Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа
Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.
Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.
Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24
1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей
на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11
1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18
1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей
учащимися………………………………………………………………………18-22
1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23
Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24
2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43
2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29
2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей
у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40
2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных
уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42
Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47
Участие в работе прояалялось в следующем:
- в желании высказывать свое мнение;
- в желании активно обсуждать рассматриваемые проблемы и ситуации;
- в желании смоделировать определенную ситуацию для разрешения определенного вопроса.
Второй критерий – отношение. Первый параметр – эмоциональное отношение к окружающему. Обсуждаемые вопросы находили у учащихся живой эмоциональный отклик. Второй параметр – качество отношений в классе во время урока. На занятиях была атмосфера повышенного эмоционального фона, доброжелательности.
Третий критерий – отношение принятия – непринятия обсуждаемого события, вопроса, проблемы.
Все ответы учащихся разделены на три группы:
- первая – называемые ответы были близки к нашим предполагаемым. Такие ответы мы получали при обсуждении поставленных вопросов на уроке.
- вторая – ответы далекие от наших целей. Отражение эти смыслы находили в личных высказываниях учащихся.
- третья группа – отказ от ответа. Мы столкнулись с отказом от ответа (на письменную работу не ответили 20 человек). (Приложение 7 ).
Уроки литературы обладают колоссальным потенциалом по созданию условий для формирования семейных ценностей у учащихся. Данную мысль подтверждают все результаты. Мы считаем, что благодаря таким урокам, воспитание учащихся происходит не в результате нравоучений, а в результате обсуждения, восприятия и понимания обсуждаемых вопросов, в непринужденной атмосфере, где каждый свободно высказывает свою позицию.
Мы можем судить о том, что мысль о семье как главной ценности учащимися принята и понята. Хотя мы не можем с точностью сказать, что данное представление сформировано у всех учащихся, но даже если проведенная работа сподвигла учащихся на какие-то размышления, это уже положительный результат.
Для того, чтобы укоренить в сознании мысль о главной ценности – семье и о семейных ценностях, необходимо проводить работу в системе, чего в нашей работе нет. Мы провели только два урока и только заронили мысль о семье, но не закрепили ее у учащихся.
Выводы по второй главе
1. Цикл уроков по формированию семейных ценностей включает в себя занятия на темы: роль семьи в жизни ребенка, отношения между членами семьи.
2. Для наибольшей эффективности работа по формированию семейных ценностей у учащихся требует системного подхода.
3. Проведение уроков в непринужденной обстановке позволяет добиться большего раскрепощения учащихся, делает их открытыми для собеседников, что способствует осмысленному восприятию материала.
4. Отслеживать эффективность проведенных уроков по формированию семейных ценностей у учащихся затруднительно, потому что данный процесс происходит в сознании учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с опасной тенденцией разрушения института семьи перед обществом возникла задача – разработать пути преодоления наступившего кризиса. Школа имеет возможность для работы по преодолению кризиса, т.к. данную деятельность необходимо осуществлять на ранних этапах жизни.
В школьных программах по литературе достаточно произведений, которые способствуют воспитанию семейных ценностей. В методике преподавания литературы разработаны необходимые для достижения данной цели пути и формы. Это означает, что реальные возможности для работы над проблемой существуют. Учащихся волнуют семейные темы, они не безразлично к ним относятся.
Поставленную цель мы реализовали, но при проведении работы мы столкнулись со следующими трудностями:
- учащиеся не желают читать большие по объему произведения;
- результаты проведенной работы сложно диагностировать, потому что работа протекает в сознании учащихся, об эффективности результатов мы можем судить только по ответам учащихся;
- для достижения видимых и ощутимых результатов работа требует системности.
Для наиболее продуктивной работы мы предлагаем рекомендации:
- необходимо проводить внеклассные мероприятия, посвященные семейным вопросам и проблемам;
- проводить совместные мероприятия с учащимися и их родителями;
- осуществлять посещение спектаклей, кино на данные темы и проводить обсуждение увиденного;
- использовать уроки внеклассного чтения;
- предусмотреть письменные работы во всех жанрах;
Самое главное – работа по формированию семейных ценностей у учащихся должна быть системой.
Мы пришли к выводу, что сформировать семейные ценности у учащихся можно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624с.
2.Астафьев В.П. Рассказы. Повести. Роман. – Екатеринбург: Просвещение, 2002. – 540 c.
3. Бояринцева А.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии. – 2001. - №2. – С. 196-210.
4. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. –2001. - №4. – С. 137-146.
5. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. – 2001. - №3. – С. 204-226.
6. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: психологические аспекты.- М.: Смысл, 1999. – 137 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4.– М.: Педагогика, 1982. – 432с.
8. Галимова Л.М. Без доброты и сострадания нет человека // Литература в школе. – 2003. - №7. – С.44-46.
9. Максим Г. «Детство». [ Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/1539/.
10. Губский Е.Ф., Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Лутченки В.А. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 576с.
11. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева Васюткино озеро //Литература в школе. – 2009. - №6. – С. 9-12.
12. Короленко В.Г. Дети подземелья. [ Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/RUSSLIT/
13. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 176с.
14. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева Васюткино озеро //Литература в школе. – 2005. - №4. – С. 35-39.
15. Литература в 6 классе: Метод. руководство к учебнику- хрестоматии «Родная литература» для 6 класса/ Под ред. М.А.Снежневской.- М.: Просвещение, 1973. – 319с.
16.Литература 5-11 классы (базовый уровень): Программы общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005. – 223с.
17. Матюхина М.В., Возрастные особенности школьника 11-12 лет / Матюхина М.В., Патрина К.Т. [электронный ресурс].- 1975 – Режим доступа: www. Detskyisad.ru.
18. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр Академия, 1999.-400с.
19. Мешалкин А.Н. Заветная книга В.П.Астафева: мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» // Литература в школе. – 2007. - №8. – С. 18-22.
20. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-808с.
21. Платонов А.П. Никита. [ Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/43163/read
22. Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. – 2003. - №7. – С. 22-27.
23. Пришвин М.М. Кладовая солнца. [ Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
http://lib.ru/PRISHWIN/
24. Литература 5-11 классы (базовый уровень): Программы общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005. – С.223.
25. Сигаева Т. Три детства в русской литературе. Воскрешение детства Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»// Литература. – 1999. - №3. – С.5.
26. Сигаева Т. Три детства в русской литературе. Детство без детства М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»// Литература. – 1999. - №3. – С.10.
27. Соловей Т.Г. Открываем богатства Пришвина урок по «Кладовой солнца» // Литература в школе. – 2007. - №12. - С. 10-14.
28. Сосновская И.В. Сердце сердцу весть подает, сердце сердце чует: Повесть В.Г. Короленко Дети подземелья // Литература в школе. – 2003. – №7. – С.42-44.
29. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: Детство; Отрочество; Юность: Повести; Рассказы (1852-1857) / Вступ.ст. Дорофеева; Коммент. А.Чичерина, Н.Бурнашевой. – М.: Мир книги, Литература, 2010. – 464с.
30. Тугеева Л. Подростковый кризис. [ Электрон. ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://tugeeva.ru/?p=117.
31. Философский энциклопедический словарь. [ Электрон. ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.
32. Холомьев Н.Г. Розовый конь детства: Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в контексте повести «Последний поклон» // Литература в школе. – 2007. - №5. – С. 40-42.
33. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» // Уроки литературы. – 2002. - №4. - С. 8-10.
Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы