Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа
Предмет исследования: Смысл и функция образа Петербурга в повести М.Горького «Жизнь Клима Самгина» на материале первых двух частей повести
Объектом исследования является повесть М.Горького «Жизнь Клима Самгина»
Цель работы: исследовать поэтику образа Петербурга в повести
Задачи исследования:
1.изучить историю создания повести;
2.исследовать образ Петербурга в повести
Введение 3
Глава 1 Образ Петербурга в русской литературе 8
1.1. История создания повести «Жизни Клима Самгина» М. Горького 15
Глава 2 Образ Петербурга в повести «Жизнь Клима Самгина М.Горького 18
( на материале первых двух частей повести)
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Так пытается Д.С.Мережковский наметить синтетический образ Петербурга. Стремясь определить характер его линий и вывести его особенности, он обращается, согласно легенде о строителе чудотворном, к характеристике вкусов Петра: «У царя страсть к прямым линиям»3.
Петербург
в романе «Петр и Алексей»
не случайный фон для
1 Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) // Мережковский Д.С. Сочинения: В 4-х тт. - Т.2. М.: Наука, 1990. – С.85
2 там же, с. 110
3 там же, с.111
Мережковский Д.С. стремится найти единство этой жизни, чтобы полнее передать сущность города как организма.
В творчестве Д.С.
Совсем
особым образом подошел к Петербургу
Андрей Белый. Город становится героем
романа и таким образом
И А. Белый изучает его с самых различных точек зрения, в разнообразных плоскостях. Освещение, столь меняющее облик города, привлекает внимание Белого, и он, подчеркивает изменчивость всего благодаря смене красок.
За пределами Петербурга чувствуется
великая страна, и мотив судьбы ее связи
с судьбой города проникает все построение
Белого. Для Андрея Белого важен холод,
окутывающий город, переносящийся в души
своих жителей, полностью вытесняя из
их жизней истинные и прекрасные чувства.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга игрались только важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание.
Все творчество А. Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок совсем редко называет в собственных стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, белой зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С огромной силой Блок смог поэтически выразить свое чувство Петербурга.
Образ Петербурга в творчестве А.Блока есть один из самых интересных моментов его истории. К теме самого Петербурга А.Блок подходит с большой сдержанностью.
У него совершенно отсутствуют стихотворения, целиком посвященные описанию самого города, характеристике его отдельных мест. Чаще всего вводится какой-нибудь мотив, характерный для Петербурга, затем он исчезает, давая место описанию какой-нибудь уличной сцены. Сжатые, мимолетные образы Петербурга рассеяны по всему полю творчества А.Блока. Слова А.Блока о Петербурге ложатся на его образ мягкими, прозрачными, трепетными тенями. Каким-то застенчивым призраком веет Петербург среди этих образов. Все творчество А.Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой.
В час предгрозной тишины
Петербург стал
ее подлинной духовной, родиной. Поэзия
А.Ахматовой, строгая и классически соразмерная,
во многом глубока, родственна самому
облику города - торжественным разворотам
его улиц и площадей, плавной симметрии
знаменитых набережных, окаймленных золотой
каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным
дворцам, его бесчисленным львам, крылатым
грифонам, египетским сфинксам, античным
атлантам, колоннадам, соборам, морским
рострам и блистающим шпилям. Петербургский
архитектурный стиль, ярко отразившийся
в облике всего русского искусства, не
только в архитектуре, но и в словесности,
зримо выявился в поэзии Ахматовой: он,
можно сказать, предопределил ее духовно-поэтический
мир, то есть образность, метрику, мелодику,
акустику и многое-многое другое.
Прославленные
белые ночи превращают ленинградские
"каменные громады" в полупризрачные,
словно блекло намеченные на холсте странные
декорации. В такие часы город, кажется,
снится самому себе. Огромный и плоский
людской архипелаг, едва возвышающийся
над водой и лишь слегка прикрепленный
неверными якорями к своим не считанным
островам, словно вот-вот поднимет паруса
петровских туманов, чтобы отплыть
По Неве иль против
теченья.
Не случайно так
часто Ахматова любила подходить в своих
стихах к самому краю сна или яви, чтобы
прислушаться к давно отзвучавшим шагам
и наедине с собой и словом внять тому
безмолвию, когда
Только зеркало
зеркалу снится,
Тишина тишину
сторожит...
Однако стих Ахматовой,
как мы неоднократно увидим, все же никогда
не соскальзывал ни в невнятицу, ни в бред,
ни в ирреальность, достаточно "модные"
в поэзии первых десятилетий нашего столетия.
Ахматова, как и Блок, обладала точным
и реалистичным зрением и потому постоянно
испытывала потребность ощутить в зыбкой
мерцательности окружавшей ее атмосферы
нечто все же вполне твердое и надежное.
Лирика Ахматовой чуть ли не с самого начала
заключила в себе оба лика города; его
волшебство и каменность, туманную импрессионистичную
размытость и безупречную рассчитанность
всех пропорций и объемов. В ее стихах
они непостижимым образом сливались, зеркально
перемежаясь и таинственно пропадая, друг
в друге.
Характерно, что
она видела, запоминала и переносила в
стих все многоразличные приметы окружающей
жизни. Поэзия и проза великого города
были нераздельны в ее стихах.
Повесть “Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями. Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь. Одной из первых попыток Горького в разрешении этой весьма важной политической задачи можно считать незавершенную повесть “Записки доктора Ряхина”, начатую, по всей вероятности, в 1908 году. В образе циника и нигилиста Ряхина виден несомненный предшественник Клима Самгина. В Ряхине уже намечалась самая характерная черта Клима Самгина, лежащая в основе социальной природы этого “героя” как общественного типа: стремление выдумывать себя.
“Жизнь Клима
Самгина” — образец новаторского
исторического жанра. В этом произведении
во всех художественных образах, картинах,
эпизодах, в конфликтах представлена русская
история в ее революционном развитии за
40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской
революции. Горький рассказывает о переломной
эпохе в жизни России, когда в недрах ее
созревали предпосылки социалистической
революции, отражена политическая борьба
всех основных классов страны, но и раскрывается
глубоко и многосторонне идеологическая
жизнь России за полустолетие.
Поражает энциклопедичность книги Горького:
политика и экономика, философия и литература,
искусство и культура в широком смысле этого
слова. И все это взято, раскрыто в свете
ожесточенной классовой борьбы с самодержавием
и капитализмом. В книге представлены
самые разные слои населения, ничто не
ускользнуло от взора художника. На страницах
повести Горького тема народа раскрыта
в многочисленных массовых сценах. Картины
народного труда противостоят интеллигентским
спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих
и крестьян выступают символом надвигающихся
перемен. Повесть “Жизнь Клима Самгина”
— самое крупное, итоговое произведение
Горького, так как в нем сконцентрировано
многое из того, что волновало, постигалось
и изображалось писателем в прежних его
творениях.
Так оказалось, что эта книга стала самым крупным и в то же время самым малоизвестным произведением Горького [Никулина 1957: 52].
Работа над «Жизнью Клима Самгина» началась и развернулась в тот период, когда писатель находился вдали от родины, в Италии. Однако его духовные связи с советской Россией были нерушимы, становясь с каждым годом глубже и прочней. Горький с жадным вниманием следил за историческими свершениями советского народа. Над «Жизнью Клима Самгина» он с зимы 1924-1925гг. или весны 1925г. до последних дней своей жизни. Он писал её более 10 лет, но она так и осталась незавершённой, без логической развязки. Работе над «Жизнью Клима Самгина» предшествовал период вынашивания художественного замысла, длившийся несколько десятилетий. Появление «Жизни Клима Самгина» в печати вызвало большой интерес. Однако необычайное по своим жанровым особенностям, по своей новаторской смелости, неторопливое и, на первый взгляд, далекое от волновавших страну проблем, обращенное к прошлому и насыщенное колоссальным количеством исторических «реалий», философски и политически весьма сложное произведение Горького оказалось далеко не в полной степени доступным для современников1.
Первые книги «Жизни Клима Самгина» он
писал вдали от России безо всякого внешнего
давления и безо всякого внешнего влияния.
Главный герой его книги стал человек,
который не обладал никакой своей идеологией
и был совершенно холоден ко всем жарким
спорам и идеологическим дискуссиям, которые
шли вокруг него. Это давало Горькому возможность
рассмотреть всё то, что привело Россию
к революции совершенно объективно. Всё
происходящее вокруг рассматривалось
с точки зрения "человека пустой души",
а значит с точки зрения коммунистической
идеологии "типичного интеллигента,
противника ленинской линии". Это позволило Горькому
спокойно публиковать свою книгу и при
этом оставаться сторонником Советской
России. С другой стороны, такое явление,
как Клим Самгин совершенно нетипичное
и даже можно сказать очень редкое и даже
очень искусственное, но только такой
человек мог позволить нарисовать портрет
предреволюционной России с идеологической
точки зрения.
- "А был ли мальчик, может мальчика то и не было?"2.
Очень часто оказывается, что за высокими словами о всеобщем счастье стоит что-то очень простенькое, что не имеет вообще никакого отношения к обсуждаемой высокой теме.
Человек в книге Горького оказывается в среде наполненной фиктивными образами, то есть тем с помощью чего люди придумывают самих себя, от скуки из желания выделиться перед другими или просто, для того чтобы найти себе полового партнёра.
1 М. Горький. Полное собрание сочинений. Художеств. Произведения: В 25т. – Т.XXV. - М.: Наука, 1974. – С.41-72. Дальше ссылки на художественный текст даются по этому изданию с указанием тома – римскими цифрами, страницы – арабскими в скобках
2 Т.XXI. – С.87
Отрицая все фиктивные образы, которые Клим Самгин встречает на своём пути, включая и самого себя, как главный придуманный образ, он утверждает наличие "истинного я человека", которое проявляется в критической ситуации, когда человеку не до выдуманного, а приходится действовать исходя из реальности.
Информация о работе Образ Петербурга в повести жизнь «Жизни Клима Самгина» М.Горького