Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
Тема: Русский язык – один из развитых языков мира.
Цель: закрепить представления о языке как средстве общения, познакомить с понятием «развитой язык».
Форма: заседание круглого стола.
Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу.
Ход урока.
1. Работа с эпиграфом.
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
– Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.)
Предложения распределяются между учениками:
первое предложение – 1-му «круглому столу»;
второе предложение – 2-му «круглому столу»,
третье – 3-му «круглому столу».
– Определите тип предложения по цели высказывания.
– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)
– Перестройте повествовательное предложение: На улице идет дождь в вопросительное.
– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?
– Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите.
(Учитель может помочь
– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь.
(Представители каждого
2. Игра «Кто быстрее?»
– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику.
Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.
– Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?»
3. Языкознание.
– Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.
– В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.
Фонетика
– Что изучает фонетика?
Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»:
1. Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?
2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.
Морфемика и словообразование
– Что изучают морфемика и словообразование?
– Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.
О т в е т ы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар.
Лексика
– Что изучает лексика?
– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным.
Морфология и синтаксис
– Что изучает морфология? Синтаксис?
I. Найдите «3-е лишнее»:
а) существительное, подлежащее, прилагательное;
б) глагол, обстоятельство, сказуемое;
в) дополнение, определение, существительное.
II. Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло?
4. Итог урока.
– Как вы понимаете значение слова развитой?
– Почему русский язык – один из развитых языков мира?
– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?
Домашнее задание: упражнения 2, 3.
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка и их нарушения в кубанской диалектной речи.
Цель: систематизировать знания, полученные в 5 классе.
Ход урока.
Задание 1.
– Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль:
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».
– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно.
Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.
Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?»
(Выделенные буквы – ударные.)
– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?
Задание 2.
– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
– На какие две группы делятся гласные?
– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.
– Назовите шипящие согласные.
– Как на письме изображается звук [й]?
Задание 3. Фонетический разбор
– Как можно превратить угол в топливо?
– Отобразите это в фонетической транскрипции.
– Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).
Задание 4. Игра «Найди пару»
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.
Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.
После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.
Задание 5.
– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий:
Встревоженный, он ищет, и зовет,
И мечется в тоске жестокой...
Н. А. Некрасов
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
И. Бунин
Лишь вступил на двор широкий,
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех...
А. С. Пушкин
– Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название:
[арфаэп’ийа]
– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.
– Произнесите правильно слова из упражнения 5.
Задание 6.
– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?
– Что значит разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ъ?
– Составьте алгоритм.
Задание 7.
1-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.
2-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.
8. Итог урока.
– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика?
Домашнее задание (на выбор):
1) упражнения 6, 8;
2) написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»
Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.
Цель: систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1.
Найдите общий звук в каждой группе слов:
а) книжка, нож, шар;
б) все, лов, овсом;
в) союз, ясень.
К а р т о ч к а 2.
Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.
Зина обратилась с просьбой1 к Лизе.
К а р т о ч к а 3.
Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.
Не тот хорош1, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
К а р т о ч к а 4.
Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:
1. Морфема – это...
2. В основу слова входят такие морфемы, как...
3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно...
4. Нулевое окончание бывает у...
5. Слова с одинаковым корнем называются...
К а р т о ч к а 5.
Выполните следующие задания:
1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.
2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.
3. Просклоняйте по падежам слово
4. Приведите примеры
2. Постановка проблемного вопроса.
– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?
– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.
Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.
3. Упражнение 10.
Учащиеся заполняют таблицу.
– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.
– Как образовались приставки?
– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?
– Как приставки влияют на значение слова?
4. Творческая работа.
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира