Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:10, дипломная работа
В дипломе проанализированы общественное настроение и состояние литературы 60-х годов ХIХ века, проблематика и специфика произведения "Очерки бурсы"
Введение. …………………………………………………………….
Глава 1. Очерк как жанр эпической прозы. История замысла
книги «Очерки бурсы»
§1. Общественное настроение и состояние литературы 60-х
годов ХIХ века. Замысел книги «Очерки бурсы». ……...
§2. Проблематика «Очерков бурсы». ………………………..
Глава 2. Жанровая специфика «Очерков бурсы» Н. Г.
Помяловского.
§1. «Очерки бурсы» в аспекте жанровой проблематики. …..
§2. Сюжетно-композиционная система «Очерков бурсы». ...
Заключение
Библиография
План
Введение. ……………………………………………………………. |
|
Глава 1. Очерк как жанр эпической прозы. История замысла книги «Очерки бурсы» |
|
§1. Общественное настроение и состояние литературы 60-х годов ХIХ века. Замысел книги «Очерки бурсы». ……... |
|
§2. Проблематика «Очерков бурсы». ……………………….. |
|
Глава 2. Жанровая специфика «Очерков бурсы» Н. Г. Помяловского. |
|
§1. «Очерки бурсы» в аспекте жанровой проблематики. ….. |
|
§2. Сюжетно-композиционная система «Очерков бурсы». ... |
|
Заключение |
|
Библиография |
Введение.
Очерк – один из самых старых жанров русской литературы. Его зачатки были видны уже в «Повести временных лет» - в преданиях об образе и основании Киева, в описании обычаев и обрядов древних славянских племен.
Всплеск и затишье
в развитии очеркового жанра теснейшим
образом связано с
Сегодня нельзя сказать,
что очерк – малоисследованный
жанр в отечественном
Высказывания о специфике очерков, обогатившие представления о жанре, есть и в статьях Н.Чернышевского, А.Скабичевского, В. Короленко. Но эти высказывания еще не сложились в сколько-нибудь оформившуюся теорию очерка.
Первые заметные шаги в решении проблем очеркового жанра советскими литературоведами были сделаны на рубеже 20 -30-х ХХ века. Самыми весомыми в теоретическом отношении среди работ об очерке, написанных в этот период, являются статьи М. Горького, И. Жиги, М. Кришвина.
Мысли М. Горького об очерке, как у В. Г. Белинского, разбросаны в его многочисленных статьях и письмах. Рассматривая литературные проблемы в их неразрывной связи с задачами культурной революции, он пропагандировал «живой очерк, насыщенный фактами, убедительными и легко понятными».
В своей статье «О литературе» (1930) Горький сердито отчитывал тех литераторов и критиков, которые считали очерки «низшей формой литературы». Нигилистическое отношение к идейно-художественным возможностям очерковой литературы он опровергал ссылками на достоинства произведений Г. Мопассана, И. Тургенева, Н. Слепцова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, Н. Помяловского, Г. Успенского, В. Короленко. После опубликования в печати его письма от 15 августа 1929 года к И. Жиге, достоянием литературоведения стали мысли Горького о фактичности («очерк… всегда фактичен»), « публицистическом насыщении» и месте очерковой формы в литературе – «где-то между исследованием и рассказом». Высказывание Горького о фактичности и публицистическом насыщении очерка способствовали утверждению в очерковедении двух соприкасающихся концепций: документалистской и публицистической.
Первой попыткой обобщения опыта русской литературы в жанре очерка в развернутую теорию жанра была статья И. Ф. Жиги «За высокое искусства очерка» (1938). Полностью эта статья была опубликована только в 1958 году.
Важным этапом в развитии очерковедения являются 50-70-е годы прошлого столетия, время выхода книг «Искусство очерка» (1956) и «Теория и практика художественно-публицистических жанров» Е. Журбиной, двух изданий «Заметок писателя о современном очерке» В. Канторовича, «Становление реализма в русской литературе» А. Цейтлина и многие другие. В это время выходит ряд статей и публикаций, авторы которых поднимают самые сложные проблемы жанра.
Одним из ярких представителей писателей-реалистов 60-х Х1Х века был Н. Г. Помяловский. Помяловский принадлежит к числу художников, которые отказывались идти «проторенным» путем в искусстве. Он был подлинным новатором и экспериментатором. Вместе с тем жанровые формы его произведений, при всем своем своеобразии, весьма характерны для литературы 60-х годов Х1Х века.
До сих пор, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского привлекали внимание исследователей преимущественно с точки зрения выразившихся в них идейных убеждений автора, его творческого метода и стиля. Таковы, прежде всего, работы И. Г. Ямпольского (60), в которых творчество писателя рассматривается преимущественно в историко-литературном плане. Кроме того, в них содержится интересные и ценные наблюдения, относящиеся к жанровой природе «Очерков…».
Книга Н. П. Ждановского «Реализм Помяловского» посвящена изучению вопросов стиля писателя-демократа, понимаемого исследователем как единство идейно-художественных особенностей произведения. В диссертации А. А. Татуйко (49), диссертации и статьях В. П. Барцевича «Очерки бурсы» анализируются как с точки зрения их идейного содержания, так и в плане рассмотрения некоторых сторон композиции, типизации и характера, использования частных приемов создания художественного образа. Привлекали внимание исследователей и традиции «Очерков…» в творчестве художников начала ХХ века. Статьи В. Десницкого, Н. Бельгикова, У. Фохта и других критиков, хотя и не ставили своей задачей изучить жанровую природу данного произведения, но, тем не менее, содержат отдельные интересные наблюдения относительно жанровой природы «Очерков…».
Таким образом, имеющаяся критическая литература хоть и не столь многочисленна, но все же дает возможность остановиться на жанровом движении в творчестве Н. Г. Помяловского, что может немало дать как и для понимания литературного процесса, его движений и тенденций, так и для выявления своеобразия Помяловского как писателя. Более того, жанровый критерий может служить ориентиром для всестороннего анализа произведений этого художника. В этом и заключается актуальность исследования данной проблемы.
В 60-е годы Х1Х века наиболее распространенными жанрами художественной прозы были очерки и цикли очерков. (38, 124-125) Общей тенденцией развития жанров в этот период была «эволюция очерка к рассказу, от рассказа к повести (или к циклу рассказов и очерков), и затем - от повести или цикла - к роману..».(38, 125)
Методологический принцип
подхода к вопросу о развитии
и взаимодействии жанров хорошо сформулировал
А. С. Бушмин в книге «Сатира Салтыкова-
Основу жанрового процесса 60-х годов Х1Х века составляют глубинные процессы, происходящие в сфере художественного сознания, и в свою очередь обусловленные изменениями общественно-исторической действительности. Наглядным примером в этом отношении могут служить «Очерки бурсы» Помяловского. Этот писатель за короткий, но крайне интенсивный период творческой деятельности пришел от создания отдельных очерков к «Очеркам бурсы» через опыт повествовательной дилогии «Мещанское счастье» и «Молотов», который сыграл значительную роль в овладении им секретами очеркового повествования. «Очерки бурсы» являются качественно новым этапом жанровой эволюции Помяловского. Развивая и обогащая жанровые искания эпохи, синтезируя повествовательные и очерковые принципы изображения, Помяловский обращается к очерковому циклу как средству углубленного эпического исследования повсеместной российской действительности.
Объектом исследования является произведение Н. Г. Помяловского «Очерки бурсы».
Предметом данного исследования является изучение жанрового своеобразия «Очерков бурсы» Н. Г. Помяловского.
Целью исследования является выявление проблематики очерка как жанра эпической прозы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
В данном исследовании были использованы следующие методы:
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 58 страницах печатного текста и библиографического списка, включающего 60 наименований.
Глава 1. Очерк как жанр эпической прозы. История замысла
книги «Очерки бурсы»
§1. Общественное настроение и состояние литературы 60-х
годов ХIХ века. Замысел книги «Очерки бурсы».
Начало 60-м годам положили важнейшие исторические события – поражение России в Крымской войне и смерть императора Николая I.
Крымская война велась Россией против Турции с 1853 года в целях укрепления своего положения на Черноморском побережье. После ряда выигранных сражений и беспримерной осады Севастополя союзная армия вынудила Россию пойти на парижское соглашение в марте 1865г. со значительными уступками.
В образованных слоях общества новый импульс получило осознание необходимости крупных экономических, социальных перемен, и оно усилилось после кончины в феврале 1855г. Николая I, в течение тридцати лет железной рукой укреплявшего устои самодержавно-крепостнического правления.
Ярким документом антикрепостнических настроений стала составленная во второй половине 1855г. бывшим профессором Московского университета либеральным историком К.Д.Кавелиным «Записка об освобождении крестьян», частично опубликованная А.И. Герценом за границей под названием «Государственное крепостное право в России». Перечисляя многочисленные причины «нашей бедности», обусловленной ошибочной системой управления, отсутствием правильного кредита и строгого правосудия, засильем стеснительных для промышленности и торговли правил, невежеством основной массы народа, автор указывал, что все же ни одна из них «так не убивает всякий нравственный и материальный успех в России, как крепостное право, которым опутана целая половина сельского народонаселения империи». (33, 186)
Надежда передовых слоев общества обратились на нового царя – Александра II. Свое царствование император начал с признания неизбежности уничтожения крепостного права. В конце 1857 года Александр II, преодолевая сопротивление откровенных крепостников распорядился об учреждении в ряде губерний комитетом для подготовки соответствующих проектов. Но нерешительность Александра II в борьбе с крепостниками, его готовность пожертвовать интересами крестьян ради выгоды помещиков, страх перед конституционным брожением, проникшим в передовые круги дворянства, боязнь народных волнений способствовали нарастанию в обществе радикальных настроений. Различное обсуждение вопроса о возможности демократических преобразований в рамках самодержавной России вело к размежеванию демократов с либералами, к формированию революционно-демократической идеологии, направленной на поддержку в народе политической активности. Отдельные крестьянские бунты, возникшие в результате недовольства положениями, подписанного царем 19 февраля 1861 года Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, без труда подавлялись военной силой. Объявлением Манифеста правительство существенно умерило развитие оппозиции, а вскоре перешло к прямым репрессиям. Разгул реакции сопровождался возникновением тайных кружков и организаций, среди которых выделялось общество «Земля и воля». (33, 187-188)
Намеченные царем реформы
судебной власти, военной области
и местных государственных