Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа
Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.
Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.
Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24
1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей
на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11
1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18
1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей
учащимися………………………………………………………………………18-22
1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23
Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24
2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43
2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29
2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей
у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40
2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных
уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42
Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.
В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдержать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Очень ярко эмоциональная возбудимость проявляется в том, что подросток страстно спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями книг или кинофильмов. При встрече с трудностями возникают отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.
Таким образом, подростковый возраст – трудный период полового созревания и психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – центральное новообразование младшего подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет
ничего устойчивого, окончательного, неподвижного».[7, С.234]. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое.
Подростки обладают восприимчивостью к художественной литературе, способны сопереживать героям фильмов и книг, что дает нам возможность влиять на формирование системы ценностей у школьников через художественную литературу. Но формирование ориентации школьников на семейные ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Для формирования семейных ценностей у учащихся с помощью художественной литературы необходимо отобрать произведения, которые отражают различные модели воспитания в семье.
1.3. Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной
Литература как вид искусства отражает проблемы человечества. Непосредственно отражает мысль семейную, которая является одной из центральных тем в русской литературе. В школьную программу не случайно включены произведения о детях, о воспитании детей в семье, и при изучении этих произведений мы не только обучаем, но и воспитываем школьников.
Проанализировав школьную программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, мы отобрали произведения, которые способствуют воспитанию у подростков семейных ценностей. Далее остановимся на конкретных произведениях, отражающих семейные ценности. Цель –раскрыть идейно-тематическое содержание произведений, отобразив модели воспитания детей в семье и результаты этого воспитания.
Анализ рассказа «Никита» А.П.Платонова.
Никите пять лет от роду, но мальчик рано повзрослел, выполняя наказы матери по хозяйству, пока она целый день была на работе. «А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу - на войну…». [21].
По характеру Никита очень любознательный и открытый миру: «Он хотел узнать то, чего он не знал». [21]. У мальчика удивительно богатое воображение, он представляет живыми все окружающие предметы. Пень видится ему в виде головы: «У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите». [21]. Никита представляет бородатого человека в бочке, водяных людей - в колодце, тайных жителей – в земляной норе.
Сердце Никиты открыто добру и любви. Олицетворением добра для него становится солнце: «На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его». [21].
Никита воспитывался в семье добротой и лаской. Ребенок преданно хранит в памяти умерших дорогих ему людей, которые любовью воспитывали в нем доброту: «Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце ». [21].
Отец Никиты, пришедший с войны, учит его добру и труду, но труду не только физическому, но и душевному. Мальчик вложил свою душу, тепло и старание в выпрямленный гвоздик, который казался ему добрым. Маленький Никита понимает мудрые слова отца: «Этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый» [21] и выражает их мыслью: « Давай все трудом работать, и все живые будут». [21].
«Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век». [21] Семья заложила основу доброты, уважения и послушания старших с ранних лет Никиты.
Анализ рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Васютка рос в семье, живущей на берегу Енисея. Васютка в очередной раз собрался идти в лес за кедровыми шишками для бригады рыбаков. В лесу тринадцатилетний мальчик заблудился. В тайге Васютка проблуждал четыре дня и лишь на пятый его нашли.
Герой спасся не только благодаря практическим умениям, решающую роль сыграло воспитание в семье, где его научили этим умениям. [11]. Отец и дедушка, которых Васютка уважал, любил, прислушивался к их мнению, научили его таежным приметам, стрельбе, приготовлению пищи в лесу и всему тому, что помогло мальчику выжить. За все дни пребывания в лесу Васютка помнил советы отца и деда, и не пал духом, потому что помнил их слова: «Тайга хлипких не любит». [2]. Васютка часто вспоминает свою мать и, наверное, только заблудившись, он понимает настойчивость матери на соблюдении таежных законов: «Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички».[2]. Герой не противоречит материнским наказам, в семье заведено уважать старших. «Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички». [2].
«На протяжении всего рассказа прослеживается духовная связь мальчика с близкими ему людьми, чувствуется уважительное отношение к старшим, привязанность и любовь к отцу, деду, матери». [14]. Близкие Васютки тоже очень его любят, чему ярким примером является семейная обстановка после его возвращения: «Лежит Васютка на топчане разомлевший, а мать и дедушка хлопочут около, простуду из него выгоняют. Мать натёрла его спиртом, дедушка напарил каких-то горьких, как полынь, корней и заставил пить это зелье». [2].
Авторская идея об определяющей роли воспитания является центральной темой произведения. Васютка спасся в тайге благодаря семейному воспитанию, семья сформировала в характере мальчика такие качества, как уважительное отношение к старшим, почитание традиций.
Анализ рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними». [2].
За землянику был обещан пряничный конь-огонь. Земляника была собрана обманным путем. Опозорив таким образом бабушку, Витька мучительно страдает от своего обмана, казнит себя за содеянное: «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу». [2].
Ключ к пониманию переживаний Вити нужно искать в той духовной среде, в которой рос, воспитывался герой. «Носителем подлинно народных воспитательных традиций была бабушка Катерина Петровна. Обман, воровство, плутовство были глубоко противны ее крестьянской натуре. Жить надо по совести – в этих словах стержень крестьянского воспитания. Вместе с тем в ней живет глубокая вера в людей, в добро человеческое». [32].
Система ценностей бабушки формируется и у внука, вот потому так страдает деревенский мальчишка и ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явилась для него чудная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой ».[2]. Это обещанный за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как это делает А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. Действительно, из случившегося Витька извлекает урок «высокой этики».
«Дивный пряник выступает как некий посредник теплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщение ребенка к истинным ценностям бытия». [32] А бабушка Катерина Петровна реально или символично (как животворящая, спасительная сила, нравственный ориентир) фокусирует в себе самое светлое, доброе и здоровое, что есть в жизни, и в доме бабушки торжествует порядок, гармония и красота мира.
Душевная чистота мальчика Вити зародилась в доме бабушки, которая воспитывала любовью и добротой, честью и справедливостью.
Анализ рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Герои Пришвина Настя и Митраша живут без родителей, но присутствие отца и матери постоянно ощущается в их жизни. Дети живут так, как жили их родители. «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. …она растопляла печку, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает». [21]
Брат и сестра постоянно вспоминают отца и мать, они и после смерти остались для детей главными учителями и воспитателями, им они подражают. Собираясь в лес, Настя «повесила себе через плечо на полотенце большую корзину», [21] как мама.
Митраша одевается в отцовскую куртку, берет с собой, как отец, компас, топор, ружье. Дети помнят отцовские рассказы о лесе, растениях, животных, в их разговорах постоянно возникают образы родителей.
Можно представить, какими были родители, как воспитывали своих детей. Родители Насти и Митраши были людьми работящими, добрыми, они и детей приучили к труду, иначе ни за что бы не справиться им с бедой, что выпала на их долю…Они жили в ладу друг с другом, потому и детишки очень дружные. Настя знает, как успокоить брата, когда тот «вздумает, подражая отцу, … учить свою сестру». [21] Тепло своих сердец передали родители детям, своей жизнью дали им важные уроки доброты и любви.
Анализ повести Л.Н.Толстого «Детство».
Повесть «Детство» - известное автобиографическое произведение. Тема детства - одна из важнейших в творчестве Л.Н.Толстого, а дети - главные герои произведений. По мнению Л.Толстого, все, что происходит с человеком по мере взросления, всецело зависит от воспитания, влияния среды и обстоятельств. [25] В повести «Детство» автор изображает тех, кто делает жизнь маленького Николеньки счастливой. Таким человеком для Николеньки прежде всего была мать, которую он любил всей душой.
Раскрывая «диалектику детской души», Л.Толстой отмечает всю глубину и противоречивость жизни ребенка, старается подчеркнуть, как происходит ее деформация под воздействием сложных жизненных ситуаций. [25] «Детство» начинается со знаменитой хлопушки Карла Иваныча, которая разбудила Николеньку. Ребенок уже чувствует, что надо просыпаться, нельзя спать вечно, - эта противоречивость души, чувство самоощущения и выливается в обиду на любимого учителя. Но затем мы видим детское раскаяние за свои дурные мысли о Карле Ивановиче: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!», «Мне было досадно и на самого себя и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены». [29]
Карл Иваныч был человеком доброй души, учил детей неважно, но был искренне к ним привязан, особенно к Николеньке. В жизни и душе Николеньки Иртеньева немец Карл Иваныч занимал огромное место.
Еще одним человеком, благотворно повлиявшим на становление личности Николеньки, является Наталья Савишна. Она – идеал нравственности, носитель безграничной душевной доброты, совершенного бескорыстия, самоотверженности и преданности. «С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе». [29]
Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы