Русский язык – один из развитых языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

Вложенные файлы: 1 файл

14794_b413970ee9f35b747d0c37565a5c8fe3.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Тема: Русский язык – один из развитых языков мира.

Цель: закрепить представления о языке как средстве общения, познакомить с понятием «развитой язык».

Форма: заседание круглого стола.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу.

 

Ход урока.

1. Работа с эпиграфом.

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.

Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.

– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

– Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.)

Предложения распределяются между учениками:

первое предложение – 1-му «круглому столу»;

второе предложение – 2-му «круглому столу»,

третье – 3-му «круглому столу».

– Определите тип предложения по цели высказывания.

– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)

– Перестройте повествовательное предложение: На улице идет дождь в вопросительное.

– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?

– Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите.

(Учитель может помочь третьему  «круглому столу», если у учащихся  возникнут затруднения в замене  местоимения существительным.)

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь.

(Представители каждого круглого  стола зачитывают свои ответы  в той же последовательности, как расположены предложения  в эпиграфе.)

2. Игра «Кто быстрее?»

– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику.

Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

– Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?»

3. Языкознание.

– Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.

– В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Фонетика

– Что изучает фонетика?

Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»:

1. Почему в тексте  упражнения 1 говорится о таком  количестве звуков, ведь в алфавите  только 33 буквы?

2. Ученику дали задачу  написать слова, которые читаются  одинаково слева направо и  справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.

Морфемика и словообразование

– Что изучают морфемика и словообразование?

– Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.

О т в е т ы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар.

Лексика

– Что изучает лексика?

– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным.

Морфология и синтаксис

– Что изучает морфология? Синтаксис?

I. Найдите «3-е лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

II. Какими частями речи  являются эти слова: светило, пекло?

4. Итог урока.

– Как вы понимаете значение слова развитой?

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

Домашнее задание: упражнения 2, 3.

 

 

 

 

 

Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка и их нарушения в кубанской диалектной речи.

Цель: систематизировать знания, полученные в 5 классе.

Ход урока.

Задание 1.

– Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно.

Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?»

(Выделенные буквы –  ударные.)

– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

Задание 2.

 – Чтобы уметь говорить  отчетливо, нужно очень много  знать. Нужно знать, из каких звуков  состоит наша речь, правила их  произношения. В этом нам поможет  русский язык. Прослушайте стихотворение  С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й]?

Задание 3. Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?

– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).

Задание 4. Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.

Задание 5.

– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой...

                                 Н. А. Некрасов

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

                                 И. Бунин

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

                                 А. С. Пушкин

– Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название:

[арфаэп’ийа]

– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.

– Произнесите правильно слова из упражнения 5.

Задание 6.

– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?

– Что значит разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ъ?

– Составьте алгоритм.

Задание 7.

1-й  в а р и а н т  – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.

2-й  в а р и а н т  – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.

8. Итог урока.

– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика?

Домашнее задание (на выбор):

1) упражнения 6, 8;

2) написать рассказ на свободную  тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»

 

 

 

 

 

Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.

Цель: систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.

Ход урока.

1. Проверка домашнего  задания.

2. Индивидуальная работа  по карточкам.

К а р т о ч к а  1.

Найдите общий звук в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом;

в) союз, ясень.

К а р т о ч к а  2.

Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.

Зина обратилась с просьбой1 к Лизе.

К а р т о ч к а  3.

Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.

Не тот хорош1, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

К а р т о ч к а  4.

Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:

1. Морфема – это...

2. В основу слова входят такие  морфемы, как...

3. Чтобы отделить окончание от  основы слова, нужно...

4. Нулевое окончание бывает у...

5. Слова с одинаковым корнем  называются...

К а р т о ч к а  5.

Выполните следующие задания:

1. Перечислите все морфемы, которые  вы знаете, приведите примеры.

2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.

3. Просклоняйте по падежам слово дом.

4. Приведите примеры однокоренных  слов.

2. Постановка проблемного  вопроса.

– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

3. Упражнение 10.

Учащиеся заполняют таблицу.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

4. Творческая работа.

Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира