Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести
Объектом исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина»
Цель работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести

Задачи исследования:

1.изучить историю создания повести;
2.исследовать образ Петербурга в повести

Содержание

Введение 3

Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8

1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15

Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18

( на материале первых двух частей повести)

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

    Так пытается Д.С.Мережковский  наметить синтетический образ  Петербурга. Стремясь определить  характер его линий и вывести  его особенности, он обращается, согласно легенде о строителе чудотворном, к характеристике вкусов Петра: «У царя страсть к прямым линиям»3.

 Петербург  в романе «Петр и Алексей»  не случайный фон для исторического  действа, замыкающего трилогию  «Христос и Антихрист». Город  является действующим лицом, играющим существенную роль в судьбе героев романа.    Постоянное возвращение к теме Петербурга свидетельствует о том большом значении, которое придает автор индивидуальности города.  

    1 Мережковский Д.С.  Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С.     Сочинения: В 4-х тт. - Т.2. М.: Наука, 1990. – С.85

        2 там же, с. 110

     3 там же, с.111

 

Мережковский  Д.С. стремится найти единство этой жизни, чтобы полнее передать сущность города как организма.

   В творчестве Д.С. Мережковского Петербург занимает самостоятельное место, образ его описан разнообразно и ярко. Но вместе с тем он входит как существенное звено в общее миросозерцание философа – мистика. Петербург – неудавшийся синтез России и Запада. Его судьба трагична.

Совсем  особым образом подошел к Петербургу Андрей Белый. Город становится героем романа и таким образом рассматривается  как сверхличное существо.

И А. Белый изучает его с самых различных точек зрения, в разнообразных плоскостях. Освещение, столь меняющее облик города, привлекает внимание Белого, и он, подчеркивает изменчивость всего благодаря смене красок.

 
  За пределами Петербурга чувствуется великая страна, и мотив судьбы ее связи с судьбой города проникает все построение Белого. Для Андрея Белого важен холод, окутывающий город, переносящийся в души своих жителей, полностью вытесняя из их жизней истинные и прекрасные чувства.                           

      В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга игрались только важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание.

   Все  творчество А. Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок совсем редко называет в собственных стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, белой зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С огромной силой Блок смог поэтически выразить свое чувство Петербурга.    

      Образ Петербурга в творчестве А.Блока есть один из самых интересных моментов его истории. К теме самого Петербурга А.Блок подходит с большой сдержанностью.

У него совершенно отсутствуют стихотворения, целиком посвященные описанию самого города, характеристике его отдельных мест. Чаще всего вводится какой-нибудь мотив, характерный для Петербурга, затем он исчезает, давая место описанию какой-нибудь уличной сцены. Сжатые, мимолетные образы Петербурга рассеяны по всему полю творчества А.Блока. Слова А.Блока о Петербурге ложатся на его образ мягкими, прозрачными, трепетными тенями. Каким-то застенчивым призраком веет Петербург среди этих образов. Все творчество А.Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой.

   В час предгрозной тишины явился  поэт, который  ласково заглянул  в лик обреченного на гибель  города и с нежностью описал его, сделав участником своей жизни. Этот поэт – Анна Ахматова. Определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занял, конечно, Петербург. Не случайно Ахматову называли истинной петербуржанкой - представительницей именно петербургской школы. Ее поэзия – поэзия петербуржанки, строгая классически соразмерная. Для любимого города у нее множество эпитетов – порою противоречивых: дикий, мрачный, священный, холодный, страдальческий, туманный, спокойный, строгий. Она любит обозначать место действия, отдельные уголки Петербурга постоянно упоминаются в ее стихах. 
        Петербург стал ее подлинной духовной, родиной. Поэзия А.Ахматовой, строгая и классически соразмерная, во многом глубока, родственна самому облику города - торжественным разворотам его улиц и площадей, плавной симметрии знаменитых набережных, окаймленных золотой каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным дворцам, его бесчисленным львам, крылатым грифонам, египетским сфинксам, античным атлантам, колоннадам, соборам, морским рострам и блистающим шпилям. Петербургский архитектурный стиль, ярко отразившийся в облике всего русского искусства, не только в архитектуре, но и в словесности, зримо выявился в поэзии Ахматовой: он, можно сказать, предопределил ее духовно-поэтический мир, то есть образность, метрику, мелодику, акустику и многое-многое другое.
 
   Прославленные белые ночи превращают ленинградские "каменные громады" в полупризрачные, словно блекло намеченные на холсте странные декорации. В такие часы город, кажется, снится самому себе. Огромный и плоский людской архипелаг, едва возвышающийся над водой и лишь слегка прикрепленный неверными якорями к своим не считанным островам, словно вот-вот поднимет паруса петровских туманов, чтобы отплыть

 
        По Неве иль против теченья.

  
        Не случайно так часто Ахматова любила подходить в своих стихах к самому краю сна или яви, чтобы прислушаться к давно отзвучавшим шагам и наедине с собой и словом внять тому безмолвию, когда

 
        Только зеркало зеркалу снится,

 
        Тишина тишину сторожит...

 
        Однако стих Ахматовой, как мы неоднократно увидим, все же никогда не соскальзывал ни в невнятицу, ни в бред, ни в ирреальность, достаточно "модные" в поэзии первых десятилетий нашего столетия. Ахматова, как и Блок, обладала точным и реалистичным зрением и потому постоянно испытывала потребность ощутить в зыбкой мерцательности окружавшей ее атмосферы нечто все же вполне твердое и надежное.

       Лирика Ахматовой чуть ли не с самого начала заключила в себе оба лика города; его волшебство и каменность, туманную импрессионистичную размытость и безупречную рассчитанность всех пропорций и объемов. В ее стихах они непостижимым образом сливались, зеркально перемежаясь и таинственно пропадая, друг в друге. 
         Характерно, что она видела, запоминала и переносила в стих все многоразличные приметы окружающей жизни. Поэзия и проза великого города были нераздельны в ее стихах.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ  «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА» М.ГОРЬКОГО

     Повесть “Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями. Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь. Одной из первых попыток Горького в разрешении этой весьма важной политической задачи можно считать незавершенную повесть “Записки доктора Ряхина”, начатую, по всей вероятности, в 1908 году. В образе циника и нигилиста Ряхина виден несомненный предшественник Клима Самгина. В Ряхине уже намечалась самая характерная черта Клима Самгина, лежащая в основе социальной природы этого “героя” как общественного типа: стремление выдумывать себя.

 

    “Жизнь Клима  Самгина” — образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах, эпизодах, в конфликтах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие. 
    Поражает энциклопедичность книги Горького: политика и
экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом. В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах повести Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен. Повесть “Жизнь Клима Самгина” — самое крупное, итоговое произведение Горького, так как в нем сконцентрировано многое из того, что волновало, постигалось и изображалось писателем в прежних его творениях.

        Так оказалось, что эта книга стала самым крупным и в то же время самым малоизвестным произведением Горького [Никулина 1957: 52].

Работа  над «Жизнью Клима Самгина» началась и развернулась в тот период, когда  писатель находился вдали от родины, в Италии. Однако его духовные связи  с советской Россией были нерушимы, становясь с каждым годом глубже и прочней. Горький с жадным вниманием следил за историческими свершениями советского народа. Над «Жизнью Клима Самгина» он с зимы 1924-1925гг. или весны 1925г. до последних дней своей жизни. Он писал её более 10 лет, но она так и осталась незавершённой, без логической развязки. Работе над «Жизнью Клима Самгина» предшествовал период вынашивания художественного замысла, длившийся несколько десятилетий. Появление «Жизни Клима Самгина» в печати вызвало большой интерес. Однако необычайное по своим жанровым особенностям, по своей новаторской смелости, неторопливое и, на первый взгляд, далекое от волновавших страну проблем, обращенное к прошлому и насыщенное колоссальным количеством исторических «реалий», философски и политически весьма сложное произведение Горького оказалось далеко не в полной степени доступным для современников1.            

   Первые книги «Жизни Клима Самгина» он писал вдали от России безо всякого внешнего давления и безо всякого внешнего влияния. Главный герой его книги стал человек, который не обладал никакой своей идеологией и был совершенно холоден ко всем жарким спорам и идеологическим дискуссиям, которые шли вокруг него. Это давало Горькому возможность рассмотреть всё то, что привело Россию к революции совершенно объективно. Всё происходящее вокруг рассматривалось с точки зрения "человека пустой души", а значит с точки зрения коммунистической идеологии "типичного интеллигента, противника ленинской линии". Это позволило Горькому спокойно публиковать свою книгу и при этом оставаться сторонником Советской России. С другой стороны, такое явление, как Клим Самгин совершенно нетипичное и даже можно сказать очень редкое и даже очень искусственное, но только такой человек мог позволить нарисовать портрет предреволюционной России с идеологической точки зрения.                                  Если задаться целью, найти те самые причины, по которым Россия пришла к такому печальному концу, то «Жизнь Клима Самгина» может оказаться самой полезной. Тем не менее, несмотря на то, что формальная тема книги - русская революция, оказывается, что Горький использовал все революционные темы и разговоры, как фон для раскрытия более глубокой темы - а именно что значит для человека «Быть» [Б. Вальбе 1966: 124].

- "А был ли мальчик, может мальчика то и не было?"2.

     Очень часто оказывается, что за высокими словами о всеобщем счастье стоит что-то очень простенькое, что не имеет вообще никакого отношения к обсуждаемой высокой теме. 

Человек в книге Горького оказывается в среде наполненной фиктивными образами, то есть тем с помощью чего люди придумывают самих себя, от скуки из желания выделиться перед другими или просто, для того чтобы найти себе полового партнёра.

 

М. Горький. Полное собрание сочинений. Художеств. Произведения: В 25т. – Т.XXV. - М.: Наука, 1974. – С.41-72. Дальше ссылки на художественный текст даются по этому изданию с указанием тома – римскими цифрами, страницы – арабскими в скобках

2 Т.XXI. – С.87

 

Отрицая все фиктивные образы, которые Клим Самгин встречает на своём пути, включая и самого себя, как главный придуманный образ, он утверждает наличие "истинного я человека", которое проявляется в критической ситуации, когда человеку не до выдуманного, а приходится действовать исходя из реальности.

Информация о работе Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького