Русский язык – один из развитых языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

Вложенные файлы: 1 файл

14794_b413970ee9f35b747d0c37565a5c8fe3.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

– Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение «текста».

– Сравните его с определением в учебнике (с. 19).

– В тексте можно выделить план содержания и план выражения. Какие признаки текста относятся к плану содержания? Плана выражения?

2. Перечислите типы текстов (спроецированы).

–  Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.

Куропатка и машина

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Золотой луг

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло,  я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

Черные озера

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».

3. Игра «Редактор».

– Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. По отношению к Чацкому отношение  Софьи изменилось не в лучшую  сторону.

2. На середину вышел его близкий  приближенный.

3. Исследуемый вопрос уже был  исследован французскими учеными.

4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

5. В конце романа Базаров уже  не так твердо убежден в  своих убеждениях.

Домашнее задание: комплексный анализ текста (автор А.Б. Малюшкин).

 

Тема: Официально-деловой стиль речи, его языковые особенности.

Цель: систематизировать знания о стилях речи, отрабатывать навыки определения стиля, выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.

Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя о целях и  задачах урока.

III. Показ презентации (знакомство с официально-деловым стилем).

 Задание: собери деловое письмо.

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо. Уважаемый систематически семь меры к урокам Александр Николаевич не готов он получил оценок ваш сын примите классный руководитель

Смирнова Л.Н. неудовлетворительных за последнюю неделю

 

Проверка задания.

Уважаемый Александр Николаевич!

 

Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.

Классный руководитель

Смирнова Л.Н.

 

IV. Подведение итогов.

Вопросы для повторения:

Назовите основную цель официально-делового стиля.

Какова сфера применения данного стиля?

В чём особенности официально-делового стиля.

 

V. Домашнее задание.

Чтобы вашим родителям никогда не пришлось получать деловые письма с содержанием, подобным тому, что мы составляли сегодня на уроке, вы должны выполнить домашнее задание на “отлично”. Составьте заявление на имя директора детского центра с просьбой зачислить вас в кружок или спортивную секцию.

 

VI. Оценивание работы учащихся  на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Закрепление материала, подготовка к контрольному диктанту.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение пройденного в 5 классе».

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

1. Данные слова распределите  по столбикам в соответствии  с орфограммой.

Располагать,   р..стение,   изл…жить,   водор.сли,   пол..жить, предл..гать,  р..сли,  отр..сль,  сл..гаемые,  изл…жение,   Р…стов, возр..ст,   положить,   выр…щиваемый,   пол…жение,   р…стовщик, , прил…гательное, взр..щенный, отл..жить, подр…сток, предпол...жение, подр.стать, безотл..гательный, произр…стать.

2. Произведите фонетический разбор данных слов.

Зайчата, летящий, голубого, сватья, прачечная.

3. Соотнесите данные слова и названия частей речи.

Пятерка — прилагательное

Будет — наречие

Вдвое — существительное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Столовая — прилагательное

Темно — существительное

Дайте — существительное

Себе — глагол

Бегу — прилагательное

Мёртвый (человек) — существительное

Весной — причастие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Синева — глагол

Красноватый — существительное

Гостиная — местоимение

Желудевый — глагол

4. Подберите определения  к данным словам.

Звёзды, ночь, небо, тени, месяц.

5.  Придумайте и напишите предложения с данными синонимами.

Вмешиваться, мешаться, ввязываться, впутываться, соваться, путаться, лезть.

6. К данным словам подберите глаголы.

Поэт, автор, прозаик, народ, персонаж.

7. Составьте тест из пяти заданий на тему: «Буквы О—А в корнях Лаг-Лож и Раст-Рос».

8. Определите, какими членами предложений являются данные слова.

— Мне не спалось.

— Мы отдыхали у Черного моря.

— Это был старик с седыми висками.

— Мы услышали громкое «ура!»

— По-французски это звучало гораздо красивее.

— Солнца луч прощался с нами.

— Они сидели в гостиной.

— Идите тише.

— В воздухе прохлада.

— Люблю рыбалку на рассвете,

9. Произведите синтаксический  разбор данного предложения.

Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского дома.

10. Напишите сочинение-миниатюру, в котором опишите ветку сирени.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение пройденного в 5 классе».

Цель: отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков.      

I       

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. 
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. 
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.  
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)       

II       

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей. 
      Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку. 
      В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. 
      «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)

 

 

      III       

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес. 
      Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. 
      Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь! 
      Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. 
      Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)       

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

 

 

 

 

 

Тема: Анализ диктанта. Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика. Фразеология».

Цель: систематизировать знания о лексическом составе русского языка, о лексикологии как науки о языке.

Ход урока.

1. Анализ контрольного диктанта. Беседа.

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.

2. Словарная работа.

На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, заем по памяти записывают слова в тетрадь.

– Что означает слово брошюра?

– А слово ручка?

– Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.)

3. Работа со словарем.

– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав (3-й ряд).

– Многозначными или однозначными являются эти слова?

– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Учитель показывает ученикам запись:

Лук1, а, м. Растение.

Лук2, а, м. Оружие для метания стрел.

Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира