Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
Карточка для второго варианта:
1) на конференци.. 2) на машин.. 3) с башн.. |
1) свеж..м сеном 2) в неглубок..м овраге 3) о голуб..м небе |
1) пиш..т 2) дыш..т 3) люб..т |
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание: упражнение 24, 25
Тема: Сочинение ( по упр. 25)
Цель: развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока.
1. Работа по теме урока.
Учащиеся знакомятся с упражнением 25 и выбирают тему для своего сочинения.
2. Написание сочинения на
3. Чтение и редактирование
4. Написание сочинений в тетради по развитию речи.
Тема: Словосочетание. Простое предложение.
Цель: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении, отработать навыки вычленения словосочетания из предложений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
3. Работа с предложением.
– Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.
Мы часто слушаем народный фольклор.
– В чем заключается ошибка?
– Запишите исправленный вариант предложения.
– Подчеркните основу предложения.
– Есть ли в предложении группа подлежащего?
– Выделите группу сказуемого.
– Сколько словосочетаний в предложении?
– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили?
4. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.
2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.
4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.
5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.
8. Знать наизусть. Главное слово – знать.
9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
5. Работа со схемами. (Через проектор)
– Составьте словосочетания по схемам:
6. Игра «Кто вперед?»
Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6 словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.
7. Беседа.
– Чем словосочетания отличаются от предложений?
– Какова цель каждого высказывания?
Пришла зима.
Пришла зима?
Пришла зима!
– От каких условий зависит выбор знаков завершения?
8. Упражнение 30 (письмо с комментированием).
9. Упражнение 32.
– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и?
– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте.
10. Итог урока.
– Для чего в языке служат словосочетания и предложения?
Домашнее задание: упражнения 33, 34.
Тема: Сложное предложение.
Цель: сформировать понятие о сложном предложении, отработать навыки постановки запятых в сложном предложении.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Работа с предложением. (Через проектор)
Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся,
И тр..щит и пыла..т костер.
– Вставьте пропущенные буквы.
– Сложное или простое это предложение? Как вы определили?
– Как связаны между собой части сложного предложения?
– Объясните постановку запятой перед союзом и.
– Рассмотрите первую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Поставьте необходимые знаки препинания.
– Рассмотрите вторую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Рассмотрите алгоритм. (Через проектор).
– На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?
(Представленный алгоритм
составлен в соответствии с
известными учащимся
1. Определяю: сложное или простое предложение | |
Простое |
Сложное |
Определяю: сколько частей в предложении | |
Определяю части сложного предложения запятыми | |
Работаю с каждой частью как с простым предложением | |
2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены | |
Да |
Нет |
Действую в соответствии с правилом о постановке запятых |
|
3. Определяю: есть в предложении обращение | |
Да |
Нет |
Выделяю его запятыми |
Запятые в предложении не нужны |
3. Упражнение 37.
4. Работа со схемами.
Учитель составляет схемы предложений из упражнения 36. Перед учащимися ставится задача – дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение.
5. Упражнение 39.
Домашнее задание: упражнение 38 (1-й вариант), 35 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках.
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Цель: отработать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Соседи по парте обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «-» напротив неверных. Взаимопроверка.
2. Работа по теме урока.
— Откройте ваши учебники на странице 15.
Прочитайте план синтаксического разбора предложений. Попробуйте по этому плану разобрать предложение: Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
Образец разбора
I Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: она держала. Предложение распространённое. Главные члены предложения — она (подлежащее, выражено существительным) держала (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены: корзину (дополнение, выражено существительным), в руках (обстоятельство, выражено существительным с предлогом), наполненную цветами (причастный оборот).
Затем учитель просит учащихся самостоятельно сделать пунктуационный разбор этого предложения.
3. Закрепление материала. Сделать
синтаксический разбор
Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? В оттепель падал опять снег и прилипал к веткам. Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки. Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
4. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся из простых предложений составить сложные, в которых было бы как можно больше частей (простых предложений).
Вчера я ходила в музей. Он находится недалеко от Красной площади. В этом музее открылась выставка моего любимого художника. Этот художник писал картины на морскую тему. Я провела в музее больше двух часов. Мне очень понравилось рассматривать эти произведения искусства.
Домашнее задание: упражнение 39.
Тема: Прямая речь. Диалог.
Цель: систематизировать знания учащихся о прямой речи, отрабатывать навык составления диалога.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Рассмотрите предложение (на экране).
Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.)
речь (тв. п. ед. ч)
называться (наст. вр., ед. ч.)
речь (им. п., ед. ч.)
другой (р. п., ед. ч., ср. р.)
лицо (р. п., ед. ч.)
передаваемый ( им. п., ж. р. ,ед. ч.)
автор ( ед. ч., тв. п)
дословно.
– Почему непонятен смысл этого предложения?
– Поставьте слова предложения в нужную форму, следуя указателям. Запишите.
В тетрадях должна получиться следующая запись:
«Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно».
– Укажите прямую речь в следующих предложениях (написаны на доске):
1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?»
2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля.
3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края».
– Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.)
– Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется?
– Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 43. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора?
– Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
3. Упражнения 41, 44.
4. Подготовка к диктанту.
– Рассмотрите диалог (спроецирован) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».
А потом позв..нил
Крокодил
И со сл..зами пр..сил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотош.. .
– Постой, не тебе ли
На прошл..й недел..
Я выслал две пары
Отличных калош?
– Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог?
– Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые.
5. Диктант.
Диктант проводится по этому же отрывку.
– Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак во втором предложении.
6. Домашнее задание: упражнение 45.
Тема: Текст.
Цель: сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Работа со схемой (спроецирована).
– Рассмотрите схему.
Признаки |
наличие темы |
наличие или возможность заголовка | |
смысловая связь между предложениями | |
определенная последовательность предложений | |
использование языковых средств связи между предложениями |
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира