Развитие семейных ценностей на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.

Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.

Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24

1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7

1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей

на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11

1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18

1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей

учащимися………………………………………………………………………18-22

1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23

Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24

2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43

2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29

2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей

у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40

2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных

уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42

Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый вариант ВКР.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

              Вытекающий по смыслу следующий вопрос был таким:

              - почему после случая со скатертью герой испытывает стыд?

Учащиеся активно отвечали на этот вопрос: «потому что он разозлился на Наталью Савишну», «Она была доброй, а Николенька так о ней плохо думал», приводили цитаты.

              Работа по главе «Классы».

Персонаж Карл Иванович вызывал в учащихся повышенный интерес, и поэтому работали по этой главе очень охотно. Были заданы следующие вопросы:

- какие чувства вызвало известие о разлуке с  Карлом Ивановичем в Николеньке?

На данный вопрос учащиеся отвечали следующее: «Николенька не хотел расставаться с учителем, он даже плакал», «Николеньке было жалко Карла Ивановича, поэтому он плакал». Особенное внимание учащихся привлекли слезы героя, прозвучали цитаты , в которых показаны слезы Николеньки.

Работа по главе «Что за человек был мой отец». Работа по этой главе была необходима для того, чтобы учащиеся увидели контраст во взаимоотношениях между Николенькой и маман, Натальей Савишной, Карлом Ивановичем и между Николенькой и его отцом. Предлагались следующие вопросы:

- есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

Учащиеся ответили одним словом: «нет».

- говорится ли что-нибудь об отношении отца к семье?

Последовал такой же однозначный ответ.

- какие две страсти отмечает автор в отце?

Учащиеся приводят примеры из текста, например: «Две главные страсти в его жизни были карты и женщины» [29].

- для чего живет отец Николеньки?

Учащиеся рассуждали: «для себя», «ради удовольствий». Учащиеся верно определили цель жизни отца и ее смысл.  Вытекающий из этого следующий вопрос:

- почему ничего не говорится об отношении отца к семье?

Учащиеся легко ответили на вопрос: «потому что смысл жизни – карты и женщины».

- как вам кажется, почему Николенька сказал, что «почти одинаково» любит и отца и Карла Ивановича?

Ответы были такими: «он вообще отца не любит», «больше он любит Карла Иваныча». Мы предполагали такие ответы. Учащиеся увидели контраст во взаимоотношениях между Николенькой и Карлом Ивановичем и между Николенькой и отцом.

Последний вопрос на этапе осмысления:

- почему отношения с маман, Натальей Савишной и Карлом Ивановичем важны для Николеньки?

Учащиеся высказывали свое мнение: «потому что эти люди любили мальчика», «потому что они были добрые».

На этапе обобщения использовался прием - беседа, был задан один вопрос, к ответу на который была направлена предыдущая работа:

- как отношения с маман, Карлом Ивановичем и Натальей Савишной повлияли на характер Николеньки?

Мы предполагали получить развернутый ответ на вопрос, но учащиеся затруднились дать полный ответ и отвечали одним словом: «он стал такой же добрый, как маман», «Николенька вырос воспитанным». Поэтому в качестве домашнего задания мы предложили  письменно дать развернутый ответ на этот же вопрос, предполагая, что учащиеся смогут письменно ответить, но из этой работы ничего не получилось. Всего 3 человека выполнили домашнее задание из 23. В полученных работах четких ответов на вопрос нет, в основном у учащихся получился пересказ: «Николенька относился к Наталье Савишне хорошо, с уважением», «Коля к маман относился очень хорошо, ведь он ее сын». Лишь в одной работе ответ более  точный: «Наталья Савишна воспитала в Николеньке не упрямство, а трудолюбие». (Приложение 4)

Тема второго урока по повести Л.Н.Толстого «Детство»  «Роль семьи в жизни Николеньки». (Приложение 5) Воспитательная цель второго урока та же, что и первого: формирование представления о роли семьи в жизни человека.

На этапе целеполагания учащимся была объявлена основная цель урока: сделать выводы о значении семьи в жизни Николеньки и как семья повлияла на него в дальнейшем.

На этапе осмысления мы использовали следующие приемы: аналитическая беседа, подробный устный пересказ, устное словесное рисование. Использованные приемы необходимы для достижения поставленной воспитательной цели и  для выявления эффективности проведенной нами работы по формированию семейных   ценностей у учащихся.

Прием аналитическая беседа. Для реализации данного приема была выстроена система логически четких вопросов, требующих устных развернутых ответов, подтвержденных примерами из текста.

Учащимся были заданы следующие вопросы:

- какая атмосфера царила в доме Иртеньевых?

Ответы получили такие: «атмосфера уюта, любви», «в семье Николеньки царила дружба и любовь», «в семье Иртеньевых все любили друг друга и заботились о своих  близких».

- приведите примеры из текста, когда вся семья Иртеньевых собиралась вместе и какое настроение царит в это время?

Самым распространенным примером  стал эпизод охоты, хотя семья в это время была не в полном составе. Учащиеся отмечали, что в момент охоты всем было весело и радостно.

- зачитайте пример из текста, когда в семье Николеньки появляется юродивый Гриша.

- почему Наталья Николаевна приютила его в доме?

Данный вопрос вызвал у учащихся негодование и непонимание, в наше время невозможно представить, что мы можем у себя дома приютить на ночь совершенно постороннего человека. Поэтому учащимся был задан наводящий вопрос:

- как такой поступок характеризует Наталью Николаевну?

Учащиеся пришли к выводу, что Наталья Николаевна «очень добрая и поэтому всем помогает».

- для кого открыты двери дома Иртеньевых?

Учащиеся незамедлительно однозначно ответили «для всех».

Последующие вопросы были направлены на противопоставление жизни героя в деревне и в городе, на противопоставление поведения Николеньки в деревне и в Москве. Данная работа  должна помочь учащимся осознать роль окружающей среды в становлении характера и поведении героя.

- какие черты характера мы можем выделить в характере Николеньки, когда он живет с мамашей?

Учащиеся отмечали следующие черты характера: «отзывчивый и наблюдательный мальчик», «у Николеньки добрая душа, он никого не обижал», «Николенька любит всех своих близких».

- изменился ли герой, когда переехал к бабушке в Москву и как изменился?

Все учащиеся отметили, что герой изменился. Изменения увидели следующие: «Николенька стал жестоким», «теперь герой научился притворяться».

- почему в Николеньке произошли изменения?

Учащиеся верно поняли, что изменения в герое произошли не в лучшую сторону и поняли, почему они произошли: «потому что его не окружали добрые люди, как в деревне», «потому что он подражал мальчику Сереже, который плохо влиял на Николеньку».

- назовите отношения, которые приемлет московское общество?

Учащиеся зачитывали примеры из текста, подтверждающие черты общества: лицемерие, ложь, безразличие к окружающим, зависть.

После обсуждения вышеназванного вопроса мы использовали следующий прием - подробный устный пересказ. Для пересказа мы взяли эпизод из главы «Ивины», случай с Иленькой Грапом. Мы предполагали услышать во время пересказа оценку учащихся по поводу произошедшего, которая позволит нам говорить о том, принимают ли учащиеся сторону Николеньки и Сережи или  нет. Пересказывал один учащийся, все остальные вносили свои дополнения и комментарии. Атмосфера в классе была непринужденной, и поэтому учащиеся высказывали свое мнение свободно и открыто. Во время пересказа мы, как и предполагали, услышали отношение к произошедшему самих учащихся. В голосе пересказывающего проскальзывали нотки разочарования поведением главного героя. В пересказе прозвучали такие реплики, как «жестокость мальчиков и Николеньки», «Николенька тоже смеялся со всеми над Иленькой», «Николенька не защитил Грапа от издевательств». Данные реплики позволяют судить о том, что учащиеся не ожидали таких поступков от Николеньки, а наша задача - подвести учащихся к мысли о том, что влияние московского общества не изменило сущности Николеньки Иртеньева, которую заложила в нем семья. Для достижения этой задачи мы использовали прием - аналитическая беседа.

После подробного пересказа были заданы следующие вопросы:

- раскаялся ли Николенька в своем отношении к Иленьке Грапу?

Учащиеся приводили цитаты из текста, подтверждающие раскаяние мальчика в своем равнодушии и жестокости: « В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело»[29], «Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его?»[29].

- приведите примеры из текста, когда Николеньку мучает совесть за содеянное или не сделанное;

Учащиеся приводили следующие ответы: «… но зачем я с насмешкой отзывался о Карле Ивановиче? Неужели я потерял бы доброе мнение Сонечки, если бы я описал ей его с теми любовью и уважением, которые я к нему питал?»[29], «Зачем я написал: как родную мать? ее ведь здесь нет, так не нужно было и поминать ее; правда, я бабушку люблю, уважаю, но все она не то… зачем я написал это, зачем солгал? Положим, это стихи, да все-таки не нужно было»[29]. Именно эти высказывания мы предполагали услышать, потому что эти размышления мальчика отражают его  преданность близким любимым людям, которых, по мнению Николеньки,  он оскобляет или предает в данных случаях. Учащиеся это поняли, хотя прозвучали и другие ответы на вопрос, которые абсолютно не являются подходящими (пример из эпизода с рваной перчаткой).

- почему маленький ребенок так сильно переживает эти моменты?

Данный вопрос был направлен на мысль о роли семьи в жизни Николеньки. Учащиеся отвечали следующее: «потому что его так воспитали», «Николенька был добрым мальчиком, поэтому боялся кого-то обидеть».

После обсуждения вопроса мы использовали прием – устное словесное рисование. Учащимся предлагалось следующее задание:

- представьте Николеньку Иртеньева через 15 лет, исходя из того, что мы говорили о его характере и атмосфере, которая его окружала в детстве. Какими чертами характера он будет обладать, и почему вы так считаете?

Учащимся предоставлялось время на обдумывание своего ответа. Использование данного приема можно обосновать так: в своем ответе на вопрос учащиеся отразят понимание или непонимание роли семьи в становлении личности ребенка.

Ответы можно разделить на две группы: первая считает, что Николенька вырос добрым, заботливым, любящим все вокруг себя, потому что так его воспитала маман, Наталья Савишна и Карл Иванович; вторая группа считает, что Николенька будет таким, каким мы увидели его в Москве, т.е. Николенька будет типичным представителем московского общества. Исходя из полученных ответов, можно судить о том, что ответы первой группы учащихся отражают понимание роли семьи в развитии личности ребенка, они понимают, что от того, как воспитали ребенка, зависит его будущая жизнь. Вторая группа учащихся считает, что на личность человека влияют внешние факторы, роль семьи в будущей жизни ребенка учащиеся не рассматривают.

На этапе обобщения был использован прием – обобщающая беседа и беседа по личным впечатлениям. Были предложены итоговые вопросы для обсуждения, ответы на которые стали отражением проделанной работы, полученным результатом.

- изменился ли внутренний мир героя после пребывания в Москве?

Первые ответы учащихся были необдуманными: «да, Николенька изменился, стал грубым», «изменился, раньше он так себя не вел». Учащиеся обратили внимание не на внутренний мир, а на поведение героя, но в ходе беседы пришли к выводу о том, что внутренний мир остался неизменным. В доказательство этой мысли учащиеся приводили примеры из эпизодов раскаяния героя и его душевных страданий (случай с Иленькой Грапом, смерть маман, любовь к Сонечке).

- какую роль семья занимала в жизни Николеньки Иртеньева и как повлияла на его внутренний мир?

Ответы мы услышали следующие: «Семья в жизни Николеньки играла самую главную роль, воспитала в нем добрую душу», «главным для Николеньки всегда была семья, у своей семьи он научился многому».

Беседа по личным впечатлениям предполагала один вопрос, который должен отражать точку зрения учащихся:

- каково ваше мнение о роли семьи в будущей жизни ребенка?

Ответы услышали такие, которые предполагали услышать, учащиеся рассуждали о ключевой роли семьи в становлении личности. Были высказаны следующие реплики: «как тебя воспитают, потом ты таким и будешь», «мы все будем, как наши родители», которые говорят о том, что у учащихся будет такая же модель семьи, как у их родителей, неважно, какая она.

Работа во время проведения уроков была осложнена таким фактом, как непрочитанный текст (из 23 человек прочитали повесть только 16 учащихся), поэтому вовлечь всех в работу не удалось. Учащиеся, которые не прочитали текст, включались в работу только в те моменты, которые не требовали знания текста (беседа по личным впечатлениям).

 

 

2.3. Динамика результатов работы учащихся итогам уроков по формированию семейных ценностей

 

После проведения цикла уроков по формированию семейных ценностей был осуществлен анализ деятельности учащихся и наблюдений за ними в процессе работы. Полученные результаты диагностировали по методике С.Д.Полякова, по всем трем разработанным в теоретической  части критериям.

Первый критерий – факт участия. Во время проведения уроков присутствовали 23 человека. Из 23 человек: (Приложение 6)

- 19 учащихся участвовали в работе;

- 4 учащихся не принимали участия в работе;

- 7 учащихся принимали активное участие.

Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы