Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа
Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести
Объектом исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина»
Цель работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести
Задачи исследования:
1.изучить историю создания повести;
2.исследовать образ Петербурга в повести
Введение 3
Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8
1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15
Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18
( на материале первых двух частей повести)
Заключение 25
Список использованной литературы 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8
1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15
Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18
( на материале первых двух частей повести)
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Петербург притягивает к себе внимание своей удивительной историей. Несомненно, этот город играет особую роль в русской культуре. Поэты всегда очень тонко чувствовали необычность Петербурга. Во все времена, прежде всего, пытались запечатлеть яркие детали внешнего облика города и его внутренней непростой сути. С самого момента своего возникновения Петербург стал восприниматься не только как конкретный город, новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего, с одной стороны, а с другой стороны - как город – мертвец, город, проклятой ошибки..
Подробному и внимательному изучению романа А.М.Горького "Жизнь Клима Самгина" положили начало публикации первых глав произведения на страницах журнала "Красная новь" (1927 год) и затем выход первой книги романа отдельным изданием в том же году. Основные направления, по которым развивалось исследование романа, были выработаны за истекшие десятилетия в многочисленных трудах исследователей.
Вопросы о связях горьковского произведения с современной романистикой, его месте в литературном контексте 20-х годов уже затрагивались, однако этот анализ был сосредоточен в основном на отдельных аспектах содержания романа. Кроме того, изучение творчества Горького не было лишено определенных общих недостатков, характерных для исследования русской литературы после 1917 года. Это проявилось в "канонизации" Горького как классика социалистического реализма в 40-е годы; в 80-90-с годы эта "канонизация" обернулась тотальной и чаще всего несправедливой дискредитацией.
В осмыслении проблематики "Жизни Клима Самгина" следует выделить, на наш взгляд, несколько этапов, отличающихся друг от друга и по оценкам, и по глубине восприятия материала. В течение первого, прижизненного периода (конец 20-х — первая половина 30-х годов) восприятие романа Горького читателями и критикой в целом шло под знаком критической интерпретации образа Самгина как определенного историко-культурного типа русской интеллигенции рубежа веков. Сам Горький, внимательно следивший за восприятием романа и его заглавного героя, возражал против прочтения своего романа только в рамках актуальных для 30-х годов социально-политических оценок. Однако горьковские возражения практически не были приняты во внимание.
В русле этой тенденции прочитывается и горьковский роман. Среди работ этих десятилетий отметим исследования общего характера: "Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина" Н.Никулиной (М.,1969), 'Творчество М.Горького" Б.Михайловского и Е.Тагера (М., 1968).
Однако и в этот период исследование горьковского романа не было однозначным. Так, А.В. Луначарский, много сделавший для развития методологии советского горьковедения, в 1933 году первым заговорил о создании подробного научного комментария к роману.
Реальный комментарий к роману, вошедший в 25-й том Полного собрания сочинений А.М.Горького (М., 1976), составлен под руководством проф. А. Овчаренко многочисленной группой авторов, среди которых — И.И.Вайнберг, Н.Н.Жегалов, И.А.Ревякина, А.М.Крюкова, М.М.Пешкова, М.А.Семашкина, В.Ю.Троицкий и другие.
Важными представляются нам и исследования этих лет, в которых предпринимаются плодотворные попытки ввести роман (а часто и творчество Горького в целом) в определенный литературный контекст XX века, пока еще относительно неширокий.
Повесть Горького начинает восприниматься и осознаваться включенным в постоянно движущийся и развивающийся литературный процесс XX века [Овчаренко 1982: 467].
Шестидесятые годы — время, когда литературоведческое исследование творчества Горького и романа "Жизнь Клима Самгина" становится более разветвленным. Это анализ основных направлений и образов романа, в том числе и образа центрального персонажа. Следует отметить работу
Резникова Б. «Повесть Горького «Жизнь Клима Самгина». Проблема жанра и стиля» (Петрозаводск,1964). Он первый рассматривает жанровую форму книги М. Горького, называя ее повестью. В своей работе мы будем опираться на его определение, так как нам оно кажется более подходящим определением жанровой формы.
Общие литературоведческие проблемы решаются в монографических исследованиях "Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" И.Новича (М.,1969), "Эпопея М.Горького "Жизнь Клима Самгина" П.Строкова (М.,1967). Семидесятые - восьмидесятые годы — период, когда тема контекстов изучения романа обретает широту и глубину. Важное место здесь занимают работы И.Вайнберга ("За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина" (М.,1976); "Жизнь Клима Самгина" М.Горького" (историко-литературные комментарии) (М.1978),А.Волкова "Художественный мир Горького" (М.,1978), А.Овчаренко «М.Горький и литературные искания двадцатого столетия» (М.,1982), Ю.Авдреева "Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" как произведение социалистического реализма" (М.,1983), В.Зайцева "Познание России. М.Горький. "Жизнь Клима Самгина" (М.,1984).
Продолжаются исследования связей романа Горького с произведениями классической русской литературы А.Нинов. "М.Горький и Ив.Бунин. История отношений. Проблемы творчества" (М.,1985). Появляется работа Н.Никулиной "Философия сознания в романе М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (М.,1983).
Исследуют параллели творчества Горького и крупнейших русских романистов девятнадцатого столетия В.Шеншин "Памфлетный образ у Ф.М.Достоевского и его традиции в советском романе" (М.,1981): М.Ермакова "Развитие традиций Достоевского-романиста в новаторском искусстве Горького" (М.,1982); С.Заика "П.Толстой и М.Горький" (М.,1989). Отметим также книгу З.Османовой 'Творчество М.Горького и судьбы советского романа" (М.,1978).
Фундаментальное значение для горьковедения этого периода приобретает работа над Академическим собранием сочинений А.М.Горького. Среди работ, посвященных исследованию горьковского романа, наибольший интерес в контексте нашего исследования представляют монография М.Ермаковой "Некоторые аспекты развития традиций русского романа в новаторском искусстве Горького", исследование Е.Мущенко "Опыт романного мышления М.Горького как обобщение поисков новой концепции человека и мира в эпоху рубежа", книга А.Удодова "Динамика концепции человека в творчестве М.Горького на рубеже ХIХ-ХХ веков".
В девяностые годы становится доступным новый пласт материалов, ранее "закрытых" для исследователя. Это касается, в том числе, некоторых моментов биографии и не разработанных ранее аспектов творчества А.М.Горького [С.И. Сухих, 1993: 43] . В связи с тем, что содержание этих материалов очень разнообразно, объем — достаточно велик, а характер порой носит черты явной претенциозности или сенсационности, не всегда при этом соответствующей истине, мы не находим пока действительно необходимым расставлять здесь сколько-нибудь определенные акценты.
Впрочем, в потоке литературной критики и литературоведческих исследований девяностых годов мы можем особо отметить несколько изданий. Это работа Л.Спиридоновой "Горький: диалог с историей" (М.,1994), которая, кроме рассмотрения собственно литературоведческих вопросов, представляет собой существенное заполнение некоторых "белых пятен" горьковской биографии, долгое время остававшихся "за кадром" и для большинства читателей, и для значительной части филологов, литературоведов, биографов. Отметим здесь и очень важное в рассматриваемом плане издание "Горький и его эпоха. Исследования и материалы". Существенные штрихи в исследование творчества Горького внесены также Н.Примочкиной в книге "Писатель и власть. М.Горький в литературном движении двадцатых годов" (М.,1996), в которой на основе архивных данных, не публиковавшихся ранее писем и воспоминаний подробно проанализированы важнейшие аспекты личных и творческих связей писателя с его современниками, как представителями литературы начала века, так и авторами произведений "новой прозы" 20-30 годов. Не менее интересной и глубокой представляется нам монография С.Сухих "Заблуждения и прозрения М.Горького" (Нижний Новгород, 1992).
Можно сказать, что за несколько
последних десятилетий в критике и литературоведении
накоплен величайший по значимости, содержанию
и объему литературный и
историко-биографический материал, касающийся
самых разнообразных аспектов личности
А.М.Горького — писателя,
критика, общественного деятеля.
Критические и литературоведческие работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты горьковского романа, начинают появляться в печати уже после опубликования фрагментов и особенно выхода в свет отдельным изданием первой части "Жизни Клима Самгина" в 1927 году. В этот период спектр оценок романа и отзывов о нем становится наиболее широком.
Именно в это время со страниц центрального теоретического журнала в адрес Горького прозвучат упреки в изменении прежних взглядов на социальные проблемы, в равнодушии, "граничащем с полной холодностью", "объективизме", который "превращается в безучастие", недостаточно ясной очерченности характеров, в том, что споры персонажей романа — не более чем "гигантский, бесконечный: одурманивающий диспут"'.
Последовательными защитниками романа выступают "попутчики", которые отмечают широту и смелость замысла, четкую обрисовку персонажей, яркость отдельных сцен и эпизодов, выразительность языка произведения, высоко оценивают мастерство Горького в выявлении социальных факторов, приводящих к деформации одаренной человеческой личности. Публикации второй и третьей частей "Жизнь Клима Самгина" (1928 и 1931 годы) расширяют тематику критических оценок романа.
Вышедшая в 1931 году вторая книга горьковского романа воспринимается критикой как "энциклопедия мудрствований русской интеллигенции", создаваемой Горьким "для себя, для своего "внутреннего процесса", с целью "разобраться, что же именно его. Горького, приводило к ошибкам"'. Таким образом, произведение Горького стало несомненным знаком эпохи, отразившим самые характерные для нее художественные проблемы и противоречия.
В курсовой работе мы будем исследовать образ Петербурга у М.Горького на материале первых двух частей его четырехтомной книги «Жизнь Клима Самгина».
Следует отметить, что образ Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» попал в поле зрения лишь у современных исследователей.
Современники Горького и исследователи
XX века уделяли особое внимание образу
Клима Самгина и вскользь затрагивали
тему образа народа. Поэтому, мы считаем
данную тему актуальной, в связи с ее малоизученностью,
что позволяет нам обратить внимание на
то, как Петербург влияет на людей, живущих
в нем, и каким город предстает перед людьми,
жившими в провинциальных городах.
Предмет
исследования: Смысл и функция образа
Петербурга в повести М.Горького «Жизнь
Клима Самгина» на материале первых двух
частей повести
Объектом
исследования является повесть М.Горького
«Жизнь Клима Самгина»
Цель
работы: исследовать поэтику образа
Петербурга в повести
Информация о работе Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького