взгляд, несколько этапов, отличающихся друг от друга и по оценкам, и по глубине восприятия материала. В течение первого, прижизненного периода (конец 20-х — первая половина 30-х годов) восприятие романа Горького читателями и критикой в целом шло под знаком критической интерпретации образа Самгина как определенного историко-культурного типа русской интеллигенции рубежа веков. Сам Горький, внимательно следивший за восприятием романа и его заглавного героя, возражал против прочтения своего романа только в рамках актуальных для 30-х годов социально-политических оценок. Однако горьковские возражения практически не были приняты во внимание.

      В русле этой тенденции прочитывается и горьковский роман. Среди работ этих десятилетий отметим исследования общего характера: "Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина" Н.Никулиной (М.,1969), 'Творчество М.Горького" Б.Михайловского и Е.Тагера (М., 1968).       

      Однако и в этот период исследование горьковского романа не было однозначным. Так, А.В. Луначарский, много сделавший для развития методологии советского горьковедения, в 1933 году первым заговорил о создании подробного научного комментария к роману. 

      Реальный комментарий к роману, вошедший в 25-й том Полного собрания сочинений А.М.Горького (М., 1976), составлен под руководством проф. А. Овчаренко многочисленной группой авторов, среди которых — И.И.Вайнберг, Н.Н.Жегалов, И.А.Ревякина, А.М.Крюкова, М.М.Пешкова, М.А.Семашкина, В.Ю.Троицкий и другие.       

    Важными представляются нам и исследования этих лет, в которых предпринимаются плодотворные попытки ввести роман (а часто и творчество Горького в целом) в определенный литературный контекст XX века, пока еще относительно неширокий.

      Повесть Горького начинает восприниматься и осознаваться включенным в постоянно движущийся и развивающийся литературный процесс XX века [Овчаренко 1982: 467].           

     Шестидесятые годы — время, когда литературоведческое исследование творчества Горького и романа "Жизнь Клима Самгина" становится более  разветвленным. Это анализ основных направлений и образов романа, в том числе и образа центрального персонажа. Следует отметить работу

Резникова Б. «Повесть Горького «Жизнь Клима Самгина». Проблема жанра и стиля» (Петрозаводск,1964). Он первый рассматривает жанровую форму книги М. Горького, называя ее повестью. В своей работе мы будем опираться на его определение, так как нам оно кажется более подходящим определением жанровой формы.

     Общие литературоведческие проблемы решаются в монографических исследованиях "Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" И.Новича (М.,1969), "Эпопея М.Горького "Жизнь Клима Самгина" П.Строкова (М.,1967). Семидесятые - восьмидесятые годы — период, когда тема контекстов изучения романа обретает широту и глубину.  Важное место здесь занимают работы И.Вайнберга ("За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина" (М.,1976); "Жизнь Клима Самгина" М.Горького" (историко-литературные комментарии) (М.1978),А.Волкова "Художественный мир Горького" (М.,1978), А.Овчаренко «М.Горький и литературные искания двадцатого столетия» (М.,1982), Ю.Авдреева "Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" как произведение социалистического реализма" (М.,1983), В.Зайцева "Познание России. М.Горький. "Жизнь Клима Самгина" (М.,1984).

       Продолжаются исследования связей романа Горького с произведениями классической русской литературы А.Нинов. "М.Горький и Ив.Бунин. История отношений. Проблемы творчества" (М.,1985). Появляется работа Н.Никулиной "Философия сознания в романе М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (М.,1983).

       Исследуют параллели творчества Горького и крупнейших русских романистов девятнадцатого столетия В.Шеншин "Памфлетный образ у Ф.М.Достоевского и его традиции в советском романе" (М.,1981): М.Ермакова "Развитие традиций Достоевского-романиста в новаторском искусстве Горького" (М.,1982); С.Заика "П.Толстой и М.Горький" (М.,1989). Отметим также книгу З.Османовой 'Творчество М.Горького и судьбы советского романа" (М.,1978).   

     Фундаментальное значение для горьковедения этого периода приобретает работа над Академическим собранием сочинений А.М.Горького. Среди работ, посвященных исследованию горьковского романа, наибольший интерес в контексте нашего исследования представляют монография М.Ермаковой "Некоторые аспекты развития традиций русского романа в новаторском искусстве Горького", исследование Е.Мущенко "Опыт романного мышления М.Горького как обобщение поисков новой концепции человека и мира в эпоху рубежа", книга А.Удодова "Динамика концепции человека в творчестве М.Горького на рубеже ХIХ-ХХ веков".    

      В девяностые годы становится доступным новый пласт материалов, ранее "закрытых" для исследователя. Это касается, в том числе, некоторых моментов биографии и не разработанных ранее аспектов творчества А.М.Горького [С.И. Сухих, 1993: 43] . В связи с тем, что содержание этих материалов очень разнообразно, объем — достаточно велик, а характер порой носит черты явной претенциозности или сенсационности, не всегда при этом соответствующей истине, мы не находим  пока действительно необходимым расставлять здесь сколько-нибудь определенные акценты.  

     Впрочем, в потоке литературной критики и литературоведческих исследований девяностых годов мы можем особо отметить несколько изданий. Это работа Л.Спиридоновой "Горький: диалог с историей" (М.,1994), которая, кроме рассмотрения собственно литературоведческих вопросов, представляет собой существенное заполнение некоторых "белых пятен" горьковской биографии, долгое время остававшихся "за кадром" и для большинства читателей, и для значительной части филологов, литературоведов, биографов. Отметим здесь и очень важное в рассматриваемом плане издание "Горький и его эпоха. Исследования и материалы". Существенные штрихи в исследование творчества Горького внесены также Н.Примочкиной в книге "Писатель и власть. М.Горький в литературном движении двадцатых годов" (М.,1996), в которой на основе архивных данных, не публиковавшихся ранее писем и воспоминаний подробно проанализированы важнейшие аспекты личных и творческих связей писателя с его современниками, как представителями литературы начала века, так и авторами произведений "новой прозы" 20-30 годов. Не менее интересной и глубокой представляется нам монография С.Сухих "Заблуждения и прозрения М.Горького" (Нижний Новгород, 1992).   

      Можно сказать, что за несколько последних десятилетий в критике и литературоведении накоплен величайший по значимости, содержанию и объему литературный и историко-биографический материал, касающийся самых разнообразных аспектов личности А.М.Горького — писателя, критика, общественного деятеля.                                                                            

    Критические и литературоведческие работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты горьковского романа, начинают появляться в печати уже после опубликования фрагментов и особенно выхода в свет отдельным изданием первой части "Жизни Клима Самгина" в 1927 году. В этот период спектр оценок романа и отзывов о нем становится наиболее широком.

     Именно в это время со страниц центрального теоретического журнала в адрес Горького прозвучат упреки в изменении прежних взглядов на социальные проблемы, в равнодушии, "граничащем с полной холодностью", "объективизме", который "превращается в безучастие", недостаточно ясной очерченности характеров, в том, что споры персонажей романа — не более чем "гигантский, бесконечный: одурманивающий диспут"'.  

     Последовательными защитниками романа выступают "попутчики", которые отмечают широту и смелость замысла, четкую обрисовку персонажей, яркость отдельных сцен и эпизодов, выразительность языка произведения, высоко оценивают мастерство Горького в выявлении социальных факторов, приводящих к деформации одаренной человеческой личности. Публикации второй и третьей частей "Жизнь Клима Самгина" (1928 и 1931 годы) расширяют тематику критических оценок романа.        

      Вышедшая в 1931 году вторая книга горьковского романа воспринимается критикой как "энциклопедия мудрствований русской интеллигенции", создаваемой Горьким "для себя, для своего "внутреннего процесса", с целью "разобраться, что же именно его. Горького, приводило к ошибкам"'. Таким образом, произведение Горького стало несомненным знаком эпохи, отразившим самые характерные для нее художественные проблемы и противоречия.

    В курсовой работе мы будем исследовать образ Петербурга у М.Горького на материале первых двух частей его четырехтомной книги «Жизнь Клима Самгина». 

    Следует отметить, что образ Петербурга  в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» попал в поле зрения лишь у современных исследователей.     

    Современники Горького и исследователи XX века уделяли особое внимание образу Клима Самгина и вскользь затрагивали тему образа народа. Поэтому, мы считаем данную тему актуальной, в связи с ее малоизученностью, что позволяет нам обратить внимание на то, как Петербург влияет на людей, живущих в нем, и каким город предстает перед людьми, жившими в провинциальных городах. 
 

Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести 

Объектом  исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина» 

Цель  работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести 
 

Информация о работе Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького