Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести
Объектом исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина»
Цель работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести

Задачи исследования:

1.изучить историю создания повести;
2.исследовать образ Петербурга в повести

Содержание

Введение 3

Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8

1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15

Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18

( на материале первых двух частей повести)

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

    Интересно отметить, что к восприятию  белых ночей в Петербурге есть две точки зрения. Если Клим возмущается белыми ночами, он говорит, что они влияют на психику человека, сделав его неврастеником. И наоборот, Марина Премирова говорит, что Петербург в период белых ночей воздушен. Она отмечает, что любит город, но при этом сегодня она может поссориться с городом, то уже завтра вновь примериться с городом.

   Когда Варвара приезжает из Петербурга, в разговоре с Климом, она говорит, что в Петербурге меньше интересного, но Москву она называет маслянистой.

   Ветер окутывает город холодным дымом. Снова встречаем желтый цвет, но в данной зарисовке зарево не просто желтое, оно мутно-желтое.  Воздух в городе сырой и даже шум угрюмый, нет признаков для радости.

   «Дул ветер, окутывая вокзал холодным дымом, трепал афиши на стене, раскачивал опаловые жужжащие пузыри электрических фонарей на путях. Над нелюбимым городом колебалось мутно-желтое зарево, в сыром воздухе плавал угрюмый шум, его разрывали тревожные свистки маневрирующих паровозов» (T.XXII, C. 527).

    Странным представляется нам описание людей города. То они немы, бездушны, черствы и безлики, то скорее напоминают автору фигуры лишь напоминающие человека. Очень интересно сравнение неба с застывшей тучей грязно-рыжего дыма.

    «Ехали долго, по темным улицам, где ветер был сильнее и мешал говорить, врываясь в рот. Черные трубы фабрик упирались в небо, оно имело вид застывшей тучи грязно-рыжего дыма, а дым этот рождался за дверями и окнами трактиров, наполненных желтым огнем. В холодной темноте двигались человекоподобные фигуры, покрикивали пьяные, визгливо пела женщина, и чем дальше, тем более мрачными казались улицы» (T.XXII, C.529).

   Встретив Туробоева на Варшавском вокзале, Клим вместе с ним отправляется послушать «попика, который организует рабочих». Перед Климом предстал небольшой попик, черноволосый, с черненьким лицом, бегал, размахивая…». Собравшиеся люди напоминают слепых, они не оценивают трезво сложившуюся политическую ситуацию в стране. И этот самый попик даже не пытается объяснить, он просто пытается управлять толпой. И среди всей этой безликой толпы, трезво оценивающий ситуацию, предстает кочегар. Он смотрит в суть вставшего вопроса, он смотрит вперед, представляя, чем все может обернуться. Не случайно охарактеризовать толпу можно словами человека с голым черепом: «Как слепые в овраг» (T.XXII, C. 532). От всего увиденного Климу становится плохо.

 «В нем быстро укреплялась уверенность, что надвигается великое историческое событие, после которого воцарится порядок, а бредовые люди выздоровеют или погибнут. С этой уверенностью  
Самгин и шел рано утром воскресенья по Невского. Серенький день был успокоительно обычен и не очень холоден, хотя вздыхал суховатый ветер и лениво сеялся редкий, мелкий снег. Несмотря на раннюю пору, людей на улице было много, но казалось, что сегодня они бесцельно и более разобщено, чем всегда. Преобладали хорошо одетые люди, большинство двигалось в сторону Адмиралтейства, лишь из боковых  улиц выбегали и торопливо шли к Знаменской площади небольшие группы молодежи, видимо – мастеровые. Экипажей заметно меньше. Очень успокаивало Самгина полное отсутствие монументальных городовых на постах, успокаивало и то, что Невский проспект в это утро казался тише, скромнее, чем обычно, и не так глубоко прорубленным в сплошной массе каменных домов» (T.XXII, C. 543).

   Мы уже можем увидеть подготовку к событиям 9 января 1905 года. Но еще наблюдается спокойствие толпы, чистота нарядов. Многие даже не знают, какие последствия могут произойти. И еще один интересный факт-отсутствие городовых. Складывается впечатление, что народ специально пропускают на площадь, заранее зная о предстоящих последствиях. Люди как бы попадают в западню. Также наше внимание приковывает то, что в основной массе идут мужчины средних лет, редко встречаются женщины. Отметим, что представителей молодежи нет, или это небольшие группки.

   «Когда вышли к Невке, Самгин увидал, что по обоим ее берегам к Сампсониевскому мосту бесконечными черными вереницами тянутся рабочие. Шли они густо, не торопясь и не шумно. В воздухе плыл знакомый гул голосов сотен людей, и Самгин тотчас отличил, что этот гул единодушнее, бодрее, бархатистее, что ли, нестройного, растрепанного говора той толпы, которая шла к памятнику деда царя. А вступив на мост, вмешавшись в тесноту, Самгин почувствовал в неторопливости движения рабочих сознание, что они идут на большое, историческое дело. Сознание это передалось ему вместе с теплом толпы. Можно было думать, что тепло – не только следствие физической причины – тесноты, а исходит также от женщин, от единодушного настроения рабочих, торжественно серьезного. Толпу в таком настроении он видел впервые и снова подумал, что она значительно отличается от московской, шагавшей в Кремль неодушевленно и как бы даже нехотя, без этой торжественной уверенности. Женщин – не очень много; как большинство мужчин, почти все они зрелого возраста. Их солидность спокойствие, чистота одежд – снова воскресили и укрепили надежду Самгина, что все обойдется благополучно » (T.XXII, C.547).

   Но когда город «просыпался», от его непрерывного шума лопались весенние почки.

  «На Неве было холоднее, чем на улицах, бестолково метался ветер, сдирал снег, обнажая синеватые лысины льда, окутывал ноги белым дымом» (T. XXII, C.557).

    «Темнота показалась ему необыкновенно густой и такой тяжелой, что плечи сгибались под ее холодным давлением. Город молчал. Мертво, обездушенно стояли дома, лишенные огня, лишь изредка ледяные стекла окон скупо освещались изнутри робким блеском свеч.     … Черные массы домов приняли одинаковый облик и, поскрипывая кирпичами, казалось, двигаются вслед за одиноким человеком, который стремительно идет по дну каменного канала, не сокращая расстояния до цели.  …И все гуще, тяжелее становился холод торжествующей тьмы.  …На Невском стало еще страшней;  Невский шире других улиц и от этого был пустынней, а дома на нем бездушнее, мертвей. Он уходил во тьму, точно ущелье в гору. Вдали и низко, там, где должна быть земля, холодная плоть застывшей тьмы была разорвана маленькими и тусклыми пятнами огней. Напоминая раны, кровь, эти огни         не освещали ничего, бесконечно углубляя проспект, и было в них что-то подстерегающее. …Фонарей было немного, светились они далеко друг от друга и точно для того, чтоб показать свою ненужность» (T.XXII, C. 570-571).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Повесть “Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями.

    Повесть “Жизнь Клима Самгина” — это не только историческая хроника. С первых же страниц романа ощущается философская направленность произведения. “Жизнь Клима Самгина” — рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие. 
    Очень поражает энциклопедичность книги Горького: политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.

     В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен. 
    Повесть поистине поражает масштабностью и динамизмом изображенных явлений и событий: сменой эпох, стремительным развитием идейно-философских, эстетических течений, «диалектной души» бесчисленных героев. Самым большим художественным достижением стало проникновение в напряженные процессы человеческой психологии, рожденные исторические событиями на рубеже двух веков.

     Перед анализом образа Петербурга в повести, мы обратились к образу Петербурга в русской литературе.

     Мы уделили особое внимание  образу Петербурга в творчестве  поэтов и писателей Серебряного  века.

    Таким образом, мы сделали вывод,  что образ Петербурга в творчестве писателей и поэтов Серебряного века имеет неоднозначную оценку.

    В творчестве А.Ахматовой мы  видим положительную оценку в  раскрытии образа Петербурга. Она  четко называет улицы, сады, мосты  Петербурга. В творчестве А.Блока  мы не отметили четкую формулировку места. Но если обратиться к творчеству З.Гиппиус, Саши Черного, Вяч. Иванова, Ин. Анненского, Д.С. Мережковского, то в их творчестве этих поэтов и писателей, мы отметили негативную оценку города. Они отмечают ошибку в возведении города, называют ее проклятой ошибкой, городом – мертвецом.

  Итак, исследуя, образ Петербурга в  русской литературе помогло нам  выявить своеобразие горьковского  Петербурга.

   Исследуя данную тему, мы отметили, как предстает образ Петербурга  в повести.

    С первого упоминания в тексте нам становится очевидным неприязненное, враждебное отношение героя и автора к Петербургу. Отметим, что мотив антиномии Восток – Запад, являясь сквозным, занимает не последнее место в итоговой книге М.Горького.

    Петербург лишен колокольного звука, люди, проживающие в городе черствы, бездушны, бледны, они даже непривычно для Клима идут. Кругом липкая сырость, деревянные мостовые, запах гниющего дерева, жидкая грязь, которой смазаны панели, серые дома. Топот лошадиных лошадей приглушен на деревянной мостовой. Серый цвет не просто заполняет город, он вытесняет другие цвета, а так же необходимо обратить внимание на сочетание серого и желтого цветов. Все дома, здания, да и в город в целом окрашены серым цветом. Но когда мы встречаем описания людей Петербурга, мы отмечаем желтизну их лиц. Петербург- город, настроенный открыто враждебно по отношению к людям. Петербург – замкнутое пространство.

    Казалось бы, что Петербург должен восхищать и радовать героя, вызывая восхищение и удовольствие от города, но в  повести мы наблюдаем совсем иные чувства. Климу противен Петербург, он не находит в нем той восторженности, очарованности, каким предстает Петербург в глазах Марины Премировой. Но следует отметить, что Марина тоже не всегда влюблена в Петербург. Как она сама говорит, что она любит его, когда с ним не ссорится. Можно сказать, что для нее город предстает как нечто живое.  

   Город  вызывает негативное восприятие главного героя повести, мы можем назвать его даже «мертвым». 

   Своеобразие горьковского Петербурга состоит в том, что М. Горький подчеркивает влияние Петербурга на человека, именно на его восприятие и психику. Показательным является несознательность действий толпы. Горький выделяет фигуру кочегара, который понимает ситуацию, сложившуюся в стране. Он не верит слепо, как другие. И возможно М.Горький отмечает, что осознание, понимание ситуации важно для человека в целом, ведь слепота приводит к необратимым последствиям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
  1. М.Горький. Полное собрание сочинений в 25Т.-М.:Наука,1974

                       Т.21 «Жизнь Клима Самгина». Часть  первая. – 574с.

                       Т.22 «Жизнь Клима Самгина». Часть  вторая. – 683с.

                       Т.25 «Жизнь Клима Самгина». Заметки.  Наброски.

                               Примечания. Указатели. – 653.

  1. Мережковский Д.С.  Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С.  Сочинения: В 4-х тт. - Т.2. М.: Наука, 1990.. С.722
  2. Недошивин В.М.. Прогулки по Серебряному веку: Дома и судьбы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 448с.: ил.
  3. Свердлов М. Мертвец и город заодно// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 1998. - №40. – С. 6-7.
  4. Анциферов Н.П.. «Непостижимый город»/ Сост. М.Б.Вербловская. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335с.
  5. Никулина Н.. «Роман М.Горького «Жизнь Клима Самгина». – Л.: Лениздат, 1957. – 52с.
  6. Михайловский Б.В.. Творчество М.Горького и мировая литература. – М.: Наука, 1965. – 450с.
  7. Михайловский Б.В, Тагер Е.Б.. Творчество М.Горького . – М.: Просвещение, 1968.- 335с.
  8. Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. – М.: Художественная литература, 1982. – 590с.
  9. Вахрушев В. Эпопея "лишнего человека" : (о романе М. Горького "Жизнь Клима Самгина") // Дон. - 2001. - № 7/8. - C. 165-180.
  10. Киселева Л.Ф. "Жизнь Клима Самгина" в зеркале современности // Неизвестный Горький : докл. и сообщ. науч. конф. на тему "Наследие

Информация о работе Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького